СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Математика» в ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1 курса ГПОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа по учебной дисциплине "Математика"

Просмотр содержимого документа
«Опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Математика» в ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж»

Опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Математика» в ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Щербакова Ирина Алексеевна

преподаватель математики, к.т.н.

ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж


Самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения выступала предметом исследования целой плеяды ученых. По мнению Константина Дмитриевича Ушинского, человек будет учиться всю жизнь, если сформирует способность самостоятельно приобретать новые знания.

В последнее десятилетие в связи с изменением знаниевой парадигмы образования на компетентностную, самостоятельная работа приобретает ещё большее значение. Так в новых стандартах среднего профессионального образования в качестве результатов образования выступают общие и профессиональные компетенции, которые могут быть сформированы в большей степени именно при выполнении самостоятельной работы, поэтому доля часов на самостоятельную работу значительно возросла.

Цели самостоятельной работы сформулированы в приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 N16-52-138 ин/16-13:

  • развитие умений самостоятельно получать новые знания;

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • формирование умений осуществлять критический анализ литературы по проблемам будущей профессиональной деятельности;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • творческое применение знаний и способов деятельности в будущей профессиональной работе и повседневной жизни.

В учебном процессе среднего специального учебного за­ведения согласно различным основаниям выделяют следующие формы самостоятельной работы:

- по количеству обучающихся (индивидуальная, групповая, фронтальная);

- по месту проведения (аудиторная и внеаудиторная).

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется сту­дентом по заданию преподавателя, но без его непосредственно­го участия.

В зависимости от дидактической цели я организую следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Для овладения знаниями:

- самостоятельное изучение отдельных тем курса (для студентов, готовящихся к участию в олимпиаде);

- поиск информации в сети;

- ознакомление с нормативными документами (для студентов, изучаеющию ТОМ с методикой преподавания);

- учеб­но-исследовательская работа и др.;

2. Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с опорными сигналами (схемами, таблицами);

- составление таблиц для систематизации учебного мате­риала;

- составление тематических кроссвордов;

- ответы на конт­рольные вопросы;

- подготовка сообщений, рефератов,;

- подготовка к контрольным работам, зачетам, экзаменам;

3. Для формирования умений:

- решение вариативных задач и упражнений;

4. Для проверки сформированности знаний и умений:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к опросу;

- подготовка к зачету;

- подготовка к семинару и д.р.

ФГОС СПО регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самосто­ятельную работу, составляет 50% по каждой учебной дисциплине и находит отражение в рабочем учебном плане. При этом необходимо учитывать трудоемкость различных видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В Рыбинском профессионально-педагогического колледже утверждено положение о самостоятельной работе студентов, разработанным педагогическим коллективом. В таблице указаны некоторые виды работ и объем часов, необходимых на их выполнение.

Виды СРС

Объем времени (ч.)

Примечание

I. Работа с лекционным материалом

Составление вопросов по прочитанной лекции/учебника

0,5

1 лекция

Проработка конспекта лекции

1

1 лекция

II. Работа с литературными источниками

Подготовка сообщения

2-3

10 минут

III. Визуализация материала

Составление:



- схемы (таблицы)

0,5-1


- кроссворда

2

30 слов

Разработка:



- презентации

4-6


- памятки

2


- проекта

8 – 10


- пособия

3


- теста

2

10 вопросов

IV. Практические и лабораторные работы

Решение педагогических ситуаций

0,5


Решение задач и упражнений

0,5


V. Учебно-исследовательская деятельность студентов

Выполнение домашней контрольной работы

20


VI. Подготовка к контролю знаний:

- к опросу (устному, письменному)

1


- к контрольной работе (тесты, диктанты и т.п.)

1


- к зачету

3


- к семинару

2


Основаниями отбора содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются дидактические единицы учебных дисциплин и примерные программы учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Далее будут приведены примеры для учебной дисциплины «Математика» (1 курс на базе 9 классов).

В нашем колледже 100%-ная обеспеченность студентов учебниками, как по алгебре, так и по геометрии, поэтому внеаудиторная самостоятельная работа по математике реализуется через систему домашних работ. Практически после каждого урока студенты 1 курса получают задания обязательного уровня (на «3») и повышенного уровня сложности (на «4» и «5»), выполняемые по желанию. Например, по теме «Производная сложной функции» обязательным заданием является разбор решенных в учебнике примеров, повышенным – вычисление производных; по теме «Уравнение касательной» обязательным – составить уравнение; повышенным – вычислить угол пересечения графика с осью Ох.

