СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Оптимизация игровых действия баскетболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. Анализ соревновательной деятельности (СД) спортсменов − необходимый элемент процесса управления. В баскетболе этой проблеме уделяется самое пристальное внимание. В отечественной и зарубежной литературе предложен ряд методов изучения соревновательной деятельности баскетболистов, основанных на математической обработке данных педагогических наблюдений за игрой [1,2,3,31]. Однако, эти методы не обладают достаточной степенью информативности, что не позволяет получить точные количественные характеристики СД.

Просмотр содержимого документа
««Оптимизация игровых действия баскетболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям»»







«Оптимизация игровых действия баскетболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям»











Выполнил: Коротков ВА

Тренер-преподаватель МКОУ ДО «ДЮСШ»













2017 год













ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИГР В СПОРТЕ

ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ……………………………………………………8

1.1. Спорт высших достижений…………………………………………....8

1.2. Планирование тренировочных нагрузок квалифицированных баскетболистов…………………………………………………………………...11

1.3. Основы начальной подготовки квалифицированных баскетболистов…………………………………………………………………...20

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………...26

2.1. Методы исследования………..………………………..………..……26

2.2. Организация исследования…………………...…………………..….29

2.3. Методика оценки значимости основных показателей подготовленности баскетболистов, определяющих успешность

их игровой деятельности………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…33

3.1. Исследование игровых действий баскетболистов на различных

этапах подготовки к соревнованиям……………………………………………33

3.2. Пути повышения эффективности совместной деятельности

баскетболистов…………………………………………………………………..38

3.3. Модельные характеристики соревновательной деятельности баскетболистов в соответствии с игровыми функциями в нападении……….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………..………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………..…….……………53











ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Анализ соревновательной деятельности (СД) спортсменов − необходимый элемент процесса управления. В баскетболе этой проблеме уделяется самое пристальное внимание. В отечественной и зарубежной литературе предложен ряд методов изучения соревновательной деятельности баскетболистов, основанных на математической обработке данных педагогических наблюдений за игрой [1,2,3,31]. Однако, эти методы не обладают достаточной степенью информативности, что не позволяет получить точные количественные характеристики СД.

В данной работе получение точных количественных характеристик СД баскетболистов факторным методом и является обоснованием проблемы нашего исследования.

Объектом исследования выступает соревновательная деятельность баскетболистов.

Предмет исследования. Методика оценки игровой деятельности команды баскетболистов.

Целью исследования является оптимизация соревновательной деятельности баскетболистов.

Гипотеза. Предполагаем, что коррекция учебно-тренировочного процесса баскетболистов высокого класса на основе оценки функциональных и адаптационных возможностей приводит к достижению высокого уровня тренированности спортсменов, относящихся к различным группам.

Новизна. Полученные конкретные объективные показатели режима двигательной деятельности баскетболистов различной квалификации и разных игровых амплуа могут быть использованы в управлении тренировочным процессом.

Как известно, результативность является одним из важнейших показателей эффективности игры. Рост результативности происходит за счет улучшений всех факторных показателей за счет выявления дополнительных результатов увеличения.

Путем априорного факторного анализа получили ряд слагаемых, определяющих его рост. Построена многофакторная регрессионная модель, позволяющая определить качественное влияние анализируемых факторов на рост спортивных достижений.

Теоретическая значимость работы. Можно отметить, что информативность показателей, использованных для оценки подготовленности баскетболистов в различные сроки, в зависимости от сроков тестирования может претерпевать существенные изменения, что необходимо учитывать при формировании процесса подготовки спортсменов к различным соревнованиям (по степени их значимости).

Практическая значимость работы. Предложенный в данной работе метод анализа видеозаписи может быть рекомендован как точный измеритель временных параметров двигательной деятельности баскетболистов в условиях соревнований в единстве с их технико-тактической подготовленностью.

Задачи исследования.

1. Установить критерии эффективности совместной деятельности баскетболистов и уровень адекватности оперативных игровых образов.

2. Изучить информативность показателей, определяющих успешность игровых действий баскетболистов.

3. Выявить факторы, определяющие успешность игровых действий баскетболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям и проверить их эффективность на практике.





























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИГР В СПОРТЕ

ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ



1.1. Спорт высших достижений

Трудно назвать более специфическую группу видов спорта, чем игры. Без преувеличения можно сказать, что они предшествуют другим видам спорта как в филогенетическом, так и онтогенетическом аспекте: человечество начинало занятия спортом с игры.

В последнее время много говорится о специфике спорта высших достижений, причем о тех его социальных аспектах, которые по разным причинам, раньше оставались вне зоны публичного анализа. Спорт высших достижений − это и индустрия и важный элемент политической жизни общества. Все это, прежде всего, было присуще играм. Именно отсюда пошли материальные средства стимулирования достижений, использование рекламы, анализ зрелища как социально-психологического явления и даже применения результатов игр к динамике международных отношений. Многие аспекты спорта высших достижений, которые только начинают оформляться концептуально, объективно существовали в играх на протяжении длительного этапа их развития.

Концептуальный анализ игр в спорте высших достижений целесообразно выполнить, по нашему мнению, на основе философской категории развития − ключевой в структуре материалистической диалектики как целостной синтетической теории [3,8]. По А. М. Миклину [8], понятие развития фиксирует в общем виде связь изменений: преемственность, накопление новшеств, необратимость, которые в конечном итоге представляют структуру и направленность процесса развития. Диалектическая логика требует учитывать сложный многогранный характер развития, его противоречивость, системность (структурность), многообразие форм. Философы отказываются от одностороннего понимания развития через критерий спиралевидности, выделяя элементы ступенчатого поступательного развития, в котором имеются принципиально другие формы преемственности.

Рассмотрим конкретную возможность приложения философского содержания категории развития в концептуальном анализе игр в спорте высших достижений.

Развитие спортсмена как субъекта игры представляет собой скачкообразный процесс, обусловленный взаимовлиянием следующих факторов: 1) гетерохронности физического и психического развития индивида; 2) роста его спортивного мастерства (так называемого спортивного онтогенеза); 3) изменения на протяжении спортивной жизни разных по уровню команд, в составе которых оказывается данный спортсмен. Если первые два фактора скачкообразного процесса присущи спорту вообще, то третий в основном характеризует именно игры, причем скачкообразность не только более ярко выражена, но и не всегда согласуется с логикой развития: спортсмен может оказаться в команде, которой он объективно не соответствует по своему игровому потенциалу.

Возьмем такой элемент развития, как преемственность. Сама по себе она − необходимое условие становления спортивного мастерства, однако, в играх, по существу, сохраняется лишь до уровня высших достижений. Обычно спортсмен, попадающий в сборную команду, сталкивается с принципиально новыми условиями. Это относится к концепции игры, ее тактическому содержанию, системе подготовки, социальным аспектам взаимодействий в команде. Именно из-за отсутствия целенаправленной преемственности чаще всего и происходят «потери» талантливых игроков, когда возникает необходимость их перехода в команды высокого уровня. К тому же в других видах спорта подобная объективно конфликтная ситуация нивелируется тем, что спортсмен, как правило, приходит в команду высокого уровня со своим личным тренером, чего в играх не наблюдается.

Как ни тривиально это звучит, но главный фактор развития в играх высших достижений - накопление новшеств. И дело не только в том, что на подготовку команд высшего уровня направлены основные научные и материальные ресурсы. Сама по себе подготовка спортсменов высшего класса предопределяет необходимость принципиальной перестройки процесса в направлении поиска новых форм, средств и методов спортивного совершенствования.

Как известно, в процессе физической подготовки спортсменов на определенном ее этапе возникают своего рода «барьеры», обусловленные тем, что применяемые средства и методы исчерпывают себя по достижении спортсменом определенного уровня подготовленности. Явление такого рода В. М. Зациорский [2009] рассматривает в отношении физического качества − быстроты, употребляя понятие «скоростной барьер». Что касается скоростно-силовых характеристик баскетболистов, то подобное явление одним из авторов данной работы [1] названо сверхстабилизацией. Изученные нами материалы не только баскетбола, но и других спортивных игр позволяют утверждать, что явление сверхстабилизации характерно не только для скоростно-силовой, но и для функциональной подготовленности спортсменов. Это предопределяет принципиально новые направления в. совершенствовании системы физической подготовки спортсмена. В отношении скоростно-силовой «подсистемы» предлагаются нетрадиционные средства, основанные на использовании системы «облегчающего лидирования» и тренажеров маятникового типа [4, 7], а функциональной подготовки − метод ступенчатого изменения высот в среднегорной подготовке спортсмена по принципу «игры высотами» [7].

