Опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Математика» в ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Щербакова Ирина Алексеевна
преподаватель математики, к.т.н.
ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения выступала предметом исследования целой плеяды ученых. По мнению Константина Дмитриевича Ушинского, человек будет учиться всю жизнь, если сформирует способность самостоятельно приобретать новые знания.
В последнее десятилетие в связи с изменением знаниевой парадигмы образования на компетентностную, самостоятельная работа приобретает ещё большее значение. Так в новых стандартах среднего профессионального образования в качестве результатов образования выступают общие и профессиональные компетенции, которые могут быть сформированы в большей степени именно при выполнении самостоятельной работы, поэтому доля часов на самостоятельную работу значительно возросла.
Цели самостоятельной работы сформулированы в приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 N16-52-138 ин/16-13:
развитие умений самостоятельно получать новые знания;
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
формирование умений осуществлять критический анализ литературы по проблемам будущей профессиональной деятельности;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
творческое применение знаний и способов деятельности в будущей профессиональной работе и повседневной жизни.
В учебном процессе среднего специального учебного заведения согласно различным основаниям выделяют следующие формы самостоятельной работы:
- по количеству обучающихся (индивидуальная, групповая, фронтальная);
- по месту проведения (аудиторная и внеаудиторная).
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В зависимости от дидактической цели я организую следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы.
1. Для овладения знаниями:
- самостоятельное изучение отдельных тем курса (для студентов, готовящихся к участию в олимпиаде);
- поиск информации в сети;
- ознакомление с нормативными документами (для студентов, изучаеющию ТОМ с методикой преподавания);
- учебно-исследовательская работа и др.;
2. Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с опорными сигналами (схемами, таблицами);
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- составление тематических кроссвордов;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка сообщений, рефератов,;
- подготовка к контрольным работам, зачетам, экзаменам;
3. Для формирования умений:
- решение вариативных задач и упражнений;
4. Для проверки сформированности знаний и умений:
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка к опросу;
- подготовка к зачету;
- подготовка к семинару и д.р.
ФГОС СПО регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, составляет 50% по каждой учебной дисциплине и находит отражение в рабочем учебном плане. При этом необходимо учитывать трудоемкость различных видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В Рыбинском профессионально-педагогического колледже утверждено положение о самостоятельной работе студентов, разработанным педагогическим коллективом. В таблице указаны некоторые виды работ и объем часов, необходимых на их выполнение.
Виды СРС | Объем времени (ч.) | Примечание |
I. Работа с лекционным материалом |
Составление вопросов по прочитанной лекции/учебника | 0,5 | 1 лекция |
Проработка конспекта лекции | 1 | 1 лекция |
II. Работа с литературными источниками |
Подготовка сообщения | 2-3 | 10 минут |
III. Визуализация материала |
Составление: | | |
- схемы (таблицы) | 0,5-1 | |
- кроссворда | 2 | 30 слов |
Разработка: | | |
- презентации | 4-6 | |
- памятки | 2 | |
- проекта | 8 – 10 | |
- пособия | 3 | |
- теста | 2 | 10 вопросов |
IV. Практические и лабораторные работы |
Решение педагогических ситуаций | 0,5 | |
Решение задач и упражнений | 0,5 | |
V. Учебно-исследовательская деятельность студентов |
Выполнение домашней контрольной работы | 20 | |
VI. Подготовка к контролю знаний: |
- к опросу (устному, письменному) | 1 | |
- к контрольной работе (тесты, диктанты и т.п.) | 1 | |
- к зачету | 3 | |
- к семинару | 2 | |
Основаниями отбора содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются дидактические единицы учебных дисциплин и примерные программы учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Далее будут приведены примеры для учебной дисциплины «Математика» (1 курс на базе 9 классов).
В нашем колледже 100%-ная обеспеченность студентов учебниками, как по алгебре, так и по геометрии, поэтому внеаудиторная самостоятельная работа по математике реализуется через систему домашних работ. Практически после каждого урока студенты 1 курса получают задания обязательного уровня (на «3») и повышенного уровня сложности (на «4» и «5»), выполняемые по желанию. Например, по теме «Производная сложной функции» обязательным заданием является разбор решенных в учебнике примеров, повышенным – вычисление производных; по теме «Уравнение касательной» обязательным – составить уравнение; повышенным – вычислить угол пересечения графика с осью Ох.
