СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы

 

«Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»..»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Незабудка» № 133




Опыт работы

Григорьевой Виктории Викторовны





Тема:



«Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста».






















Г.Комсомольск-на-Амуре

2017 г.


Содержание:

Вступление


Раздел 1. Справочно – информационные сведения об опыте

Раздел 2. Технологические сведения об опыте

Раздел 3. Сведения о перспективах использования опыта

Литература


































Вступление



Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого вниманиия педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.


Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

Известен научно – обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают

такого положительного результата при выполнении двигательных заданий,

как оборудование и пособия.


Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:


1. Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;


2. Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;


3. Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;


4. Повысить моторную плотность физкультурных занятий;

уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;


5. Развивать чувство цвета и формы;

развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.


В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.


1


Раздел 1.

Справочно – информационные сведения об опыте.

Тема опыта: «Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста».


  1. Автор опыта: Григорьева Виктория Викторовна.


  1. Место функционирования опыта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Незабудка» № 133


Длительность функционирования опыта: над данной проблемой

работаю с 2014 г.


  1. Уровень новизны опыта: поисково – изобретательский.

6. Опыт представлен: настоящим описанием.




Раздел 2.


Технологические сведения об опыте.


1. Актуальность опыта


Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.

Один из путей решения данной проблемы – использование нетрадиционного спортивного оборудования, которое может:

- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-

оздоровительной работы;

- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах

движений;

- обогатить двигательный опыт;

- развивать творчество и фантазию;

- заинтересовать детей;

- изменить стиль работы воспитателей.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится

интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают

«двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы.

Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы

мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно.

Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий.

Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.


2. Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель:


Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.


ЗАДАЧИ:


1. Укреплять здоровье детей.


2. Обогащать знания детей о мире предметов.


3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных

упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном

значении.


4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной

деятельности для повышения двигательной активности.


5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.


  1. Педагогические средства, используемые в опыте

1.Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения,

праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки,

самостоятельная игровая деятельность.

  1. Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

  2. Методы: наглядные - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов. Показ физических упражнений.

Словесные - с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Практические методы. Применяются для создания мышечно-

двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления

двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные

связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь

рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы

не утомлять детей на одном занятии.

  1. Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.

4. Технология работы

Успех физкультурных занятий, и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов,

индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия

необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побудили меня к поиску новых форм работы.



Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил.

1. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям:


2. Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.


3. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.


4. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.


5. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.


В нашем спортивном зале и группе имеется необходимое стандартное оборудование,

спортивный комплекс, но изготовленное мною нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям, желание поиграть с новыми для них атрибутами.

Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает

двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более

наглядными, понятными.


Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы.

Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить

игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.


Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики

детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:


- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;


- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;


- создать условия для проявления максимума самостоятельности,

инициативы, волевых усилий;


- приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного

оборудования в самостоятельной деятельности;


- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг

представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их

оздоровительном значении.

Настрой ребенка, его желание заниматься физической культурой во многом зависит от оформления зала.

Поэтому одной из первых задач я поставила оформление

физкультурного зала, придав ему яркий, необычный вид и сделав все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение.

В спортивном зале имеются мягкие игрушки: зрительные ориентиры: мишка, крокодил, львёнок, медвежонок используемые в минуты зрительной

гимнастики для снятия мышечного и зрительного напряжения.

Я предлагаю детям следующие задания:

«Найдите медведя, подойдите к нему и назовите какого цвета он, и.д. На полу расчерчены разметки, они служат ориентиром для ходьбы и бега в колонне, а ориентиры сделанные из линолеума красочные и яркие помогают перестроиться из одной колонны в три.

На углы ковра ставятся игрушки, по которым дети ориентируются, выполняя разные команды, например ходьба по диагонали.

Ориентиры помогают выбрать направление движения, осваивать разные способы выполнения движений.

Вдаль длинной стороны ковра так же ставятся игрушки разного цвета,

которые для малышей служат ориентирами для построения, а также используются в играх малой и средней подвижности: «найди свой домик»,

«Кто быстрее займет (дом уточки), «Кто быстрее прибежит к медведю?».

При этом развиваются умственные способности, мышление.


Для игр у стены были изготовлены мишени, которые представляют собой

универсальный тренажёр для развития и совершенствования навыков

владения мячом у детей от 3 до 7 лет. С помощью этого тренажёра можно

развивать меткость, скоростные и силовые качества, координацию движений, ловкость, глазомер, внимательность. А с помощью ладошек на стене и игры «Достань рыбку» развивается координация, пространственное воображение, понимания пространственных отношений (право – лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Для формирования осанки, костно – мышечного корсета и развития координации движений была изготовлена степ – скамейка.

Это пособие, предназначенное для работы с детьми 4-7 лет. Она позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях. Ее можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины

Степ-скамейка сделана из экологически чистого материала – дерева.

Степ-скамейка развивает эстетический вкус и интерес к занятиям. Ее можно использовать не только при выполнении ОРУ, но и в водной части занятия, в основных видах движений, в подвижных играх («Кот и птички», «Бездомный заяц», «Не оставайся на земле», «Акула и рыбки», «Цирковые лошадки»).


Для профилактики осанки я использую «Разноцветные шары». Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.


«Султанчики»

На деревянной палочке крепятся:

- полоски полиэтиленового пакета;

- тонкие атласные ленты;

Используются султанчики в общеразвивающих упражнениях, а так же на праздниках

Совместно с родителями старшей группы - из колготок были изготовлены «Косички» разных цветов.

Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию. Особое влияние они оказывают на укрепление кистей рук.

Используются в общеразвивающих упражнениях с детьми, начиная со среднего возраста.

Чтобы более отчётливо выделить в движении плавность, мягкость, стремительность изготовила «Ленты», которые вызывает у детей стремление выполнять упражнения красиво.

Ленты я использую в общеразвивающих упражнениях с детьми всех возрастов.

Так же ленточки можно использовать и в подвижных играх «Найди свой цвет», «Ловишка с лентами.

В своей работе я использую «Парашют» - это многофункциональное пособие. С ним можно выполнять упражнения по коррекции осанки, развитию мелкой моторики рук, дыхательной мускулатуры, на релаксацию,

охрану зрения.

Проведение физкультурного занятия «Поможем Буратино найти золотой ключик» в старшей специализированной разновозрастной группе от 5 до 7 лет с использованием нестандартного оборудования на городском методическом объединении показало, что увеличение двигательной активности детей возможно, как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что

позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться

овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования

– новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в

своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным

оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Приоритетной задачей детского сада является физкультурно-

оздоровительная работа, поэтому в систему по физическому воспитанию

детей включены коррекционно-профилактические упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самоммасаж; фито чай.

Плоскостопия – самые распространенные заболевания детей. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение

таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки. Так что два этих патологических процесса тесно взаимосвязаны

Самая распространенная причина плоскостопия – это слабость мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, ношение неправильной подобранной

обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела. Поэтому плоскостопие

чаще встречается у ослабленных и тучных детей. Именно для этих детей была изготовлена искусственная тропа здоровья, которая сделана из дорожки

с пробками, массажными ковриками, камушками в ёмкости.

Для развития координации движений, ловкости, смелости были изготовлены «Туннели».

Занятия с «Универсальным бревном» помогают детям повысить физическую активность, стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, улучшить координацию движений.

«Подвесное бревно» способствует формированию фундаментальных

координационных способностей: пространственной

ориентации, равновесия, различных реакций.


Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием нестандартного физкультурного оборудования изготовленного мной, воспитателями, родителями и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные коврики для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мостики для перепрыгивания, султанчики, косички, колпачки и многое другое.


Чтобы выполнить программу по развитию движений, одних физкультурных

занятий недостаточно, надо обеспечить активную двигательную деятельность в течение всего дня.

Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства

взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива.

На педагогическом совете я выступала с консультацией для воспитателей:

«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы»

Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте, верит, что все усилия пойдут на пользу, если ребёнок чувствует, что о нём заботятся, что он

полноправный человек со своими желаниями и возможностями и у него всё обязательно получится. Я всегда с терпением, пониманием, любовью отношусь к своим воспитанникам, искренне, с радостью принимаю их успехи, и они мне платят тем же, благодарностью и любовью.

5. результативность опыта


Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес детей к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения движений. Это находит своё подтверждение в результатах диагностического обследования.


Динамика уровня физической подготовленности детей за два учебных года: средняя 2015-2016, подготовительная 2014-2015



Средняя группа


Подготовительная группа


Динамика уровня физической подготовленности детей за два учебных года: средняя 2015-2016, подготовительная 2014-2015



Средняя группа







Подготовительная группа




Раздел 3.


Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.


1. Теоретико – практические основы опыта


В основу опыта легли рекомендации Кудрявцева и Егорова «Развивающая педагогика оздоровления»



2. Условия эффективности опыта


- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 12 часовым пребыванием, - Средняя наполняемость групп – 25 детей.

Спортивный зал оснащён всем необходимым оборудованием указанным в приложениях.


3. Перспективы и возможности использования опыта


Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.

  Нестандартное спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготовлением нестандартного физкультурного оборудования.

К изготовлению такого оборудования привлекаю родителей, объясняя важность и нужность такой работы. Чтобы заинтересовать родителей к изготовлению нестандартного спортивного оборудования, в детском саду прошел смотр - конкурс такого оборудования.

Сколько выдумки и смекалки проявили родители, при его изготовлении, а самое главное, спортивный уголок  группы пополнился новым нестандартным инвентарем, с которым охотно играют и занимаются наши дети. Теперь в уголке можно увидеть различные массажные дорожки, следочки для профилактики плоскостопия, кольцеброссы, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, маски и многое другое. В результате проделанной работы в группе, сократилось количество детодней, пропущенного одним ребенком.

Таким образом, для сохранения здоровья воспитанников, необходимо создание условий для двигательной активности детей, как в группе, так и на участке детского сада.

В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования;

Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;



Литература


  1. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010



  1. Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников» 2011г.


3. Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/


4. Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5

с. 10 – 20/


5.Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного

оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.

6.Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных

занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.


  1. Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в

условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –

С. 5-9.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!