В технической подготовке наблюдается следующая этапность в освоении отдельных игровых навыков. В начале освоения нового движения все используемые для него коррекции совершаются на ведущем, уровне регуляции этого движения, но, ни один уровень нельзя считать адекватным для коррекции всех сторон движения, поэтому имеется большая вариативность элементов структуры моторного акта. В дальнейшем в процессе тренировки происходит постепенное выделение фоновых компонентов, которые переадресовываются ведущим уровнем в тот из более низких уровней, где имеются предпосылки для наилучшего выполнения именно этих коррекций [2]. Однако на этапе высшего спортивного мастерства обнаруживается [6] определенное «расшатывание» стабильности ведущих фаз двигательной структуры игрового действия. Причем речь здесь идет не о простом количественном расширении временных диапазонов рабочей фазы, а о качественном превращении, связанном с выработкой нескольких программ и соответственно каналов выполнения одного и того же действия, которые применяются в зависимости от окружающей среды. Результаты наших исследований позволили сформулировать гипотезу о многоканальном решении двигательных задач спортсмёнами высшей квалификации, на основании которой разрабатываются такие методы технической подготовки, как метод целевых ситуационных установок и комбинированный метод идеомоторной и ментальной тренировок.

В тактической деятельности спортсменов высшей квалификации наблюдаются специфические механизмы принятия оперативных решений, которые заключаются в селекции информации на неосознаваемом уровне, в переориентировке мышления с эвристических компонентов на рефлексивные, в преобладании в качестве «опоры» решения вероятностного прогноза [9]. В результате тактическое решение принимается или с использованием блоков оперативных схем, или по принципу инсайда. На этих механизмах основываются такие методики тактической подготовки, как дискретное моделирование игровых ситуаций, бинарная рефлексивная игра.

Поиск нового пока меньше всего затрагивает сферу социально-психологических механизмов деятельности спортсмена в игровом коллективе. Между тем в играх высших достижений наблюдается ярко выраженная гетерогенность команды, что практически не встречается в командах более низшего ранга. Высококвалифицированная команда представляет собой сложный конгломерат незаурядных выдающихся личностей с явно лидерскими наклонностями, управление которыми требует принципиально новых решений.

Представляется целесообразным оптимизировать управленческую деятельность тренера в командах высшего уровня путем изменения системы целеполаганий, направленных эспектаций и специализированных деловых игр. Содержание этих методов − предмет особого разговора.

Не вызывает сомнений и то, что необходим активный поиск нового в самой системе подготовки спортсменов и команд высшей квалификации, включая сюда такие ее элементы, как планирование и программирование тренировки, управление поведением и деятельность спортсменов в экстремальных условиях. Будучи ограниченными объемом данной статьи, авторы отсылают читателя к ранним публикациям [17,20], хотя и в отношении этой проблемы необходим более подробный разговор.

Возвращаясь к концептуальному анализу игр, обращаем внимание еще на один аспект категории развития. Известно, что развитие включает в себя повторение (как правило, на новом уровне) и своего рода возвраты к исходному уровню, то есть оно спиралевидно. Однако, если такое положение справедливо для спорта вообще, то в отношении спортивных игр целесообразно говорить о ступенчатом поступательном развитии. Спортивно-игровая команда в своей динамике переживает неизбежные спады и подъемы. Если данный ее состав вышел на качественно новый уровень подготовленности, то это качество, а вместе с ним и качество игры независимо от количественных изменений необратимо.



1.2. Планирование тренировочных нагрузок квалифицированных баскетболистов

При специальном исследовании, проведенном вместе с М. А. Овакяном и А. В. Родионовым, установлены взаимосвязи тренировочных нагрузок, которые следует учитывать при построении тренировки. Изучались объем и интенсивность нагрузок на шестинедельном предсоревновательном этапе подготовки баскетболистов высокой квалификации (мастера спорта и мастера спорта международного класса). Эти параметры, а также распределение нагрузки по зонам интенсивности оценивались на основе методики, описанной ранее [1,9].

Для выявления взаимосвязи объема и интенсивности нагрузки использовался корреляционный анализ. В результате удалось выявить достаточно тесные отрицательные связи (коэффициенты корреляции колеблются в пределах 0,51- 0,76) объема и интенсивности нагрузки внутри каждой группы упражнений. Напомним, что этих групп пять [1,6]. Увеличение объема нагрузки при выполнении упражнений какой-либо группы влечет за собой снижение интенсивности и наоборот. То же самое относится к объему и интенсивности всей тренировочной нагрузки за этап.

Выявленные взаимосвязи необходимо учитывать при планировании подготовки баскетболистов на предсоревновательном этапе. Если планируется высокий объем нагрузки в какой-либо группе упражнений (например, в группе специально-подготовительных упражнений), то интенсивность следует несколько снизить. То же касается и суммарной нагрузки за этап. Особенно важно эту закономерность учитывать в самых напряженных группах упражнений (на снарядах, по совершенствованию технико-тактического мастерства с партнером, соревновательных), поскольку даже небольшое изменение величины нагрузок может резко повлиять на состояние баскетболистов.

Сказанное справедливо только по отношению к определенным и достаточно высоким нагрузкам, конкретные величины которых будут приведены далее [2,22].

Были выявлены также взаимосвязи объема и интенсивности нагрузки упражнений разных групп. Рассмотрим наиболее важные из них.

Объем ОФП отрицательно связан с объемом и интенсивностью СТТМ и положительно с объемом и интенсивностью соревновательных упражнений. Отрицательная связь ОФП и упражнений СТТМ означает, что повышение объема упражнений одной из этих групп влечет за собой снижение объема и интенсивности упражнений другой группы и наоборот.

Попытаемся объяснить причину выявленного взаимодействия. Упражнения с партнером - одним из самых напряженных в противоположность общеразвивающим упражнениям. Достаточно сказать, что на предсоревновательном этапе интенсивность СТТМ была в 2 раза с лишним выше, чем интенсивность ОФП, а в психической напряженности различия еще больше. Поэтому повышение объема или интенсивности СТТМ сильно действует на организм спортсменов и вызывает утомление, что требует снижения нагрузки, прежде всего сокращения объема. Что касается влияния объема ОФП на параметры нагрузки в СТТМ, то его можно объяснить многими причинами. Одна из них - утомление, вызываемое некоторыми общеразвивающими упражнениями. Например, длительные кроссы при большой интенсивности сильно утомляют баскетболистов, после чего у них пропадает желание боксировать с партнером. Бывает и так, что тренировки с партнером отменяются без достаточных на то оснований и заменяются ОФП.

Как же объяснить прямо противоположную взаимосвязь нагрузок в ОФП и соревновательных упражнениях? Как может увеличение объема ОФП повлечь за собой повышение объема и интенсивности нагрузки в соревновательных упражнениях? Скорее всего, влияние здесь обратное. По-видимому, повышение объема и особенно интенсивности соревновательных упражнений вызывает специфическое утомление, у баскетболистов пропадает желание выполнять специальную работу, и они переходят к обще-развивающим упражнениям. Причем последние выполняются, обычно с небольшой интенсивностью и служат средством восстановления или переключения на другую Деятельность. Например, во время нашего исследования часто после спаррингов в этот же или на следующий День проводилось плавание или бег трусцой, что, как известно, способствует ускорению восстановления баскетболистов.

Сказанное подтверждается и тем, что объем соревновательных упражнений оказался тесно и положительно связанным с объемом работы в 1-й зоне интенсивности, с этой интенсивностью выполняются преимущественно общеразвивающие упражнения (в разминки, заключительной гимнастики и для восстановления баскетболистов), включая и плавание.

Таким образом, возникает проблема рационального соотношения общих и специальных тренировочных средств на предсоревновательном этапе подготовки. Прямо противоположные связи нагрузок в ОФП и основных средствах специальной подготовки (соревновательных упражнений и СТТМ) наводят на мысль об использовании общеразвивающих упражнений с учетом выявленных взаимосвязей. Принимая во внимание положительную связь объема ОФП с соревновательными упражнениями, можно говорить о целесообразности использования некоторых общеразвивающих упражнений, выполняемых с малой интенсивностью, для «переключения» баскетболистов и восстановления их после напряженной специальной работы. Однако отрицательная взаимосвязь нагрузок в ОФП и СТТМ - результат завышения объема ОФП. Поэтому целесообразно, видимо, снизить объем ОФП на предсоревновательном этапе.

