Цель урока: Образовательная —подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; воспитательная — формирование ценностных суждений.
Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, неограниченная диктатура.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА:
I. ОРГ. МОМЕНТ
II. МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Постановка проблемного вопроса
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить отрицательные стороны правления Ивана IV, и выяснить, почему его в народе прозвали «Грозным».
Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопрос, который лежит перед вами (раздаточный материал – проблемный вопрос).
Один ученик зачитывает вопрос вслух.
Проблемный вопрос: Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?