Опыт работы «Экономическое воспитание как залог успешного развития дошкольника»
Работая над реализацией государственного проекта «Успех каждого ребенка» Каждый из нас понимал, что судьба государства зависит от политической, правовой, нравственной и экономической грамотности молодого поколения. Поэтому мы считаем, что экономическое воспитание в настоящее время актуально и востребовано.
В 2020 году в нашем МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко» старшим воспитателем совместно с педагогами была разработана парциальная программа «Экономика малышам» по экономическому воспитанию дошкольников старшего возраста. Данная программа была успешно реализована в течении учебного года. Работая над этой темой, мы увидели, что экономика и дошкольники лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. На самом деле экономика не отделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
Ведь малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купле – продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искажённом уровне. Именно в семье он впервые познаёт цену труда, доходов и расходов. При включении экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, мы не ведём речь о полноценных знаниях, умениях и навыков обращение с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которая в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.
Проведя диагностику детей старшей, подготовительной и группы компенсирующей направленности по экономическим понятиям и проанализировав ее результаты, мы пришли к выводу, что знания детей в этой области требуют совершенствования.
Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мы ознакомились с разными методическими разработками и программами. Составили тематическое планирование и перспективный план.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Второй этап нашей работы начался с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения.
В группах были созданы центры «Финансовая грамотность», в которых расположены настольно-печатные игры по экономике, такие как: «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги», «Парк аттракционов», «Охотники за сокровищами».
Например, в игре «Парк аттракционов» дети получают представление о том, как разные покупки способны влиять на общий бюджет и финансовую ситуацию. Например, более дешёвые активы способны в будущем принести больший доход, чем дорогие. Но все зависит от того, как именно вы сумеете ими распорядиться, что учит тактике и умению просчитывать риски. А также игра научит детей вести денежные расчёты, знать чувство меры, быть внимательными и принимать самостоятельные решения.
Виды игровой деятельности проводились 1 раз в неделю и включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности.
В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.
Предлагали детям разные игровые ситуации, например: «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Они внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.
В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка». А также делали логические выводы, которые позволяли понимать окружающий мир, различные явления и события.
Активно на занятиях использовали сюжетно – ролевые игры. Игра в «Магазин» всем очень знакомая, но, если ее рассмотреть с точки зрения экономики она приобретает совсем другой смысл. И так дети идут в магазин, но прежде чем туда пойти мы обсуждаем какие покупки нам необходимы, так уж сильно они нужны или мы сможем обойтись и без них, то есть мы разбираемся с понятиями потребности и желания, вот, казалось бы, маленькая проблема, но она затрагивает столько различных направлений в воспитании ребенка, то есть понимание разницы между потребностями и желаниями поможет ему быстрее достигать своих целей, жить в реальности.
При игре в магазин, дети учились расплачиваться за купленный товар, определять достоинство монет и купюр, знакомились с понятиями: стоимость, товар, цена.
Играя в сюжетно – ролевую игру «Банк» дети примеряли на себя различные роли: кассир, родитель, который идет снимать деньги, учились использовать дебетовые карты, оплачивали в кассе коммунальные услуги, получали свои первые карточки. Для этой игры были подобраны и изготовлены атрибуты.
В этом нам, конечно, помогли родители. Детям игра понравилась, они очень много узнали интересного о банке. Теперь они с большим удовольствием играют в нее сами.
Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Жадная старуха», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры у детей.
В работе мы использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников «Лесное кафе», «Муха Цокотуха», «Три поросенка». Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.
Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» нами были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал сам.
Взрослый находился за кругом детской деятельности, создавая развивающую предметно-пространственную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов.
В развитии дошкольников большую роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором располагались:
консультации «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении», «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»;
папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей. Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществлялось через различные формы взаимодействия:
анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура»;
беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;
«Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» Практикум проходил на платформе «зум». Педагоги совместно с родителями обсудили важность экономического воспитания детей. Родителям было дано задание вместе с детьми сходить в магазин. Ребенку давалась определенная сумма денежных средств на приобретение ограниченного списка продуктов к ужину. Родители в этот момент снимали ребенка на видео. Все дети при покупке продуктов вели себя по-разному. Кто – то купил только то, что сказали родители, а некоторые приобрели то, что не входило в список. Затем на платформе «зум» обсудили с родителями разные ситуации, кто из детей что купил. После подведения итогов, обсудили с детьми в группе как нужно было правильно поступить.
Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности», на котором провели анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье». Обсудили следующие вопросы:
- Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?
- Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?
Была проведена игра: «Яблоко или груша?». Родители узнали много нового о финансовой грамотности. Интерес к данной теме только усиливается с познанием нового. Родители выразили свое отношение к рекомендациям воспитателей, насколько полезным был материал, представленный на собрании.
Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей. Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры по средством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры и дала возможность добиться положительных результатов.
В конце года нами была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и привить такие нравственные качества, как: дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развивалось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.