Интересно также проанализировать взаимосвязи тренировочных нагрузок в самых напряженных упражнениях. Выявленные отрицательные связи объема СТТМ и интенсивности соревновательных упражнений, а также между объемами этих упражнений означают, что с повышением объема СТТМ снижаются объем и интенсивность соревновательных упражнений и наоборот. Это объясняется очень сильным действием самых напряженных упражнений на организм баскетболистов, вызывающим утомление и нежелание боксировать с партнером. Сказанное подтверждается тем, что при частом применении СТТМ и соревновательных упражнений (например, в ударных микроциклах) у баскетболистов наблюдалось значительное утомление, выражавшееся в снижении функциональных возможностей, психофизиологических показателей и уменьшении желания боксировать с партнером. Кроме того, замечено, что после напряженных игр восстановление баскетболистов затягивается на несколько дней [2,3,17].

Приведенные данные свидетельствуют об особой важности регулирования нагрузки в самых напряженных упражнениях с учетом их взаимосвязи. Планируя большой объем СТТМ, нужно снижать объем и интенсивность соревновательных упражнений и наоборот.

Указанные закономерности характерны для общих и парциальных нагрузок не только предсоревновательного этапа, но и микроциклов [1,7,18,20]. В большинстве случаев максимальные величины объема и интенсивности нагрузки приходятся на разные недели. Это же относится и к парциальным нагрузкам, в особенности к наиболее напряженным упражнениям 7 х 7, СТТМ и соревновательным. Большие объем и интенсивность нагрузки в этих упражнениях почти никогда не наблюдаются на протяжении двух микроциклов подряд. Они приходятся, как правило, на разные недели.

Поэтому не следует планировать максимальные объем и интенсивность нагрузки на какую-нибудь неделю. Планируя большой объем нагрузки в микроцикле, следует снижать интенсивность ее и наоборот. Точно так же нецелесообразно планировать большой объем наиболее напряженных упражнений на протяжении двух микроциклов подряд, особенно в последние две недели перед соревнованиями. Лучше, чтобы пики объемов этих упражнений приходились на разные недели, а если этого избежать не удается, то следует существенно снижать интенсивность.

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе может влиять на распределение и вариативность нагрузок в микроциклах. Это выявлено в ходе исследований [11,26].

Изучался предсоревновательный этап подготовки баскетболистов высокой квалификации длительностью четыре недели. Оценивались объем и интенсивность тренировочной нагрузки только в основной части тренировочного занятия. Кроме того, изучалось распределение параметров нагрузки по неделям и тренировочным занятиям. Для удобства анализа выделены различные варианты распределения нагрузок. Варианты обозначаются цифрами. Одна цифра указывает, что за четыре недели был только один пик объема или интенсивности нагрузки. Эта цифра обозначает номер недели, на которую приходится пик. Две цифры (через тире) обозначают, что было два пика измеряемого параметра нагрузки (первая цифра - неделя с максимальным значением параметра, а вторая - с несколько меньшим).

Например, вариант 1 означает, что в первую неделю месяца объем или интенсивность нагрузки максимальны, а затем они постепенно снижаются. Вариант 2 означает, что максимальные величины этих параметров нагрузки приходятся на вторую неделю. Вариант 1-3 характеризуется максимальными значениями параметров нагрузки в первой неделе, снижением их во второй, повышением в третьей неделе (несколько меньшего уровня, чем в первой) и снижением в четвертой неделе и т. д.

Рассмотрим особенности распределения недельных объемов нагрузки при различных ее объемах за весь этап подготовки. При больших объемах нагрузки за этап (свыше 1000 мин) они распределяются по неделям преимущественно в соответствии с вариантами 1 и 2, когда пик объема нагрузки приходится на 1-ю или 2-ю неделю. При малых объемах нагрузки за этап (600-800 мин) используется вариант 3-1, а иногда 3, когда максимальный объем нагрузки приходится на 3-ю или 3-ю и 1-ю недели. При средних объемах нагрузки за этап распределение их по неделям может быть различным.

Попытаемся объяснить выявленные факты исходя из гипотезы о взаимосвязи структуры тренировочных нагрузок и структуры работоспособности, которая, как известно, в значительной степени определяет спортивный результат спортсмена.

Еженедельные большие нагрузки вызывают значительное утомление и, следовательно, снижение работоспособности организма. Поэтому для подведения спортсмена к соревнованиям в состоянии высокой работоспособности необходимо при большом объеме нагрузки за этап снижать его в последние недели (1-й и 2-й варианты распределения нагрузок). Иначе у спортсменов может наступить переутомление.

Если объем нагрузки за этап небольшой, работоспособность спортсменов поддерживается при достаточно больших объемах нагрузки даже в последние две недели (варианты 3, 1-3). Почти все варианты распределения нагрузок предусматривают снижение общего объема нагрузки в последнюю неделю перед соревнованиями, что характерно для тренировки баскетболистов на предсоревновательном этапе.

Сказанное ранее подтверждает наличие взаимосвязи объема нагрузок за этап и распределение их по неделям. Видимо, распределение нагрузок на предсоревновательном этапе определяется общим объемом за данный, а может быть, и за предшествующий этап подготовки. Поэтому об оптимальном варианте распределения нагрузок по неделям можно говорить лишь применительно к тому или иному объему тренировочной работы за этап.

По неделям интенсивность нагрузки распределяется в основном по варианту 4 при разной величине интенсивности за этап. Однако при очень высокой интенсивности нагрузки (более 7 баллов) и большом объеме (свыше 1200 мин) интенсивность в микроциклах чаще всего распределяется по вариантам 4 - 2 или 4 - 1, т. е. во всех случаях ее максимум приходится на 4-ю неделю. Даже при высоких объемах и интенсивности нагрузки на этапе в последнем микроцикле значительно снижается объем и повышается интенсивность ее, что необходимо для восстановления работоспособности спортсменов перед соревнованиями, а также для достижения или сохранения спортивной формы.

При построении тренировки следует учитывать и вариативность тренировочных нагрузок по микроциклам и тренировочным занятиям. Что же принять за меру вариативности? Если объем нагрузки за каждый микроцикл (за неделю) оценить в процентах от объема за весь этап подготовки, то можно определить разницу между ними, которая и будет мерой вариативности. Например, если объем нагрузки по неделям составляет 15, 21, 27 и 37 %, то это значит, что вариативность его между первыми двумя неделями, а также между 2-й и 3-й неделями равна 6 %, а между двумя последними неделями - 10 %.

Точно так же можно определить вариативность объема нагрузок по тренировочным дням или занятиям. Только в этом случае нужно объем нагрузки за тренировочный день (или занятие) выразить в процентах от объема нагрузки за неделю.

Установлено, что вариативность объема нагрузки по неделям зависит от величины и интенсивности ее за весь этап подготовки. Не вдаваясь в детальный анализ полученных результатов, отметим важную закономерность, чем больше объем и интенсивность нагрузки за предсоревновательный этап, тем более вариативны они в микроциклах. Однако это справедливо только при определенных параметрах нагрузки за этап; при объеме 900 - 1400 мин и интенсивности 3,5 - 4,5 балла.

Такая закономерность характерна и для построения тренировки внутри микроцикла. Чем выше объем и интенсивность нагрузки за неделю, тем выше вариативность их в тренировочных днях и занятиях. Здесь заметно сказывается и количество тренировочных дней в микроцикле. Так, при четырех тренировочных днях в неделю максимальная вариативность объема нагрузки по дням составляет 17 %, при пяти и шести днях - соответственно 19 и 24 %.

Выявленные факты можно объяснить тем, что, с увеличением числа тренировочных дней в микроцикле повышается и суммарный объем нагрузки в нем при одновременном уменьшении числа дней отдыха. В результате организм спортсменов быстрее утомляется, что вызывает необходимость регулирования нагрузок по тренировочным дням. Иными словами, степень вариативности объема и интенсивности нагрузки в микроцикле определяется эффектом каждого тренировочного дня.

Выявленные закономерности построения тренировки могут оказаться вполне справедливыми и по отношению к другим этапам подготовки. Чем более напряженные нагрузки на том или ином этапе, тем больше вероятность проявления закономерностей, которые необходимо учитывать в процессе управления тренировкой.



1.3. Основы начальной подготовки квалифицированных баскетболистов

Дозирование нагрузки в спорте – это установление такой ее величины (нормы), которая необходима для достижения заданного спортивного результата [30].

Дозирование нагрузок необходимо определить должные характеристики нагрузок на предстоящий период подготовки по направленности, специализированности, объему и интенсивности. Должны быть установлены частные объемы направленных нагрузок как на весь период подготовки (на годовой цикл), так и распределение нагрузок по тренировкам, микроциклам с учетом их характеристик [12,27].

Планирование структуры нагрузок по направленности должно основываться на факторной структуре тренированности. Для управления тренированностью необходимы нагрузки, в которых преимущественно выражен обучающий (технико-техническая подготовка) и физический (физическая подготовка) компоненты. Планирование первых представляет собой специальную проблему для каждого вида спорта.

