Деятельность – способ существования людей
План:
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Многообразие деятельности.
Сознание и деятельность.
1. Сущность и структура деятельности.
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Специфику деятельности можно определить следующим образом:
1) деятельность человека носит сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.
2) деятельность носит продуктивный характер - она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.
3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.
4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей.
В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).
Социальные потребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).
Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).
Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
- физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;
- экзистенциальные или потребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;
- социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;
- престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;
- духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.
Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные (первичные), а последующие три – приобретенные (вторичные).
2.Структура деятельности и ее мотивация
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.
Структура деятельности
Субъект деятельности | Объект деятельности |
Тот, кто осуществляет деятельность | Это то, на что она направлена |
Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган | Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек |
Деятельность субъекта может быть направлена на другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.
Цель Средства достижения цели Действия Результат
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности. Цель соответствует реальности. | Деятельность состоит из действий. В структуре деятельности можно выделить различные действия. Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. |
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.
Средства – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Средства должны соответствовать цели. «Палить из пушки по воробьям» - средства не соответствуют цели.
Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?
Для достижения цели любые средства хороши | Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные |
Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей … заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…». | К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». |
Т. Гобс: «Цель оправдывает средства». | Н. Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». |
Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.
Результат – конечный итог, завершающий деятельность.
Результат
Положительный, т. е. совпал с целью | Отрицательный, т. е. не соответствует поставленной цели |
Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют словом «мотив».
«Мотив» - в пер. «побудительная причина, повод к какому-либо действию».
Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.
Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы ( впер с лат. «иметь значение, важно»). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
С интересами людей связаны их идеалы.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.
Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).