СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение смысловых различий частиц не и ни. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка. Синтаксическая роль частиц в предложении. Морфологический разбор частиц. Лингвистическая сказка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе на тему "Определение смысловых различий частиц не и ни. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка. Синтаксическая роль частиц в предложении. Морфологический разбор частиц. Лингвистическая сказка" (рассчитан на 4 учебных часа)

Просмотр содержимого документа
«Определение смысловых различий частиц не и ни. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка. Синтаксическая роль частиц в предложении. Морфологический разбор частиц. Лингвистическая сказка.»

Тема: Определение смысловых различий частиц не и ни. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка. Синтаксическая роль частиц в предложении. Морфологический разбор частиц. Лингвистическая сказка.

Образовательная цель:

Формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

расширить знания уч-ся о частице как служебной части речи

обобщить и систематизировать знания уч-ся о морфологических и синтаксических особенностях частиц

формировать представление о дефисном написании частиц

формировать навык творческого письма на лингвистическую тему

проконтролировать уровень знания тезауруса по изученным темам

Развивающая цель:

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

развивать долговременную память в процессе деятельности

развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. создание коллаборативной среды – упражнение улыбка

Участвуют в создании благоприятной среды


анализ работ

анализ работ, консультирование

выставляют отметки (ср, тест), задают возможные вопросы, выполняют работу над ошибками в словарном диктанте

учебник

дневники

контроль знаний

Инструктаж по выполнению задания

1.контроль домашнего задания № 469

1, 2 поток

3 поток

только вопросы по затруднениям

комментированная проверка

2.самостоятельно работают с карточками тезауруса на соотношение

тетради

учебник

карточки

мотивационный

Инструктаж по выполнению задания, консультирование

наблюдение за умением определять тему и цели урока

1.вызов

Актуализация имеющихся знаний о дефисном написании (словарная диктовка)

(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, плащ-палатка

как это повторение буде связано с частицей?

2.запись темы урока (дополнение – морфологический разбор частицы). определите, пользуясь речевыми шаблонами, цели урока

учебник

тетради

речевой шаблон

операционный

Инструктаж по выполнению задания

1.работа с теорией видеоурок

1, 2 поток

3 поток

индивидуально работают с видеоуроком, составляют опорный конспект в ТДС, обмениваются информацией в парах, афиширование

работают комментированно с видеоуроком, составляют опорный конспект в ТДС, обмениваются информацией в парах, афиширование

2.закрепление: распределительное письмо (видеоурок, задание 1)

3:.дифференцированное письмо (выбирают задание на карточке, выполняют, афиширование)

4.самостоятельное выборочное письмо у. 484 с последующей проверкой (мне-то, цель-то)

- какая проблема заложена в упражнении (различение омонимичны частей речи)

- с чем можно перепутать частицы? (союзы, суффиксы)

5.изучение теории морфологического разбора частицы

1, 2 поток

3 поток

самостоятельное составление, обсуждение в парах, сопоставление с учебником с. 211

комментированное изучение с. 211

6.закрепление у. 490 (1- комментированно, 2, 3 – самостоятельно с последующей проверкой и сопоставлением с предыдущими)

тетради

учебник

карточки

ТДС

видеоурок





















развитие речи

инструктаж, консультирование

А знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:

- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Лингвистическая сказка как и обычные сказки состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.

На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.

Лингвистическая сказка поучительна.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

Герои – буквы или слова.

Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.

групповая работа с лингвистической сказкой

Как написать лингвистическую сказку

Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

Подумай, какие герои будут действовать.

Подумай композицию, продумай сюжет.

Составь план.

Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

Отредактируй текст.

Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

Прорепетируй выступление.


рефлексия и оценка

Инструктаж по выполнению задания

работают с вопросной рефлексией, афиширование по желанию

1.сегодня я узнал

2. сегодня я научился

3.у меня получилось

4.мне было трудно

Тетради

контроль знаний

Инструктаж по выполнению задания, консультирование

самостоятельно работают с диктантом и грамматическим заданием

тетради

карточки

текст

Домашнее задание

Инструктаж

§57,58,61, упр. 488 (определить разряд всех частиц+разборы 4,2,1)

Запись домашнего задания, возможные вопросы

дневники























































Тезаурус 1 вариант

1

Предлог

1

Или, либо, то-то, не то-не то

2

Сочинительные союзы

2

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

3

Модальные частицы

3

Связывают однородные члены и равноправные части сложного предложения

4

Союз

4

Б, бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, -ка

5

Отрицательные частицы

5

Служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений

6

Подчинительные союзы

6

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других

7

частица

7

Частицы, придающие предложению отрицательное и положительное значение

8

Формообразующие частицы

8

И, тоже, да, также, не только – но и, как – так и

9

Разделительные союзы

9

Вносят дополнительные оттенки уточнения, отрицания, усиления, выделения, указания и другие

10

Соединительные союзы

10

Связывают в сложном предложении простые, одно из которых подчиненно другому


Тезаурус 2 вариант

1

Соединительные союзы

1

Б, бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, -ка

2

Сочинительные союзы

2

Вносят дополнительные оттенки уточнения, отрицания, усиления, выделения, указания и другие

3

Отрицательные частицы

3

Или, либо, то-то, не то-не то

4

Союз

4

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

5

Разделительные союзы

5

Служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений

6

Подчинительные союзы

6

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других

7

частица

7

Частицы, придающие предложению отрицательное и положительное значение

8

Формообразующие частицы

8

И, тоже, да, также, не только – но и, как – так и

9

Предлог

9

Связывают однородные члены и равноправные части сложного предложения

10

Модальные частицы

10

Связывают в сложном предложении простые, одно из которых подчиненно другому


Тезаурус 1 вариант

1

Предлог

1

Или, либо, то-то, не то-не то

2

Сочинительные союзы

2

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

3

Модальные частицы

3

Связывают однородные члены и равноправные части сложного предложения

4

Союз

4

Б, бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, -ка

5

Отрицательные частицы

5

Служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений

6

Подчинительные союзы

6

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других

7

частица

7

Частицы, придающие предложению отрицательное и положительное значение

8

Формообразующие частицы

8

И, тоже, да, также, не только – но и, как – так и

9

Разделительные союзы

9

Вносят дополнительные оттенки уточнения, отрицания, усиления, выделения, указания и другие

10

Соединительные союзы

10

Связывают в сложном предложении простые, одно из которых подчиненно другому


Тезаурус 2 вариант


1

Соединительные союзы

1

Б, бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, -ка


2

Сочинительные союзы

2

Вносят дополнительные оттенки уточнения, отрицания, усиления, выделения, указания и другие


3

Отрицательные частицы

3

Или, либо, то-то, не то-не то


4

Союз

4

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного


5

Разделительные союзы

5

Служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений


6

Подчинительные союзы

6

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других


7

частица

7

Частицы, придающие предложению отрицательное и положительное значение


8

Формообразующие частицы

8

И, тоже, да, также, не только – но и, как – так и


9

Предлог

9

Связывают однородные члены и равноправные части сложного предложения


10

Модальные частицы

10

Связывают в сложном предложении простые, одно из которых подчиненно другому


I вариант

II вариант

III вариант

Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока.

Найти лишнее:

Угадай-ка загадку.

Прочитал-то неплохо.

Когда-то жил.

Кашу – то съел?

Раскрыть скобки:

Подай(ка) тетрадь.

Воды(то) принёс?

Что(же)это такое?

Я то(же) прочитал эту книгу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!