Рассмотрим планирование структуры спортивных физических нагрузок по направленности на основе факторной структуры (ФС) специальной физической подготовленности.

Ее определение следует производить, прежде всего, на основе логического, научно обоснованного анализа, выделив соответствующие факторы и выбрав тесты для их оценки. Затем использовать математический аппарат для определения связи отдельных факторов с результатом и их значимости (удельного веса).

Для иллюстрации сказанного приведем пример определения ФС специальной физической подготовленности бегуна на 100 м высокой квалификации на основе логического анализа. ФС складывается из двух основных факторов – скорости разбега и максимальной скорости. Способность удерживать максимальную скорость – специальная выносливость – не имеет значения, так как максимальная скорость у классных баскетболистов начинает падать, где-то после 100 м от общего объема нагрузки на поле (игры). Несмотря на это баскетболисты высокой квалификации на поле преодолевают расстояние в среднем за игру 4 - 6 км.

Каждый из двух основных факторов подразделяется на два фактора порядка – взрывную силу, проявляющуюся в определенной мере в длине шага, и быстроту, проявляющуюся в частоте шагов. Взрывная сила каждой ноги, в свою очередь, является интегралом факторов взрывной силы определенных мышечных групп - сгибателя и разгибателя стопы, голени, бедра и кисты (факторов третьего порядка).

Таким образом, с помощью логического анализа установлена ФС тренированности баскетболистов. Определив уровень факторов и результат на победу, можно установить их взаимосвязь и значимость. Определяя значимость отдельных факторов, нельзя рассчитывать одновременно факторы разного порядка. Так как взрывная сила ноги – интегральный фактор, включающий взрывную силу отдельных мышечных групп, и в баскетболе взрывная сила разгибателей стопы реализуется через взрывную силу ног для дальнейшего броска мяча в корзину. Не соблюдая этот принцип статистического анализа, можно получить абсурдный вывод о том, что взрывная сила разгибателей стопы имеет большую значимость для результата, чем взрывная сила разгибателей стопы имеет большую значимость для результата, чем взрывная сила ног и рук [31].

Каждый из факторов относительно независим и поэтому требует отдельного контроля и направленной тренировки.

Планирование структуры тренировочных спортивных нагрузок в ациклических видах спорта целесообразно производить на основе приведенной выше в специальном разделе характеристики нагрузок по направленности, определяя значимость отдельных факторов с помощью корреляционного анализа. Например, для баскетболиста логический анализ позволяет считать, что помимо факторов, значимых для баскетболиста, на результат влияет фактор спринтерской выносливости и критической гликолитической скорости. Вместе с тем, снижается значимость факторов, определяющих результат в игре. Конкретную их значимость для данной спортивной специализации и контингента рассчитывают комплекс нагрузок по направленности, исключая малозначимые факторы [33].

ФС специальной физической подготовленности в баскетболе одинаково или примерно равной продолжительности соревновательного упражнения. Например, ФС СФП бега на 400 м, баскетбола, футбола, гандбола примерно одинакова и включает мгновенный разгон скорости и остановку, максимальную скорость, спринтерскую выносливость и критическую гликолитическую скорость. Конечно, значимость этих факторов несколько варьируют в зависимости от вида спорта и квалификации спортсмена.

Планирование нагрузок по направленности для баскетбола должно производиться с учетом факторной структуры тренированности.

Для всех видов спорта, как циклических, так и ациклических, скоростно-силового характера необходимо планировать нагрузки, направленные на специальную выносливость.

Последний фактор хотя и не влияет непосредственно на результат, но важен для тренировочного процесса, обеспечивая быстрое восстановление после скоростно-силовых нагрузок (погашение кислородного долга) и тем самым давая возможность выполнения большого их объема.

При планировании частных объемов направленных нагрузок в годовом цикле необходимо учитывать значимость фактора, для которого планируется нагрузка и его динамичность под влиянием тренировочных воздействий (соотношение между параметром КТЭ и объемом направленной нагрузки).

Наиболее трудную задачу по планированию нагрузок в баскетболе представляет рациональное распределение частных объемов нагрузок по этапам, мезоциклам, микроциклам, дням и тренировочным занятиям. Такое распределение на практике производится преимущественно на основе эмпирического опыта. Можно указать на некоторые общие положения, которыми следует руководиться при решении этой задачи.

Годовой цикл подготовки баскетболистов целесообразно подразделять на 2 или 3 цикла, каждый из которых начинается восстановительным (переходным) периодом и заканчивается соревновательным с достижением спортивной формы и выступлением на ответственных соревнованиях. Наиболее высокий уровень спортивной формы достигается в конце годового цикла к самым ответственным соревнованиям.

Факторы СФП изменяются не параллельно, а по своим траекториям, но все они должны достигать оптимума одновременно – к концу цикла (к пику спортивной формы). Соответственно распределяются во времени и объемы направленных нагрузок. Например, у футболистов в годовом полуцикле планируется вначале повысить критическую аэробную скорость, затем критическую гликолитическую скорость и ее силовой компонент, а затем скоростную выносливость. Соответственно распределяются во времени и объемы направленных нагрузок.

Объемы направленных нагрузок в микроциклах и мезоциклах варьируют (принцип волнообразности). В одном недельном микроцикле планируется не более двух-трех больших (ударных) объемов нагрузок; в одном месячном мезоцикле развивающие, поддерживающие и восстановительные микроциклы чередуются. Причем развивающие микроциклы целесообразно располагать не более двух подряд.

При определении структуры нагрузок в спортивных играх в годовом цикле, мезо и микроциклах следует учитывать не только внешние, но и внутренние критерии объемов.

Планируя объемы нагрузки в макро- и микроциклах, необходимо установить также частные объемы направленных нагрузок по внешним и по внутренним параметрам, так как последние в основном и определяют параметры КТЭ [11,18].

Учет нагрузок в повседневной спортивной практике производится преимущественно по внешним показателям и выполняется самим баскетболистом, причем зачастую не систематически. В результате тренировочный процесс по существу выходит из-под реального контроля [20].

Учет выполненных нагрузок в баскетболе должен производиться по всем характеристикам (направленности, интенсивности, объему): как по внешним, так и по внутренним параметрам – и соответственно отражаться в учетных и отчетных документах.

Сопоставляя параметры выполненных нагрузок с изменениями КТЭ, а их – с модельными параметрами тренированности, можно достоверно судить о ходе подготовки баскетболистов, а при необходимости корректировать параметры нагрузок [31].

Коррекция нагрузок в баскетболе должна производиться путем регуляции, главным образом, количество ударных и больших объемов нагрузок определенной направленности, так как они преимущественно предопределяют КТЭ.

Так, увеличивая объем направленной нагрузки для повышения какого-либо фактора СФП, отсутствующего от модельного уровня, целесообразнее не просто распределить дополнительный объем по всем тренировкам, а сконцентрировать его, увеличив число больших и ударных объемов в баскетболе.





















































ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования.

1. Анализ и обобщение литературных источников

2. Тестирование

3. Педагогические наблюдения

4. Методы математической статистики



2.1.1. Анализ и обобщение литературных источников

В настоящей работе предпринята попытка выявить значимость основных показателей подготовленности баскетболистов, определяющих успешность их игровой деятельности на различных этапах подготовки к соревнованиям.

Достижение спортивных результатов является одним из ведущих критериев успешности и правильности учебно-тренировочного и воспитательного процесса, так как спортивный результат аккумулирует в себе все компоненты подготовки в их единстве и многообразии. Особую значимость имеют достижения, показанные в процессе соревнований, в игре с достойной командой, когда игра требует проявления всего арсенала технического мастерства, всех духовных и физических сил команды. Поэтому разработка принципов и способов оптимального управления подготовленностью и готовностью спортсменов к реализации спортивного результата в заданные временные сроки выдвигается на одно из ведущих мест в системе прикладных проблем спортивной науки.

Нами была проанализирована более 50 литературы по исследуемой проблеме, а также личные дневники всех баскетболистов данной команды.

2.1.2. Тестирование

Для оценки информативности показателей, определяющих успешность игровых действий баскетболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям, мы применяли следующие критерии.

