Опыт работы учителя ИЗО МБОУ СОШ №168 Фоменко Т.Я.
Путешествие русского народного костюма с урока изобразительного искусства на подиум.
«Покрой русского платья незатейлив, но затейливы были детали его, пуговки, застежки». И. Я. Билибин
Цель:
Создать русский народный костюм используя урочную и внеурочную деятельность учеников.
Задачи:
Рассмотреть деятельность учителя и ученика для достижения планируемого результата;
Выявление общепрофессиональной компетентности учителя для успешного формирования специфической деятельности обучаемого;
Предложить разнообразные подходы в обучении школьников для того, чтобы вовлечь в художественно творческую деятельность каждого обучающегося, в том числе одаренных учеников.
Педагогическая деятельность учителя обусловлена взаимодействием педагога и обучаемого. Невозможно рассматривать деятельность педагога в отрыве от объекта деятельности. Деятельность обучаемого и планируемый результат влияют на характер деятельности педагога. Более широкие возможности художественно- творческого развития на уровне общего среднего образования предоставляют образовательные учреждения с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла. Такой является школа, в которой я осуществляю свою профессиональную деятельность. Свою профессиональную компетентность я рассматриваю как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Одной из таких задач бала популяризация русской народной одежды. Мне хотелось необычно ввести ученика в мир русского народного костюма. Рассказать об исторической и обрядовой среде в которой формировался облик традиционной одежды русского народа. Самый успешный способ- это действовать на основе практического опыта. Народный костюм есть в музеях, но счастье для художника, когда он может непосредственно взаимодействовать с объектом его интереса. Работая в летнем православном лагере я с удовольствием сначала любовалась как носит народный костюм «матушка», а затем и сама примерила и стала использовать такую одежду в работе с детьми.
Вернувшись в город, я не забыла этого опыта и на уроке в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм» я уже не просто описывала характерные особенности народной одежды, но и проиллюстрировала своими фотографиями из детского православного лагеря. На уроке ученикам было предложено составить костюм, в котором ходили на «Русском Севере», и что надевали в южных губерниях России.
Познакомившись с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки можно и самим создать исторический костюм- точную маленькую копию настоящего наряда, в котором красовались на гулянье деревенские девушки. В такую одежду можно нарядить картонную куклу, и освоить простейшие основы макетирования. Из простого на первый взгляд ненужного материала (оберток от шоколада, тряпичных лоскутков, тесьмы и бусинок) ученики создают удивительные по разнообразию куклы в народной одежде. Так простая бумага превратится в рубаху с вышивкой, а бисер- в речной жемчуг, украшающий старинный кокошник русской красавицы. Все, что подскажет нам фантазия, может пригодиться для кукольных костюмов и украшений.
Завершив макет русского костюма на куклу, мне захотелось сшить и настоящие костюмы используя учебные работы как эскизы. Так появился женский костюм Рязанской губернии, комплекс женской верхней праздничной одежды Тамбовской губернии. Первая коллекция «Русские мотивы» в 2013 году учувствовала в ежегодном межрегиональном конкурсе «Славенка», где заняла второе место. В этом же году на базе школы я создала «Школьный театр моды «Забава».
На уроках в 8 классе по теме 4 четверти «Мода, культура и ты», появилось желание интерпретировать мотивы, заложенные в традиционной русской женской одежде. В основу многих эскизов современной одежды, которые разрабатывали ученики восьмого класса, легли принципы построения силуэта, покроя и активного характера орнамента, присущие русскому костюму. Однако в своих эскизах мы, как и художники из народа, не копировали чужие образцы, а перерабатывая их, придавали им русский характер и авторский взгляд. По этим эскизам создана коллекция «Шаль- платок- платочек» она была представлена на XIII фестивале- конкурсе детского и юношеского творчества «Мода от А до Я» занявшая 3 место. Эскизы Табатчиковой Николь отмечены специальным призом жюри.
Моя работа направлена на поиск новых форм с широким использованием национальных традиций русского народного костюма. Мы попытались создать программу «Уроки народной культуры» как модули, которые можно включать в различные существующие программы, а также в качестве самостоятельных элективных курсов, например: в рамках предмета «Технология» для учеников 5-6 классов и в рамках элективного курса «Театр моды» для учащихся 9-10 классов. Программа позволила мне не только поддержать интерес учеников нашей школы, но и найти педагогов готовых поддерживать и развивать данное направление. Уроки народной культуры в рамках предмета «технологии», театра, музыки. В заключении хочется отметить, что апробация программного образовательного модуля «Уроки народной культуры» в рамках предмета «Технология» в 5-6 классе в настоящий момент проходит успешно, о чём свидетельствуют положительные отзывы детей и родителей.
Тематическое планирование
Тема 1 (2 часа). Вводное занятие. Знакомство с историей и назначением разных национальных костюмов. Знакомство с русским национальным костюмом, его составляющими частями, их названиями. Особенности костюма девочки, девушки, замужней женщины. Два основных вида русского женского костюма - сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:
Сарафан - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Понёва - набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
Запона - девичья одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
Шушпан - холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом.
Тема 2 (2 часа). Сведения о материалах для изготовления русских народных костюмов:
Ткани: ситец, лён, батист, маркизет, чесуча, шерсть.
Нитки для вышивки: мулине, шерсть, лён.
Пряжа: шерстяная, ирис.
Тема 3 (2 часа). Выбор моделей костюмов для индивидуальных проектов. Создание эскиза костюма. Выбор тканей и материалов.
Тема 4 (2 часа). Раскрой основных частей костюма.
Тема 5 (6 часов). Технологии шитья костюмов.
Тема 6 (2 часа). Декоративное оформление костюма. Расположение орнаментов на нарядах, обережная защита, значение разных элементов в орнаментах, цветовое решение вышивки при различных назначениях одежды.
Тема 7 (4 часа). Изготовление головного убора и обуви.
Головные уборы:
Кичка - праздничный головной убор замужней женщины.
Сорока - род повязки с твёрдым околышем.
Кокошник - в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Повойник - мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
Обувь:
Лапти - низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Башмаки - изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
Чеботы - вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие из атласа и бархата. Чеботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Тема 8 (2 часа). Подготовка дефиле. Подбор музыкального сопровождения.
Тема 9 (2 часа). Создание целостного образа. Творческий показ коллекции театра моды «Народные мотивы».
Стоит обратить особое внимание на то, что изучение народного костюма и освоение практических навыков его изготовления для детей имеют смысл лишь тогда, когда есть возможность практического использования самостоятельно изготовленного костюма. На праздниках, концертах, юбилее школы- исполняя народные песни и танцы. Участвуя в городских, региональных фестивалях и конкурсах ученики получают возможность пополнить свое портфолио получить опыт профессиональной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на Юг. Санкт-Петербург «Паритет» 2011.
2. Наумова Е.М. Сарафаны в собрании музея- заповедника «Кижи». Петрозаводск 2016.
3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм, как художественно- конструкторский источник творчества. Издательство В. Шевчук, 2012.
4. Томилов Н.А., Коровушкин Д.Г. Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 2002