СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект по теме "Деятельность - способ существования людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет обучающимся 10 класса лучше усвоить материал по теме "Деятельность- способ существования людей".

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект по теме "Деятельность - способ существования людей"»

Деятельность – способ существования людей

План:

  1. Сущность и структура деятельности.

  2. Потребности и интересы.

  3. Многообразие деятельности.

  4. Сознание и деятельность.


  1. 1. Сущность и структура деятельности.


Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.

Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.

Специфику деятельности можно определить следующим образом:

1) деятельность человека носит сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.

2) деятельность носит продуктивный характер - она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.

3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.

4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей.

В самом общем виде их можно объединить в три группы.

  1. Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).

  2. Социальные потребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).

  3. Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).


Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

- физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;

- экзистенциальные или потребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;

- социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;

- престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;

- духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.

Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные (первичные), а последующие триприобретенные (вторичные).


2.Структура деятельности и ее мотивация


В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Структура деятельности

Субъект деятельности

Объект деятельности

Тот, кто осуществляет деятельность

Это то, на что она направлена

Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган

Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек


Деятельность субъекта может быть направлена на другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.


Цель Средства достижения цели Действия Результат


Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Цель соответствует реальности.


Деятельность состоит из действий.

В структуре деятельности можно выделить различные действия.

Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач.

Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая.

В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.


Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.

Средства – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Средства должны соответствовать цели. «Палить из пушки по воробьям» - средства не соответствуют цели.

Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?

Для достижения цели любые средства хороши

Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные

Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей … заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…».

К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».


Т. Гобс: «Цель оправдывает средства».

Н. Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья».


Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.

В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.

Результат – конечный итог, завершающий деятельность.

Результат

Положительный,

т. е. совпал с целью

Отрицательный,

т. е. не соответствует поставленной цели


Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют словом «мотив».

«Мотив» - в пер. «побудительная причина, повод к какому-либо действию».

Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы ( впер с лат. «иметь значение, важно»). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

С интересами людей связаны их идеалы.

Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.

Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!