Опыт работы по теме
Кружковая деятельность
«Пластилинография»
Филина Валерия Алексеевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 18 имени Героя Советского Союза Евгения Фёдоровича Волкова» (учебный корпус «Мультяшки»)
Актуальность
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование опыта
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изофбразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.) Многие педагоги прошлого – Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель, - говоря о значении изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка. Подчеркивали, что художественные занятия создают основу для полноценного и содержательного общения, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии: - создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах; - создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы
Цель опыта.
Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
.
Задачи опыта.
1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином;
2.Находить оригинальные способы для создания художественного образа;
3. Свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами;
4.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
5.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
6.Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца
.
Этапы накопления и систематизации опыта:
Подготовительный этап:
Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве
Внедренческий этап:
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Технология реализации опыта
Диагностический этап
Выявить уровни представлений, практических умений детей в образовательной области «Художественное творчество».
Мониторинг по выявлению уровня владения навыками и умениями использования техники пластилинографии.
Основной этап
Организация занятий согласно перспективному плану. Работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки. Ознакомление родителей с техникой пластилинографией.
Комплекс занятий по пластилинографии.
Итоговый этап
Выявить уровни художественных способностей детей посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы.
Мониторинг по выявлению уровня овладения навыками и умениями использования техники пластилинографии. Оформление выставок.
Технология реализации опыта
- Виды пластилинографии;
- Материалы и инструменты;
- Методы обучения;
- Приемы лепки;
- Цели и задачи;
- Этапы работы.
Технология реализации опыта
Блоки/разделы:
Художественно-эстетическая деятельность состоит из четырех блоков педагогического процесса.
1. НОД с детьми плановая работа в технике пластилинография. Для совершенствование творческих навыков и формирование интереса к изобразительно-прикладному искусству , воспитателем разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Беседа по теме занятия ц еленаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей .
2.1. ИКТ- Презентация или видео по теме занятия. Для получения новых знаний и обобщения имеющихся.
3. Самостоятельная деятельность детей под контролем и помощью педагога (работа с пластилином).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Технология реализации опыта
Раздел 1.
- НОД : « Знакомство детей с пластилинографией», «Осенние листочки», «Змейка», «Золотая рыбка», «Пингвины на льдине», «Цветы для мамы», «Подводное царство», «Подснежник».
- Беседы : «Краски осени», «Обитатели рек и озер», «Замечательные пингвины», «8 марта мамин праздник», «Я люблю весну и первые цветы».
- Выставка готовых работ детей для родителей.
Результативность опыта.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
.