Для обобщения и систематизации материала по определённой теме или разделу студентам предлагаю задания вида:
- составить опорный конспект (на слайде представлен опорный коспект по способам задания плоскости)
- составить кроссворд по изученной теме
- составить синквейн к изученному понятию (способность резюмировать информацию)
Для осознания роли математики в жизни для организации внеаудиторной самостоятельной работы практикуются задания вида:
- найти заметки, в которых используются графики функции;
- привести примеры функций (зависимостей) из различных аналитических программ СМИ;
- написать сочинение («Математика в моей будущей профессии», «Математика в системе знаний» и т.д.);
- вычислить размер выплат по кредиту в различных структурах, оказывающих банковские услуги населению на территории г. Рыбинска; (каждый год данная работа вызывает большой интерес. Студенты самостоятельно собирают информацию о банковских процентах, о различных микрофинансовых организациях. И расчитывают одну и туже задачу: заём 500 тыс. рублей на 5 лет. Каков размер выплат?)
- составить задачу на оптимизацию, связанную с будущей профессией, в которой большое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности и качества во всех сферах производства, когда необходимо выяснить как с помощью имеющихся средств достичь наилучшего результата, как получить нужный результат с наименьшей затратой средств, материалов, времени, труда и т.п.
Примеры составленных студентами задач.
Площадь участка для прогулки воспитанников в детском саду 100 м2. Какую длину должны иметь его стороны, чтобы с наименьшими затратами озеленить периметр цветами?
Для спортивной школы необходимо приобрести мячи и скакалки. Мяч стоит 550 руб., скакалка – 350 руб. какое оптимальное число предметов каждого вида можно приобрести на сумму 10000 рублей?
На областных соревнованиях по бегу по пересеченной местности составлена трасса: старт находится в 14 км от дороги, а в 18 км от старта на этой дороге финиш. Спортсмен по дороге бежит со скоростью 12 км/ ч, а по лесу 9 км/ч. За какое минимальное время спортсмен может добраться от старта до финиша?
В трех классах начальной школы имеется библиотека из 20 книг, 25 книг и 30 книг. На выставку необходимо представить 26 книг. Найдите наиболее выгодный вариант перевозок, если от выставки до школ 12 км, 15 км и 16 км соответственно.
Два раза в год студенты выполняют домашнюю контрольную работу.
Традиционными для внеаудиторной самостоятельной работы являются такие задания как:
- подготовить сообщение к уроку по определённой теме (например, периодические процессы в окружающем мире и их описание с помощью тригонометрии; значение логарифмов; обобщение понятия степени и т.д.) или сообщение об ученом, внесшем определённый вклад в изучаемую тему;
- подготовить презентацию;
- написание реферата (согласно учебного плана нашего образовательного учреждения для студента 1 курса обязательным является написание реферативной работы. Каждый из них вправе выбрать любую предметную область. Ежегодно небольшая группа студентов выбирают рефераты и по математике. При выборе тем необходимо руководствоваться будущей профессией студентов.
Для Рыбинского педколледжа традиционным является ряд образовательных событий, приуроченных к каким-либо датам.
Рассмотрим более подробно День науки. Комиссия преподавателей естественно-научных дисциплин разрабатывает и проводит интегрированные занятия. Например, «Спорт в твоей жизни», «Экологическая тропа» и т.п. И здесь математика выступает в качестве прикладного инструментария для различных областей жизнедеятельности человека. На слайде представлен фрагмент экологического занятия и задание для студентов.
Еще одним видом внеаудиторной самостоятельной работы студентов является работа над проектом. В прошлом году достотаточно удачно были выполнены проекты «Правильные многогранники». Студенты были разбиты на группы и с разной долей участия описывали характеристики выбранного объекта, строили его развертки и модели и собирали информацию о его значении для жизнедеятельности людей.
Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работы студентов заключается не только в том, чтобы правильно определить объём и содержание; виды, но что особенно важно грамотно организовать методическую помощь студентам перед самостоятельной работой и в процессе ее выполнения.
Для этого во-первых, необходимо обучить студентов технологии выполнения того или иного вида самостоятельной работы:
приемам работы с текстом (лекция, книга, журнал, газета и т.д.);
конспектированию;
подготовке сообщений, докладов, рефератов;
навыкам учебного исследования;
правилам составления схем, таблиц, графиков и т.п.;
основам рациональной организации умственной деятельности.
Во-вторых, проводить инструктаж по выполнению задания:
четкая постановка целей, задач;
определение содержания задания;
определение алгоритма выполнения задания;
основные требования к результатам работы (возможно предупреждение о типичных ошибках);
образец выполнения задания (по необходимости);
определение объема задания;
определение форм отчетности,
определение сроков выполнения задания;
критерии оценки выполнения задания;
методическое обеспечение и возможность его использования студентами;
формы контроля.
В-третьих, назначить время для оказания методической помощи студентам в форме индивидуальных и групповых консультаций. В колледже для каждого преподавателя обязательным является проведение еженедельных консультация (для этого составлена сетка расписания).
Таким образом, организация внеаудиторной самостоятельной работы позволит добиться качественных результатов при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования.