СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорная схема для объяснения учащимся сложной темы "Системный подход в биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен образец маршрутного листа для школьников, который пможет им понять материал по теме "Система. Системный подъод"

Просмотр содержимого документа
«Опорная схема для объяснения учащимся сложной темы "Системный подход в биологии"»

Маршрутный лист. Урок 9.3. по теме «Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы».



Вопросы для размышления:


  1. Все ли живые организмы состоят из клеток?

  2. Существует ли размножение в неживой природе?

  3. Сигнал и раздражимость.

  4. Характерен ли рост для тел неживой природы?

  5. Характерен ли обмен веществ для тем неживой природы?


СИСТЕМА – это любой объект, который из чего-то состоит.


ЕДИНИЦА сохраняет существенные свойства системы.


ЭЛЕМЕНТ в своих существенных свойствах на систему в целом не похож.


НАИМЕНЬШАЯ ЕДИНИЦА


НАИБОЛЬШИЙ ЭЛЕМЕНТ


ТРИ ТИПА УСТОЙЧИВОСТИ ОБЪЕКТОВ:


ПЕРВЫЙ ТИП УСТОЙЧИВОСТИ, ИЛИ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – наступает тогда, когда системе некуда изменяться.


ВТОРОЙ ТИП УСТОЙЧИВОСТИ – очень медленный распад.


ТРЕТИЙ ВИД УСТОЙЧИВОСТИ ИЛИ РЕМОНТ– неравновесное состояние.


ОБМЕН ВЕЩЕСТВ:

  1. Непрерывное обновление вещества в системе

  2. Совокупность биохимических процессов в живом организме.


ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – на любое воздействие на систему будет наблюдаться противодействие.


ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – при отклонении от стабильного состояния внутри объекта развиваются силы, стремящиеся это отклонение усилить.


ТЕКСТЫ – объекты, несущие информацию. Текст – это смысл, записанный в виде последовательных значков.

ОПЕРАЦИИ (размножение, тиражирование, перевод, чтение)



УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

- МОЛЕКУЛЯРНЫЙ

- КЛЕТОЧНЫЙ

- ОРГАНИЗМЕННЫЙ

- ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ

- БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ

- БИОСФЕРНЫЙ

Популяция

Совокупность элементов

Система

Свойства системы

1.



Молекула – носитель информации (ДНК, РНК, белок)

Хранение и реализация информации

2.

Популяция молекул одного и того же белка, ДНК, РНК

Совокупность всех молекул белка, ДНК, РНК

Клетка

Копирование информации и размножение

3.

Популяция однотипных клеток

Совокупность всех клеток

Многоклеточный организм

Добывание дефицитного ресурса

4.

Популяция организмов одного вида

Биоценоз

Биогеоценоз

Воспроизводство ресурсов

5.

Совокупность однотипных биоценозов

Совокупность всех биоценозов

Биосфера

Поддержание условий.



БИОСФЕРА

  1. Строение биосферы и ее границы

  2. Среды жизни

  3. Место обитания

  4. Гидробионты

  5. Педобионты

  6. Террабионты

  7. Эндобионты

  8. Неклеточные и клеточные формы жизни

  9. Одноклеточные и многоклеточные организмы, синцитии


Творческое задание:


БИОСИСТЕМА КАК ФОРМА ЖИЗНИ:


- Характерные признаки системы (элементы и единицы)


- Деление на структурные уровни организации жизни



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!