На каждого спортсмена на этапах тестирования была получена характеристика по 60 показателям. В нее вошли: вес-рост (1), стаж (2), рост (3), вес (4), размер обуви (5), пульс в покое (6), задержка дыхания на вдохе (7), на выдохе (8), бег 20 м (9), прыжок вверх с места - лучший и средний результат (10, 11), челночный бег 91 м (12), сила правой и левой кисти (13, 14), их асимметрия (15), ведение мяча (16), комплексное упражнение (17), броски с точек (18), броски в лимите времени - количество, реализация и процент попадания (19, 20, 21), штрафные броски из 30, пробитые сериями по 2 (22), быстрота передач мяча за 60 с (23); личностные свойства - нейротизм, экстраверсия по Айзенку (24, 25), сила возбуждения (26), торможения (27), баланс по силе (28), подвижность нервных процессов (29), потребность в одобрении по Крауна (30), тревожность по Тейлору (31), самооценка по 15-балльной шкале - состояние (32), подготовленность (33), готовность (34), суммарный показатель самооценки (35), максимальное (38), дозированное (39) и оптимальное (40) усилие; рассчитывалось отношение оптимального усилия к максимальному (41) и дозированного к максимальному (42); максимальная (43), дозированная (44) и оптимальная (45) частота движений; вычислялось отношение оптимальной частоты движений к максимальной (46) и дозированной к максимальной (47); быстрота оперативного поиска по Шульте5 - средний результат (48), врабатываемость (49) и утомляемость внимания (50).

Результат игровой деятельности определялся многокомпонентной оценкой на основании стенографической записи игр в процессе ответственных соревнований и включал в себя: время, проведенное в игре (51), количество бросков в кольцо из различных дистанции (52), их реализацию (53), процент попадания (54), штрафные броски (55), их реализация (56), процент попадания штрафных (57), всего очков за турнир (58), количество подборов мяча, отскочившего от кольца (59), участие в быстром прорыве (60).

Обработка результатов осуществлялась на компьютере.



2.1.3. Педагогические наблюдения

В процессе педагогического наблюдения определялись ведущие факторы, обеспечивающие результат игровой деятельности в различные сроки отдаления от основных соревнований.

А также в работе ставилась задача исследовать способы выполнения бросков мяча в кольцо и определить участки поля, с которых они выполняются, в зависимости от функции игроков в команде.

Исходя из поставленных задач, были использованы типичные методы исследования: графическая запись бросков в игре, кинофотосъемка. Основным из них был метод графической регистрации выполнения бросков в кольцо в ходе соревновании. Суть его состояла в том, что в заготовленные бланки с планами игровых площадок, используя кодированную систему обозначений, в участке, откуда - осуществлялись атакующие действия, записывался номер игрока, его игровая функция, обозначались виды бросков, место, с которого они производились их способ и результат. Использовались следующие условные обозначения;



- броски с места - «СМ»,

- броски с трех шагов разбега - «СР»,

- броски сходу - «СХ»,

- броски с прыжком - «СП»,

- броски сбоку - «СБ»,

- броски в нападении - «П»,

- перебрасывание мяча через защитника - «ПЗ».

Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной педагогической системы.

2.1.4. Методы математической статистики

Основным методом статистической обработки данных был факторный дисперсионный анализ.

Использовались также общепринятые методы статистической обработки данных (расчет средних, стандартных отклонений ошибок, средний критерии Стьюдента для проверки статистических гипотез).

2.2. Организация исследования

Работа проводилась в течение трех лет, с 2014 по 2017 год.

Исследование осуществлялось в спортивной школе, в течение годичного цикла подготовки к ответственным соревнованиям. В исследовании приняли участие квалифицированные спортсмены, в количестве 22 человек, занимающиеся баскетболом 4-6 лет; анализу подвергнуты результаты игроков основного состав команды, у которых зарегистрированы все показатели тестирования за 1 год, за 45 и за 10-12 дней до основных соревнований.

2.3. Методика оценки значимости основных показателей подготовленности баскетболистов, определяющих успешность их игровой деятельности

В настоящей работе предпринята попытка выявить значимость основных показателей подготовленности баскетболистов, определяющих успешность их игровой деятельности на различных этапах подготовки к соревнованиям.

Все исследование можно разбить на три этапа.

I этап - компонентный анализ игровой деятельности баскетболистов и классификация рабочих циклов. По записям было выделено 103 рабочих цикла для девяти игровых составов (пятерок), указанных тренерами команды. Во всех рабочих циклах были проанализированы два основных компонента деятельности баскетболистов, а именно действия в нападении и защите. Каждое действие характеризовалось тремя параметрами эффективности: производительностью, качеством и надежностью. При этом под производительностью нападения понималось количество атак команды (за одну минуту), под надежностью - отношение разницы общего количества атак и количества атак с потерей мяча к общему количеству атак, под качеством - процент попадания команды с игры. Под производительностью действий в защите понималось количество атак противника (за одну минуту), под надежностью - отношение разницы общего количества атак противника и количества ошибок в защите к общему количеству атак противника, качество защитных действий определялось через разницу единицы и процента попадания противника с игры. Выявив, таким образом, параметры эффективности действий баскетболистов в защите и нападении, мы тем самым связали их с условиями, в которых они были достигнуты, т. е. с эффективностью игровых действий противника. Каждый рабочий цикл характеризовался шестью параметрами, вся же их совокупность для 103 рабочих циклов была записана в виде матрицы размером (6X103).

Осуществлено линейное упорядочивание всех рабочих циклов. С целью выделения типов рабочих циклов использовался метод U (р2) -группировок, дополнительным анализом качества границ.

II этап - установление адекватности программ игровой деятельности и оперативных игровых образов. Для выявления программ игровой деятельности использовался специальный опросник, содержащий перечень 16 возможных игровых действий. Их выбор был обусловлен задачами, поставленными перед командой тренерами, и согласован с последними. Каждому баскетболисту предлагалось путем ранжирования предложенных в опроснике действий сформировать программу как своей игровой деятельности, так и партнеров по команде. В результате каждой программе сопоставлялся упорядоченный определенным образом ряд чисел от 1 до 16. Для каждой игровой пятерки проводилось сопоставление индивидуальных программ баскетболистов с программами, сформированными для них партнерами. При этом подсчитывалось число перестановок, которое необходимо совершить для совпадения соответствующих программам рядов чисел. Общее число перестановок для всей пятерки использовалось в дальнейшем в качестве меры согласованности номограмм.

Для косвенной характеристики афферентных образов игровой деятельности всем баскетболистам за несколько дней до начала соревнований было предложено оценить по десятибалльной шкале текущее игровое состояние, как свое, так и партнеров в плане готовности к решению задач, поставленных тренерами. В качестве меры адекватности игровых образов было выбрано отношение К/К1 где К - произведение самооценок баскетболистов одной пятерки, а К1 - произведение средних оценок, данных каждому игроку со стороны партнеров.

III этап - установление взаимосвязи мер адекватности программ и оперативных игровых образов с параметрами эффективности игровых действий. Для каждого типа рабочих циклов исследовалось существование корреляционных отношений между параметрами эффективности действий баскетболистов в защите и нападении и мерами адекватности программ и образов. При этом проверялась гипотеза существования функциональных связей и линейности. В случае наличия функциональной связи и отклонения гипотезы линейности по коэффициенту детерминации выбиралась соответствующая кривая для аппроксимации нелинейной связи.





































ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ



3.1. Исследование информативности показателей, определяющих

успешность игровых действий баскетболистов на различных

этапах подготовки к соревнованиям

Анализ - структуры исследуемых сторон подготовленности баскетболистов позволяет отметить, что в показателях физического развития уровень значимости исследуемых признаков (в данном - диапазоне времени) стабилен и играет важную роль на всех этапах годичного цикла. Однако эти показатели лишь косвенно связаны с процессом подготовки, и их оценку целесообразно использовать на ранних этапах для отбора спортсменов.

По динамике коэффициентов корреляции, характеризующих связь показателей физической подготовленности с результатами игровой деятельности, можно констатировать, что информативные свойства исследуемых признаков, играющие существенную роль в оценке подготовленности спортсменов в целом, и структура выхода достоверных коррелятов по мере приближений к соревнованиям перераспределяются. К завершающему этапу происходит «сужение» значимости показателей физической подготовленности в их общем виде и повышение информативности специфичных для игровой деятельности качеств быстроты и скоростной силы.

В технической подготовленности на завершающем этапе (за 10-12 дней до соревнований) наиболее высокую степень связи с результатами игровой деятельности приобретают параметры, характеризующие ее эффективность: точность бросков с дистанции и штрафных (р = 0,754 и р = 0,685), а также быстрота и точность передач мяча.

Динамика показателей психомоторики позволяет отметить перераспределение их информативности от максимальных, оптимальных дозированных усилий к регуляторным точностно-темповым параметрам. Так, за год до соревнований доминирующее значение имеют регуляторные функции, обеспечивающие управление интенсивностью усилий. За 45 дней их роль несколько снижается с одновременным возрастанием значимости функций, обеспечивающих управление темпо-ритмовыми характеристиками движений. За 10-12 дней до соревнований особое значение приобретают точностно-дозированные движения по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию баскетболиста в игровых ситуациях.

