СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы учителя биологии Матусевич Т.В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по предмету  биология

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя биологии Матусевич Т.В.»


Проблемное обучение на уроках биологии как средство  активизации познавательной деятельности учащихся

Познавательная активность - это качество деятельности школьника, глубина и осознанность которого зависит от познавательного интереса. Проблемное обучение способствует развитию интереса, так как даёт возможность учащимся определить собственный личностный смысл и ценность отношений, возможность творчески осваивать новый опыт; поиск и развитие критического мышления, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности, ролевое и имитационное моделирования. Таким образом, ведущая педагогическая идея заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной активности школьников через проблемное обучение, и как следствие – развитие личности.

Мой практический опыт работы в школе показывает, что большинство учеников, особенно на II ступени обучения, имеет слабую мотивацию к обучению, которая с каждым классом падает.

Теоретическая база сформулирована на идеях: М.И. Выготской, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Махмутова Л.С., Леонтьева А.Н., Амонашвили Ш., Т.И.Шамовой, Колеченко А.К., Талызина Н.Ф.

Известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.

Теория активизации процесса обучения разработана Шамовой Т.И.. Она считает, что «в процессе собственной деятельности формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность» [14, 109].

Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. На широком использовании активных методов строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым. С его точки зрения, «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». [8, 205]

По Л.С. Выготскому, преподаватель должен быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с каждым учащимся. Ш. Амонашвили же пришёл к выводу, что «пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах». [5,82]

Таким образом, в рамках моей работы познавательной активность – это стремление и умение учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решить познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающего мира. Проблемное обучение является «пусковым механизмом» данного процесса, который обязательно приводит к достижениям в учебно-познавательном процессе и развитию личности школьника.

Я работаю учителем биологии в муниципальном образовательном учреждении Таганской средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Петра Григорьевича Яценко с 1991 года. Преподаю биологию с 5 по 11 класс. Основным средством обучения является учебник. В кабинете биологии имеется компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, муляжи, микроскопы, различные коллекции растений и животных, гербарный материал. Набор авторских инструктивных карточек, тестовых заданий .

Наша школа находится на берегу озера Чаны, что позволяет вместе с детьми вести исследовательскую работу экологического направления, при проведении экскурсий и исследовательской работы привлекаем родителей. Занимаемся с учениками 5-6 класса в международном сетевом научно-исследовательском Интернет-проекте « Глобальная школьная лаборатория», где совместно с детьми в течение года выполняли естественнонаучную работу по исследованию природы родного края, составляли отчеты о проделанной работе, провели четыре исследования в природе, делали фотографии, делились своими результатами с единомышленниками, размещая все на сайте «Глобаллаб» в Интернете. (http://www.globallab.ru) Поддерживаю тесную связь с экологическим кружком в СДК, совместно проводим библиотечные уроки на экологическую тему с сельской библиотекой1. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием по теме: «Проблемное обучение на уроках биологии как средство  активизации познавательной деятельности учащихся», выступаю на заседаниях школьного методического объединения. На районном августовском совещании выступала с темой :«Проектно исследовательская работа на уроках биологии и внеурочное время». Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий. Учащиеся должны испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Кроме этого полноценное обучение возможно при кооперации учащихся между собой, без прямого вмешательства преподавателя. Следовательно, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, так как восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками – лишь при собственной деятельности учащегося. Использование проблемного подхода в обучении биологии позволяет развивать в каждом ребенке мыслительную активность, вести его от репродуктивного обучения к активному. Не от­рицая значения иллюстративно-объяснительного метода, на уроках биологии отдаю предпочтение

методам:

    • частично-поисковым: эвристическая беседа, практические занятия, поисковые задания, проблемные семинары, сбор материала.

  • поисково-исследовательским: лабораторные работы, экскурсии, эксперимент, проект.

  • практическим: тестирование.

  • проблемным: ответ на проблемный вопрос, выступления, решение биологических задач.

  • информационно-развивающим: диалоги, дискуссии.

  • игровым.

Использую приёмы:

  • Опора на жизненный опыт.

  • Учет вектора познавательного интереса.

  • Побуждение к поиску альтернативных решений.

  • Выполнение творческих заданий (по желанию).

  • Предъявление заданий на смекалку.

  • «Мозговая атака».

  • Создание ситуаций успеха.

  • Стимулирующее оценивание.

В рамках образовательного процесса я практикую с учащимися 8 классов обобщающие уроки, направленные на формирование понятия "здоровья" как главной ценности:"Здоровье человека и общества", "Первая помощь при кровотечениях", "Гигиена воздуха", "Первая помощь при нарушениях дыхания", "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний", "Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения". Активно веду пропаганду "Здорового образа жизни" через конкурсы с разнообразной тематикой: "Брось сигарету!", "Чистые легкие", "Выключи сотовый в школе!", "Жевательная резинка - или здоровый желудок:", выпускаются газеты, плакаты, листовки. Практикуем прогулки и экскурсии в природу, следим за чистотой пришкольного участка и прилегающей территории, за чистотой своей речи, культурой поведения и общения.

В качестве форм организации образовательного процесса я использую наряду с традиционным уроком, уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-ассоциации, ролевые игры, уроки сказки. На уроках часто звучат стихи, поговорки, пословицы, загадки, сказки, тексты из художественных произведений

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в рамках работы экологического кружка и участие в Интернет проекте ГлобалЛаб

Дети выполняют исследовательские и творческие работы, занимаемся разведением цветочно-декоративных растений на школьном цветнике.

Два раза в год с ребятами экологического кружка очищаем берег озера Чаны от мусора. К тому же в нашей школе дети в летнее время на учебно-опытном участке применяют свои знания на практике: проводят различные опыты, наблюдают за фенологией растений, занимаются посадкой, выращиванием растений и сбором урожая.

Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

    • проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

    • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

    • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    • коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Конечно, много еще и не решенных проблем, над которыми нужно работать.

Для этого необходимо:

- перевести образовательный процесс на современный более

качественный уровень

-разработать методику организации и подготовки учащихся к

итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ и ГИА;

-создать коллекцию мультимедийных презентаций по биологии.



Литература

Библиографический список:

  1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999 №3

  2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002.

3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 1977.

5. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.:
Просвещение, 1975

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.

  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.

8. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии
//Образование в современной школе. 2003 г.- № 6

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:2 кн. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  2. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М.: Госполитиздат , 1961.

11. Якиманской И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной
школе» – М., 1996.

  1. Издательский дом "Первое сентября" E-mail: festival@1september.ru

  2. http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

  3. http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

  4. http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).












































1

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!