Для обобщения и систематизации материала по определённой теме или разделу студентам предлагаю задания вида:

- составить опорный конспект (на слайде представлен опорный коспект по способам задания плоскости)

- составить кроссворд по изученной теме

- составить синквейн к изученному понятию (способность резюмировать информацию)

Для осознания роли математики в жизни для организации внеаудиторной самостоятельной работы практикуются задания вида:

- найти заметки, в которых используются графики функции;

- привести примеры функций (зависимостей) из различных аналитических программ СМИ;

- написать сочинение («Математика в моей будущей профессии», «Математика в системе знаний» и т.д.);

- вычислить размер выплат по кредиту в различных структурах, оказывающих банковские услуги населению на территории г. Рыбинска; (каждый год данная работа вызывает большой интерес. Студенты самостоятельно собирают информацию о банковских процентах, о различных микрофинансовых организациях. И расчитывают одну и туже задачу: заём 500 тыс. рублей на 5 лет. Каков размер выплат?)

- составить задачу на оптимизацию, связанную с будущей профессией, в которой большое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности и качества во всех сферах производства, когда необходимо выяснить как с помощью имеющихся средств достичь наилучшего результата, как получить нужный результат с наименьшей затратой средств, материалов, времени, труда и т.п.

Примеры составленных студентами задач.

Площадь участка для прогулки воспитанников в детском саду 100 м2. Какую длину должны иметь его стороны, чтобы с наименьшими затратами озеленить периметр цветами?

Для спортивной школы необходимо приобрести мячи и скакалки. Мяч стоит 550 руб., скакалка – 350 руб. какое оптимальное число предметов каждого вида можно приобрести на сумму 10000 рублей?

На областных соревнованиях по бегу по пересеченной местности составлена трасса: старт находится  в 14 км от дороги, а в 18 км от старта на этой дороге финиш. Спортсмен по дороге бежит со скоростью 12 км/ ч, а по лесу 9 км/ч. За какое минимальное время спортсмен может добраться  от старта до финиша?

В трех классах начальной школы имеется библиотека из 20 книг, 25 книг и 30 книг. На выставку необходимо представить 26 книг. Найдите наиболее выгодный вариант перевозок, если от выставки до школ 12 км, 15 км и 16 км соответственно.

Два раза в год студенты выполняют домашнюю контрольную работу.

Традиционными для внеаудиторной самостоятельной работы являются такие задания как:

- подготовить сообщение к уроку по определённой теме (например, периодические процессы в окружающем мире и их описание с помощью тригонометрии; значение логарифмов; обобщение понятия степени и т.д.) или сообщение об ученом, внесшем определённый вклад в изучаемую тему;

- подготовить презентацию;

- написание реферата (согласно учебного плана нашего образовательного учреждения для студента 1 курса обязательным является написание реферативной работы. Каждый из них вправе выбрать любую предметную область. Ежегодно небольшая группа студентов выбирают рефераты и по математике. При выборе тем необходимо руководствоваться будущей профессией студентов.

Для Рыбинского педколледжа традиционным является ряд образовательных событий, приуроченных к каким-либо датам.

Рассмотрим более подробно День науки. Комиссия преподавателей естественно-научных дисциплин разрабатывает и проводит интегрированные занятия. Например, «Спорт в твоей жизни», «Экологическая тропа» и т.п. И здесь математика выступает в качестве прикладного инструментария для различных областей жизнедеятельности человека. На слайде представлен фрагмент экологического занятия и задание для студентов.

Еще одним видом внеаудиторной самостоятельной работы студентов является работа над проектом. В прошлом году достотаточно удачно были выполнены проекты «Правильные многогранники». Студенты были разбиты на группы и с разной долей участия описывали характеристики выбранного объекта, строили его развертки и модели и собирали информацию о его значении для жизнедеятельности людей.

Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работы студентов заключается не только в том, чтобы правильно определить объём и содержание; виды, но что особенно важно грамотно организовать методическую помощь студентам перед самостоятельной работой и в процессе ее выполнения.

Для этого во-первых, необходимо обучить студентов технологии выполнения того или иного вида самостоятельной работы:

  • приемам работы с текстом (лекция, книга, журнал, газета и т.д.);

  • конспектированию;

  • подготовке сообщений, докладов, рефератов;

  • навыкам учебного исследования;

  • правилам составления схем, таблиц, графиков и т.п.;

  • основам рациональной организации умственной деятельности.

Во-вторых, про­водить инструктаж по выполнению задания:

  • четкая постановка целей, задач;

  • определение содержания задания;

  • определение алгоритма выполнения задания;

  • основные требования к результатам работы (возможно предупреждение о типичных ошибках);

  • образец выполнения задания (по необходимости);

  • определение объема задания;

  • определение форм отчетности,

  • определение сроков выполнения задания;

  • критерии оценки выполнения задания;

  • методическое обеспечение и возможность его использования студентами;

  • формы контроля.

В-третьих, назначить время для оказания методической помощи студентам в форме индивидуальных и групповых консультаций. В колледже для каждого преподавателя обязательным является проведение еженедельных консультация (для этого составлена сетка расписания).

Таким образом, организация внеаудиторной самостоятельной работы позволит добиться качественных результатов при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!