По мере приближения к соревнованиям уровень значимости показателей функциональных возможностей спортсменов также возрастает.

В показателях самооценки (подготовленность и готовность спортсмены) за год до соревнований наибольшее значение выражено в состоянии за 45 дней - в состоянии и подготовленности, за 10-12 дней - в суммарном показателе самооценки.

Таким образом, можно сделать заключение, что информативность показателей, использованных для оценки подготовленности баскетболистов в различные сроки, в зависимости от сроков тестирования может претерпевать существенные изменения, что необходимо учитывать при формировании процесса подготовки спортсменов к различным соревнованиям (по степени их значимости).

Факторный анализ позволил определить факторную структуру подготовленности баскетболистов (см. таблицу 1), обеспечивающую результат игровой деятельности при различных сроках отдаления от соревнований.

За 1 год до соревнований выделяются два ведущих фактора со значимыми весами, составляющие в сумме 64 % общей дисперсии.





























Таблица 1.



Факторная структура подготовленности баскетболистов при различных сроках отдаления тестирования от основных соревнований





Признаки


Факторы

Один год

45 дней

10 - 12 дней

1 (36,7)

2 (27,3)

1 (36)

2 (30)

1 (37)

2 (28)

3

5

7

8

9

11

12

14

16

18

22

25

27

28

32

33

38

39

40

41

42

44

45

47

48

49

50

51

52

53

55

56

57

58

59

60

−613

660

661

815

750

732

818

686

817

733

714

940

960

796

816

931

632

785

794

742

−746

778

_

799

–610

736

739

685

−749

647

785

775

777

921

945

857

834

951

811

910

731

–775

803

629

808

713

854

−675

638

697

697

806

895

−738

–636

952

931

950

727

780

971

731

864

751

–662

900

800

_

788

928

624

–662

809



Примечания. В скобках у номеров факторов указаны проценты значимых весов от общей дисперсии. В таблице 1 приведены только значимые признаки. В числах нули и запятые опущены.

Первый фактор (36,7 %) включает параметры, характеризующие специальную работоспособность баскетболистов, максимальное, оптимальное и дозированное усилия, дозированный темп движений и баланс по силе нервных процессов. Этот фактор может быть определен как фактор интенсивности проявления скоростно-силовых качеств и специальной выносливости, обусловленным балансом нервных процессов. Его параметры в целом обеспечивают большинство исследуемых показателей игровой деятельности.

Во второй фактор (27,3 %) вошли показатели роста, максимального и дозированного усилия, результаты выполнения технических приемов в движении и параметры быстроты оперативного поиска. Этот фактор интерпретируется нами как фактор специальной подготовленности, обеспечивающий реализацию быстрых действий: эффективность быстрого прорыва в игре с учетом физических данных и игрового амплуа.

За 45 дней до соревнований также выделяются два фактора, составляющие в сумме 66 % общей дисперсии. Первый фактор (36 %) представляет собой совокупность показателей самооценки состояния и подготовленности спортсменов, точности воспроизведения дозированного усилия и темпа. Он интерпретируется как фактор точности регуляции, обусловленный балансом нервных процессов, а также самооценкой состояния и уровня подготовленности.

Во второй фактор (30 %) вошли показатели физического развития, функциональной подготовленности, уровня специальных физических качеств и параметры оптимального темпа движений. Этот фактор может быть охарактеризован как фактор специальной физической подготовленности, обеспечивающей успешную реализацию технических приемов.

За 10−12 дней до соревнований получена следующая факторная структура. Первый фактор (37 %) представляет собой совокупность показателей эффективности бросков с дистанции, баланс по силе нервных процессов, показатели быстроты оперативного поиска и показатели точности воспроизведения темпа. Он характеризуется как фактор оперативной реализации быстрых и точных движений.

Второй фактор (28 %) включает совокупность показателей физического развития, специальных физических качеств (силы и скоростной силы) и быстроты оперативного поиска. Он характеризуется как фактор специальной подготовленности, обеспечивающий выполнение комплекса технико-тактических приемов.

Сравнение факторной структуры подготовленности баскетболистов при различных сроках отдаления от соревнований позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-й или из 2-го в 1-й). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере применения к соревнованиям (за 45 дней) возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений баскетболистов. На завещающем этапе, за 10−12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно-дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию баскетболистов в игровых ситуациях.

Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств,

методов и форм тренировки.

3.2. Пути повышения эффективности совместной деятельности баскетболистов

Согласно концепции систематического подхода предметом психологического анализа деятельности должны выступать психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта. В своей совокупности они образуют психологическую систему деятельности (ПСД). В работах В. Д. Шадрикова раскрыта качественная многомерность ПСД, дана характеристика общих механизмов

интеграции на основе общей схемы ее архитектуры. До сих пор схема ПСД использовалась только для анализа индивидуальной деятельности. Однако инвариантность зафиксированных в схеме отношений между отдельными ее блоками позволяет рассматривать и более общие вопросы, например, совместную деятельность.

Целью настоящего этапа исследования (параграфа) было изучить возможность применения общей схемы архитектуры ПСД в качестве теоретической базы при анализе эффективности совместной деятельности.

На примере совместной игровой деятельности баскетболистов рассмотрены уровни сформированности нескольких блоков общей схемы. Это позволило конкретизировать цель работы в нескольких задачах.

Во-первых, показать, что степень согласованности программ игровой деятельности баскетболистов является фактором, определяющим эффективность их совместной деятельности. Во-вторых, выявить характер взаимосвязи эффективности совместной деятельности баскетболистов и уровня адекватности оперативных игровых образов.

Игровая деятельность баскетболистов представляет собой деятельность с переменной структурой. Это означает, что если все игровое время разбить на рабочие циклы (в баскетболе за один рабочий цикл удобно выбирать время, отведенное противоборствующим командам на проведение одной атаки, т. е. одну минуту), то они будут отличаться друг от друга как по составу действий, так и по эффективности. Естественно передоложить, что психологический анализ совместной деятельности необходимо проводить отдельно для различных типов рабочих циклов. В свою очередь, это предполагает процедуру выделения типов рабочих циклов, т. е. их классификацию. Поэтому одной из задач исследования было показать, что все многообразие рабочих циклов игровой деятельности можно разделить на несколько классов. Это утверждение равносильно тому, что можно выделить несколько типов в баскетболе игровых ситуаций.

Для решения поставленных задач исследования разработан комплекс экспериментальных процедур и математических методов, направленный на получение необходимой информации, ее статистическую обработку и психологическую интерпретацию.

В результате классификации методом U (р2) - группировок вся совокупность рабочих циклов (игровых ситуаций) была разделена на два типа. Сравнительный анализ средних значений параметров эффективности игровых действий баскетболистов (см. таблицу 2) для обоих типов рабочих циклов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, для обоих типов характерна практически одинаковая производительность действий в защите и надежность в нападении. Во-вторых, игровым действиям баскетболистов в рабочих циклах первого типа отвечает относительно высокое качество действий в защите и нападении при большей производительности в нападении и надежности в защите.

Интегральной характеристикой эффективности рабочих циклов (игровых ситуаций) баскетболистов служит баланс счета. Как и следовало ожидать, более высокому уровню эффективности отдельных игровых действий баскетболистов в рабочих циклах первого типа отвечает и больший баланс счета (см. таблицу). Чем обусловлена относительно высокая эффективность игровых действий баскетболистов в рабочих циклах первого типа? Среди многих факторов, таких, как уровни индивидуального мастерства, физической и тактической подготовленности и т. д., главным, определяющим, выступает согласованность коллективных действий, что проявляется, например, в адекватности программ деятельности и оперативных игровых образов. Анализ функциональных связей показал, что характер влияния, выделенных факторов изменяется при переходе от одного типа рабочих циклов к другому.

Таблица 2.

Средние значения параметров эффективности игровых действий баскетболистов в рабочих циклах двух типов

Типы

рабочих циклов



Х4



Х5



Х6



Х7




Х8



Х9



Х10

1 (n=57)

2,65

0,90

0,79

1,91

0,84

0,19

2,73

2 (n= 46)

2,02

0,87

0,56

2,15

0,59

0,55

0



Примечания. Х4 − производительность действий в нападении, Х5 − надежность действий в нападении, Х6 − качество действий в нападении, Х7, Х8, X9 − соответствующие показатели действии в защите, Х10 − баланс счета.

Для второго типа рабочих циклов (игровых ситуаций) на уровне значимости, а=0,05 обнаружена взаимосвязь качества защитных действий баскетболистов с обоими факторами. И в том и в другом случае имеет место нелинейная связь. При этом с уменьшением, как адекватности программ, так и оперативных игровых образов качество защитных действий падает (параболический закон). В настоящей работе качество защитных действий баскетболистов определяется через процент попадания противника с игры: чем выше процент попадания противника, тем ниже качество защитных действий, и наоборот. От чего зависит процент попадания с игры? В первую очередь, от индивидуального мастерства баскетболистов и согласованности коллективных действий в нападении.

