«Опыт работы и реализация образовательного курса по финансовой грамотности обучающихся начальной школы (4 класс)»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
В современной концепции образования подчеркивается особое значение младшего школьного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с денежными вопросами, самостоятельно посещают магазины, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ» участвовал в реализации курса финансовой грамотности в 4 классах. Была разработана дополнительная образовательная программа социальной направленности «Финансовая грамотность».
Актуальность программы Образование финансовой грамотности в начальной школе мотивирует обучающихся в дальнейшем на углубленное изучение экономики в рамках обществознания, а в старшем звене углубленное изучение экономики.
Программа «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи, создана на основе базовой программы – Финансовая грамотность, автор материалов для учащихся 4 класса — Г. Гловели, Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Цель программы - содействовать в формировании экономической культуры и компетентности личности экономическому познанию через развитие экономического образа мышления.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной программы 10-11 лет, группа формируется по желанию.
Курс рассчитан на 16 часов.
Учебные материалы и задания подбирались в соответствии с возрастными особенностями детей и включали: такие формы занятий как, лекции, доклады, практические занятия, видеопросмотры материалов по финансовой грамотности, практикум, игры, проекты, викторины, мини-исследования и проекты.
Педагогические технологии, используемые для достижения результатов обучения на занятиях по финансовой грамотности:
1. Групповые технологии.
2. Проектная технология.
3. Игровые технологии (ролевые игры)
4. Метод индивидуального подхода
Чтобы провести апробацию курса «Финансовая грамотность» были разработаны контрольно-измерительные материалы, которые использовались при входной и выходной диагностики. Задания были подобраны из всех разделов «Финансовой грамотности»
Контрольная работа из трех заданий:
Задание 1. Тест.
За каждый верный ответ – 1 балл.
Максимальное количество - 8 баллов.
Задание 2. Решить задачи
За каждую правильно решенную задачу — 5 баллов. Максимальное количество 15 баллов.
Задание 3. Ответить на вопрос (мини-сочинение).
Максимальное количество - 7 баллов.
0- 10- низкий уровень освоения программы
11- 20- средний уровень освоения программы
21 - 30 баллов - высокий уровень освоения программы
Рассмотрим общие результаты
Из представленных результатов видно, что до проведения курса по «Финансовой грамотности» доминирует низкий уровень знаний по финансовой грамотности 66%, средний уровень составляет 26%, но есть и высокий уровень 8%, что говорит о заинтересованности некоторых детей в сфере финансовой грамотности.
После проведения курса по «Финансовой грамотности» низкий уровень отсутствует, средний 33%, превалирует высокий уровень освоения программы 67%, что говорит о проявлении интереса детей к финансовой грамотности.
Кроме того многие дети с помощью родителей открыли дополнительные дебетовые карты к счету родителей на имя ребенка, осознавая, что это удобная альтернатива наличным.
По итогам проектной деятельности одна из учениц стала победителем районного научного общества школьников, выступив с темой «Семейный бюджет», разработав карточки и памятки для проведения занятий по курсу «Финансовая грамотность». Кроме того она стала победителем Всероссийского конкурса рисунков 2017 году «Вашифинансы»
С 9 апреля по 22 апреля 2018 года обучающиеся МБОУ "Лицей №165" принимали участие в четвертой Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи. В рамках Недели финансовой грамотности прошли следующие мероприятия:
·онлайн-уроки финансовой грамотности
·финансовая игра "Налоги"
·квест "Копейка рубль бережет"
·викторина "Финансовые грамотеи"
·видео-урок "Платежные услуги: как расплачиваться через интернет и терминалы оплаты"
·конкурс и выставка рисунков "Азбука финансовой грамотности со Смешариками".
Дети научились делать выводы, которые помогают определять жизненно важные возможности и потребности человека, соотносить собственные желания и возможности, а так же понимание того, чтобы стать специалистом, мастером своего дела, нужно много и упорно трудиться.
Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.
«Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным»
«Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром»
Бенджамин Франклин
Форма подведения итогов изучения программы | Содержание | Оценка результатов |
Итоговая работа | Контрольная работа из трех заданий: Задание 1. Тест. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество - 8 баллов. Задание 2. Решить задачи За каждую правильно решенную задачу — 5 баллов. Максимальное количество 15 баллов. Задание 3. Ответить на вопрос. Максимальное количество - 7 баллов. | 0- 10- низкий уровень освоения программы 11- 20- средний уровень освоения программы 21 - 30 баллов - высокий уровень освоения программы |