СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «Экономическое воспитание как залог успешного развития дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и привить такие нравственные качества, как:  дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развивалось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Экономическое воспитание как залог успешного развития дошкольника»»

Опыт работы «Экономическое воспитание как залог успешного развития дошкольника»


Работая над реализацией государственного проекта «Успех каждого ребенка» Каждый из нас понимал, что судьба государства зависит от политической, правовой, нравственной и экономической грамотности молодого поколения. Поэтому мы считаем, что экономическое воспитание в настоящее время актуально и востребовано.

В 2020 году в нашем МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко» старшим воспитателем совместно с педагогами была разработана парциальная программа «Экономика малышам» по экономическому воспитанию дошкольников старшего возраста. Данная программа была успешно реализована в течении учебного года. Работая над этой темой, мы увидели, что экономика и дошкольники лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. На самом деле экономика не отделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Ведь малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купле – продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искажённом уровне. Именно в семье он впервые познаёт цену труда, доходов и расходов. При включении экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, мы не ведём речь о полноценных знаниях, умениях и навыков обращение с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которая в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Проведя диагностику детей старшей, подготовительной и группы компенсирующей направленности по экономическим понятиям и проанализировав ее результаты, мы пришли к выводу, что знания детей в этой области требуют совершенствования.

Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мы ознакомились с разными методическими разработками и программами. Составили тематическое планирование и перспективный план.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Второй этап нашей работы начался с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения.

В группах были созданы центры «Финансовая грамотность», в которых расположены настольно-печатные игры по экономике, такие как: «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги», «Парк аттракционов», «Охотники за сокровищами».

Например, в игре «Парк аттракционов» дети получают представление о том, как разные покупки способны влиять на общий бюджет и финансовую ситуацию. Например, более дешёвые активы способны в будущем принести больший доход, чем дорогие. Но все зависит от того, как именно вы сумеете ими распорядиться, что учит тактике и умению просчитывать риски. А также игра научит детей вести денежные расчёты, знать чувство меры, быть внимательными и принимать самостоятельные решения.

Виды игровой деятельности проводились 1 раз в неделю и включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности.

В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.

Предлагали детям разные игровые ситуации, например: «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Они внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.

В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка». А также делали логические выводы, которые позволяли понимать окружающий мир, различные явления и события.

Активно на занятиях использовали сюжетно – ролевые игры. Игра в «Магазин» всем очень знакомая, но, если ее рассмотреть с точки зрения экономики она приобретает совсем другой смысл. И так дети идут в магазин, но прежде чем туда пойти мы обсуждаем какие покупки нам необходимы, так уж сильно они нужны или мы сможем обойтись и без них, то есть мы разбираемся с понятиями потребности и желания, вот, казалось бы, маленькая проблема, но она затрагивает столько различных направлений в воспитании ребенка, то есть понимание разницы между потребностями и желаниями поможет ему быстрее достигать своих целей, жить в реальности.

При игре в магазин, дети учились расплачиваться за купленный товар, определять достоинство монет и купюр, знакомились с понятиями: стоимость, товар, цена.

Играя в сюжетно – ролевую игру «Банк» дети примеряли на себя различные роли: кассир, родитель, который идет снимать деньги, учились использовать дебетовые карты, оплачивали в кассе коммунальные услуги, получали свои первые карточки. Для этой игры были подобраны и изготовлены атрибуты.

В этом нам, конечно, помогли родители. Детям игра понравилась, они очень много узнали интересного о банке. Теперь они с большим удовольствием играют в нее сами.

Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Жадная старуха», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры у детей.

В работе мы использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников «Лесное кафе», «Муха Цокотуха», «Три поросенка». Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» нами были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал сам.

Взрослый находился за кругом детской деятельности, создавая развивающую предметно-пространственную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов.

В развитии дошкольников большую роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором располагались:

 консультации «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении», «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»;

 папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;

 памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей. Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществлялось через различные формы взаимодействия:

 анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура»;

 беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;

«Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» Практикум проходил на платформе «зум». Педагоги совместно с родителями обсудили важность экономического воспитания детей. Родителям было дано задание вместе с детьми сходить в магазин. Ребенку давалась определенная сумма денежных средств на приобретение ограниченного списка продуктов к ужину. Родители в этот момент снимали ребенка на видео. Все дети при покупке продуктов вели себя по-разному. Кто – то купил только то, что сказали родители, а некоторые приобрели то, что не входило в список. Затем на платформе «зум» обсудили с родителями разные ситуации, кто из детей что купил. После подведения итогов, обсудили с детьми в группе как нужно было правильно поступить.

Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности», на котором провели анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье». Обсудили следующие вопросы:

- Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?

- Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?

Была проведена игра: «Яблоко или груша?». Родители узнали много нового о финансовой грамотности. Интерес к данной теме только усиливается с познанием нового. Родители выразили свое отношение к рекомендациям воспитателей, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей. Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры по средством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры и дала возможность добиться положительных результатов.


В конце года нами была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и привить такие нравственные качества, как: дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развивалось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!