Не менее важным фактором являются и действия противоборствующей команды в защите. За счет этих действий нарушается согласованность во взаимодействии атакующей команды. Успешность защитных действий баскетболистов связана с их игровым взаимопониманием. Один из аспектов игрового взаимопонимания − общность представлений о совместных действиях в защите, что обусловливает уровень адекватности программ игровой деятельности и оперативных игровых образов. Именно в этом плане и следует рассматривать взаимосвязь качества защитных действий с мерами адекватности программ и оперативных образов.

Иная структура функциональных связей была обнаружена при анализе рабочих циклов первого типа. Прежде, чем перейти к исследованию характера связей, отметим одну, важную для дальнейшего, особенность этих рабочих циклов. Дело в том, что по сравнению с ситуациями второго типа, в рассматриваемых действиях принимали участие баскетболисты, чье индивидуальное мастерство в среднем выше. Судить об этом можно по таким игровым показателям, как процент попадания с игры, количество игровых ошибок, бросковых передач, подборов мяча под штрафными (щитом) линиями, перехватов и т. д. Означает ли это, что и эффективность совместных игровых действий у таких баскетболистов выше? В общем случае − нет, хотя коллективные действия индивидуально сильных баскетболистов обладают рядом специфических особенностей. Рассмотрим, в первую очередь, защитные действия баскетболистов. Здесь проявляются две тенденции. С одной стороны, в зависимости от выбранного вида защиты все баскетболисты участвуют в коллективных действиях. Это включает в себя определенное расположение игроков на площадке, подстраховку, переключение и перехват мяча. С другой − важную роль играют личные единоборства баскетболистов. При этом в случае противодействия индивидуально сильным баскетболистам противника второй аспект защитных действий имеет главенствующее значение. В индивидуальных единоборствах мерой эффективности служит количество допущенных при этом ошибок, а их исход определяется уровнем подготовленности баскетболистов. В настоящем исследовании сделана привязка не к уровню подготовленности непосредственно, а к его производной − адекватности оперативных игровых образов. Поэтому естественно было ожидать, что для индивидуально сильных баскетболистов надежность игровых действий должна быть обусловлена уровнем адекватности образов. Расчеты, проведенные для рабочих циклов первого типа, подтвердили предположение: выявлена линейная зависимость (коэффициент корреляции Р = − 0,37).

Теперь проанализируем игровые действия индивидуально сильных баскетболистов в нападении. У каждой команды есть свои наигранные варианты действий в нападении против различных видов защитных действий противника. Основой всех вариантов в нападении служат взаимные перемещения баскетболистов с целью выведения одного из них на удобную позицию для атаки, в корзину противника. Взаимные перемещения включают в себя элемент прогнозирования действий партнеров по пятерке, что неразрывно связано с планированием как своей деятельности, так и партнеров. Неадекватность планирования игровых действий приводит с неизбежностью к ошибкам. Ярким примером такого рода ошибок могут служить неточные передачи, а также нарушение лимита времени владения мячом. Поэтому в случае индивидуально сильных баскетболистов отличающихся нестандартностью игровых действий, надежность совместной деятельности в нападении (отсутствие ошибок) должна быть обусловлена адекватностью программ деятельности. Действительно, на уровне значимости, а = 0,05 выявлена такая зависимость для рабочих циклов первого типа. Имеет ли она линейный характер, коэффициент корреляции Р = − 0,34.

Таким образом, в настоящей работе показано, что адекватность программ и оперативных образов является факторами, определяющими эффективность игровых действий баскетболистов в защите и нападении. Обнаруженные закономерности позволяют наметить пути повышения эффективности совместной игровой деятельности баскетболистов. Они связаны с повышением степени адекватности программ и оперативных игровых образов. Как это осуществить практически? В первую очередь, должна быть обеспечена видеомагнитофонная запись игровой деятельности баскетболистов. На ее основе проводится компонентный анализ игровой деятельности, выделяются типы рабочих циклов. Психологический анализ различных типов рабочих циклов позволит выделить эффективные и неэффективные игровые сочетания, а также причины рассогласованности в совместной их деятельности. Затем тренер должен вместе с игроками провести анализ игры по видеозаписи, особое внимание, обращая на ошибки неэффективных пятерок. Теоретический разбор игр по видеозаписям обязательно дополняется наигрыванием необходимых по ситуации комбинаций на площадке во время тренировок.

В заключение мы бы хотели остановиться на некоторых особенностях работы с видеомагнитофоном. Во время непосредственного наблюдения игры у тренера формируется ее гомоморфный образ, т. е. происходит отображение лишь основных игровых моментов и отдельных действий баскетболистов. В зависимости от опыта тренера, его умения оперативно оценивать игровые ситуации меняется степень адекватности образа и прообраза, т. е. меняется объем использованной информации об игровой деятельности баскетболистов. Видеомагнитофонная запись позволяет восполнить в значительной мере потери информации, но она требует качественно нового подхода со стороны тренера. Значительно расширяется диапазон его видения, при этом появляется возможность проанализировать отдельные игровые детали, невидимые непосредственно во время игры, но открывающие те или иные новые грани в игровой деятельности баскетболистов. Тренеру необходимо самому предварительно ознакомиться с записью и тщательно ее проанализировать. Лишь после этого проводится разбор игры с баскетболистами. В процессе разбора и должно формироваться представление баскетболистов, как о программе деятельности, так и о возможностях партнеров по команде. Весьма эффективным способом является анализ игры самими баскетболистами, иногда даже, в особых случаях, и при отсутствии тренера. Разбор игр должен стать составной частью учебно-тренировочного процесса, важным фактором повышения эффективности совместной игровой деятельности.

3.3. Модельные характеристики соревновательной деятельности

баскетболистов в соответствии с игровыми функциями в нападении

Подготовку спортсмена можно представить в виде сложной динамической системы, в которой управляющая роль отводится тренеру, а управляемая − спортсмену. Основная задача состоит в том, чтобы, целенаправленно воздействуя на переменные этой системы, перевести ее в заранее заданное состояние [1, 2, 3 и др.] с учетом разностороннего количественного подхода к различным видам полготовки спортсмена.

Модель игрового противоборства можно использовать как инструмент прогнозирования перспективности спортсмена [4, 15, 16]. Для этого в управляемой системе необходимо наличие модели объекта и его данном состоянии и в том, которое нужно достигнуть, а также модель методом воздействия и изменения объекта под их влиянием [5, 16]. В этой связи важным компонентом является проблема критериев объективной оценки высшего спортивного мастерства [7, 13, 15]. Эти общие положения, касающиеся основных вопросов управления тренировочным процессом, распространяются на все составляющие подсистемы целостной системы, к которым относятся различные виды подготовки спортсмена. Бесспорно, рост спортивного мастерства можно ожидать гораздо быстрее там, где поиски методов точного моделирования ведутся на более объективной количественной основе [1, 9, 12, 16 и др.]. Это значительно расширяет возможности оптимального управления во всех его аспектах. В специальной литературе отечественных и зарубежных авторов широко освещается техника выполнении видов атак в кольцо, средства и методы обучения [8, 10, 11, 13]. Вместе с тем изучение литературных источников показало, что в рекомендациях и методике обучения атак недостаточно учитываются функции игроков в команде [16].

В соревновательной деятельности используется большой арсенал технических приемов ведения игры, из которых броски в кольцо занимают одно из важных мест. Применение бросков в кольцо в качестве самых решающих и эффективных приемов, которые логически завершают тактические комбинации в нападении, и способов противодействия им положено в основу техники игры в баскетбол. Результаты наблюдений и их анализ позволяют выявить следующие особенности.



Таблица 3.

Количественная характеристика способов броска мяча в кольцо площадки, из которых они выполняются игроками

Сравнительные показатели


Колич.

случаев,

n

Средняя и ее ошибки М ± m, %


Критерий Стьюдента,

t

Уровень значимости.

Р

Броски с одного места:

− одним способом

− двумя способами





91



88±3,6

12±10,1





7





Броски с двух мест:

− одним способом

− двумя способами





142



36±6,7

64±5,4





5





Броски с трех мест:

− одним способом

− двумя способами

− одним способом

− тремя способами

− двумя способами

− тремя способами









35




25,7±16

42,8+13,4

25,7±16,4

31,5+14,4

42,8±13,4

31,5+14,4









0,56



0,28





0,05



0,05



0,05

Броски с одного места

Броски с двух мест

233


65,2+4,02

34,8±5,02

7,8





Для успешного завершения атаки баскетболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча как у всей команды в целом, так и у отдельных спортсменов, используют относительно определенное число бросков с различных мест. Большинство баскетболистов сильнейших команд мира применяют их с одного-двух мест (табл. 3). Полученные результаты свидетельствуют о том, что хотя каждый игрок и осваивает в учебно-тренировочных занятиях большое количество бросков, однако в процессе соревнований из них используются лишь определенные специализированные приемы в соответствии с выполняемой игровой функцией атакующего.

При сравнении результатов бросков в кольцо с одной и двух зон площадки выявлена статистическая достоверность различий в используемых способах. Чаще всего используются броски с двух мест, различие существенно при р

Были проанализированы способы бросков в кольцо игроков различного технического стиля (специализации) (табл. 4). Как видно из табл. 4, для нападающих второй линии основным является броски сходу. Различия в показателях использования данного броска и двух других достоверны при высоком уровне значимости р





























Таблица 4.

Сравнительная характеристика распределения и эффективности бросков в кольцо нападающих различных игровых стилей



Специализация


Всего

ударов

(n)

Средняя и ее

ошибки

М±m, %

Критерий

Стьюдента,

t

Уровень значимости

Р

Центральный (линейный):

Броски

с места

Броски

в движении



59



59


70±6,2

24±5,6

70±6,2

6±3,1


5,4





9,5







Крайний:

Броски

в движении и сходу

Броски

с места





74



74



51,2±83 38,8±4,1

51,2±8,3 10±3,4





2,2



5,1




Нападающие I линии:

сходу

с разбега

в прыжке





113



113






5,2±2,0

60±4,6 34,8±4,4 60±4,6







12,1



3,4











В процессе исследований было установлено, что у крайних нападающих основным является броски в кольцо. Данные различия также достоверны в одном случае при р

В то же время нападающие первой линии − центральные (линейные) − тоже используют броски в кольцо, крайние − удары сходу, нападающие второй линии − удары в движении. Причем нападающие одной специализации ряд бросков вообще не используют, в то время как для других такие броски являются основными.

Из анализа также видно, что броски сходу (в различных вариантах его исполнения) является универсальным и используется всеми игроками, независимо их игровых функций.

Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов бросков и мест, с которых они производятся, нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных бросков.

Естественно предположить, что в процессе тренировки целесообразно уделять особое внимание обучению спортсменов наиболее эффективным броскам в кольцо, которые могут быть использованы с определенных зон и направлений, бросков, которые по своему характеру и способу выполнения близки каждому конкретному игроку с учетом его физических данных, координации, игровому пониманию ситуации. Это делает игроков более опасными (результативными) и сокращает время на их подготовку.

Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций баскетболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивной борьбы. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технико-тактических взаимодействий в этих условиях.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В результате экспериментальных исследований установлено, что специфика предъявляет баскетболистам каждого игрового амплуа разные требования практически во всех элементах игры, особенно в бросках в кольцо.

2. Данные сравнительного анализа игровой деятельности, баскетболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях бросков мяча в кольцо:

а) способы выполнения бросков и участки площадки, с которых они водятся, производятся, различны у баскетболистов, выполняющих разные функции;

б) квалифицированные баскетболисты используют в основном определенный комплекс специализированных бросков (двумя – тремя способами с двух-трех участков площадки).

3. Выявленная модель нападающего в соответствии игровой функцией в команде предусматривает использование определенного арсенала способов и позиций атакующих действий, с которых они реализуются в соревновательных условиях.

4. Сравнение факторной структуры подготовленности баскетболистов при различных сроках отдаления от соревнований позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-й или из 2-го в 1-й). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности.

Для успешного завершения атаки баскетболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча как у всей команды в целом, так и у отдельных спортсменов, используют относительно определенное число бросков с различных мест.

Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов бросков и мест, с которых они производятся, нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных бросков.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие рекомендации.

На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере применения к соревнованиям (за 45 дней) возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений баскетболистов. На завещающем этапе, за 10−12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно-дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию баскетболистов в игровых ситуациях.

Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.

Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций баскетболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивного соперничество. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технико-тактических взаимодействий в этих условиях.

















































































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. – М.: ФиС, 2006, - 156 с.

2. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Тренажеры и тренажерные устройство в спортивных играх. - М., ФиС, 2003 - 114 с.

3. Айриянц А.Г. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: ФиС, 2006, - с. 269.

4. Бриль В.Г. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1997. – 279 с.

5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 2003. – 167 с.

6. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., ФиС, 1980, - 178 с.

7. Донченко Н. А. Тренажеры и тренажерные устройство в спорте. – М., ФиС, 2000, - 117 с.

8. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. М., ФиС, 1979, 244 с.

9. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 2008, 128 с.

10. Железняк Д. С. Подготовка юного волейболиста - М.: ФиС, 2001. - 216 с.

11. Железнова Д. С. Уроки баскетбола. - М.: ФиС, 2005, - 198 с.

12. Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М., ФиС, 1986. - 249 с.

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 2009, - 200 с.

14. Игнатьева И.В. Гандбол. // Очерки по биомеханике и методике тренировки. М.: ФиС, 2011. – с. 145.

15. Калинин Г.В. Антиципация нападающих ударов в боксе. – М., ФиС, 2008, - 113 с.

16. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 2004, - 91 с.

17. Коваленко В.А. Средства и методы психологической подготовки баскетболистов. В сб.: спортивные игры. М.: ФиС, 2007, с. 22-29.

18. Клещев Ю.Н. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: Фис, 2004, - с. 263.

19. Кон И.С. Открытие "Я". М.: ФиС, 2001, 156 с.

20. Косарев П.Б. Специальная физическая подготовка баскетболиста. М.: ФиС, 2009, - 189 с.

21. Карпман В.Л. Спортивная медицина. – М., ФиС, 1988, - 246 с.

22. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1987, - 277 с.

23. Карпман В.Л. Тесты в спортивной медицине. М.: ФиС, 1994, - 189 с.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., ФиС, 1997, - 457 с.

25. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М., ФиС, 1979, - 277 с.

26. Мартиросов А.В., Туманян С.К. Телосложение и спорт. – М., ФиС, 1987, - 128 с.

27. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М., ФиС, 1982, - 179 с.

28. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М., ФиС, 1999, - 298 с.

29. Сирис П.З., Левадо М.С. Отбор и прогнозирование в спорте. – М., ФиС, 2007, - 137 с.

30. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. М., ФиС, 1997, - 448 с.

31. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки. – М., ФиС, 1995, - 578 с.

32. Степанов Г.Ф. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболистов. ТиПФК, 3/2009, с. 15-17.

33. Степанов Г.Ф., Годик М.А. Контроль за координационной сложностью нагрузки в волейболе. ТиПФК, №1/ 2008, с. 15-17.

34. Сергеев П.А. Юный баскетболист. – М., ФиС, 2006, 91 с.

35. Сухачев С.Г. Индивидуализация развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов 15-16 лет с учетом периодических изменений их функциональной подготовленности: Автореф. дис… канд. наук. 13.00.04. – Малаховка. 2007. – 22 с.

36. Сучилин А.А. О совершенствовании системы подготовки баскетбольного резерва //Теория и методика физ. культуры. – 2004. - № 9. – с. 15-17.

37. Сучилин А.А. Совершенствование системы подготовки баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации //Теория и методика физ. культуры. – 2007. - №5. – с. 11-13.

38. Сахновский К.П. Начальная спортивная подготовка //Наука в олимпийском спорте. – 2004. - № 1. – с. 25-28.

39. Хьюс Ч. Гандбол. Тактические действия команды //Пер. с англ. – М.: ФиС, 2002. – 256 с.

40. Чанади А. Волейбол. Стратегия //Пер. с венг. – М.: ФиС, 2005. – 208 с.

41. Шамардин В.Н. Гандбол: Учеб. пособие. – Днепропетровск: Пороги, 2007. – 238 с.

42. Шамардин В.Н. Гандбол: Методика, техника, тактика – Днепропетровск: Пороги, 2010. – 148 с.

43. Шафри Риад. Индивидуальная направленность физической подготовки юных баскетболистов 13-14 лет //Теория и методика физ. культуры. – 2001. - № 9. – с. 15-17.

44. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности //Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 2005. - с. 50-73.

45. Щукин В.И. Параметры тренировочной нагрузки спортивной направленности у квалифицированных баскетболисток //баскетбол. – М.: ФиС, 2007. – с. 20-22.

46. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров //Под. ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. М.: ФиС, 2008. – 277 с.

47. Яружный Н.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта: Автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.04. – М., 2003. – 46 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!