СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оплодотворение. Гаметогенез

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся системы знаний об оплодотворении, значении искусственного оплодотворения

Просмотр содержимого документа
«Оплодотворение. Гаметогенез»







Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

село Красногвардейское

















Тема урока:

«Оплодотворение. Гаметогенез.»

10 класс.

Учитель биологии и географии: Курочкина Е.П

















20.04 2021









Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично - поисковый, проблемный, репродуктивный

Приемы работы: самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой, Интернет – сайтами, демонстрация видеофрагментов, компьютерной презентации, выступление с сообщениями по теме, решение проблемных вопросов, участие в мини-дебатах.

Девиз урока: Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща. (Б.Васильев)

Цели:

Личностные - развитие интереса и способностей учащихся на основе получения знаний и опыта познавательной деятельности.

Метапредметные - формирование информационной, коммуникативной и учебной компетенций учащихся.

Предметные - формирование системы знаний об оплодотворении и значении искусственного оплодотворения в медицине и сельском хозяйстве.

Задачи:

Личностные - обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении темы «Оплодотворение» и заложить основы знаний, необходимых будущим родителям.

Метапредметные –

1. Организовать фронтальную работу при решении учебных исследовательских задач и проблемных вопросов.

2. Организовать фронтальную работу учащихся с материалом учебника, сообщениями, видеофрагментами.

Предметные –

1. Решить учебную исследовательскую задачу: возможно ли размножение природного многообразия организмов без оплодотворения?

2. Решить учебную исследовательскую задачу: возможно ли размножение человека путем партеногенеза?

3. Организовать мини-дебаты учащихся «Экстракорпоральное оплодотворение: за или против? »











Ход урока:

Организационный момент

В 17-18 вв. среди натуралистов бытовало представление о том, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма. Ученые ссылались на мнение древнегреческого ученого и философа Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании.

Можно ли согласиться с таким мнением?

Прав ли Гиппократ?

С чего начинается развитие организма?

Вместе с учащимися определяют тему и цели урока.

Знакомимся со строением половых клеток (выступление обучающегося)























Гаметогенез- образование половых клеток.







Работа с таблицей.

Вопросы для сравнения

Овогенез

Сперматогенез

1. Определение процесса





2. Стадии развития




3. Когда начинается?




4. Что расходится по полюсам в анафазу первую мейоза первого?


5. Что расходится по полюсам в анафазу вторую мейоза второго?


6. События и результат телофазы второй мейоза второго?



7. Набор хромосом в образовавшихся клетках в телофазу вторую мейоза второго?


8. В чем заключается биологическая роль мейоза?










Обсуждение результатов.





Типы оплодотворения.

1. Кто такие гермафродиты?

Если это обоеполые существа, то с какой целью у них происходит перекрестное оплодотворение?

Дополняет: Дождевые черви сближаются своими передними концами и выделяют сперму со сперматозоидами. В области пояска образуется муфточка из вязкого секрета, в ней отложены яйца. Мышцы проталкивают ее на передний конец тела, где и происходит процесс оплодотворения «грудь в грудь»: кто первым уколол, тот и передал больше спермы.

2. Почему наружное оплодотворение невозможно на суше? Сперматозоиды передвигаются с помощью жгутиков как гребных винтов, для этого им нужна жидкость.

3. Известно, что количество продуцируемых гамет слишком отличается у различных животных: у млекопитающего животного слона – одна, редко две; у рыбки колюшки – 60 икринок, у рыбы-луны – 300 млн. икринок. Установите в этом закономерности и причины.

Обнаружена закономерность: чем больше гамет, тем вероятнее успешность оплодотворения, т.к. часть икры съедают хищники, гибнет от неблагоприятных условий: мороза, солнечных ожогов. Прозрачная желеобразная оболочка икринок, словно линза, фокусирует свет, и зародыши выгорают.

Дополняет: крошечный самец трехиглой колюшки в брачный сезон вспыхивает голубым и алым цветом. Он строит гнездо из стебельков водных растений и скрепляет их клейким секретом, который выделяют его почки. Самка наблюдает за постройкой гнезда, и, если жених понравился ей, откладывает туда икру. Самец оплодотворяет ее и ухаживает за потомством, загоняя плавниками воду, тем самым наводит чистоту и увеличивает количество кислорода для развивающейся молоди.

3. Как долго яйцеклетки животных и человека сохраняют способность к оплодотворению?

Слушаем обучающегося.







Этапы внутреннего оплодотворения: Рассказывает об оплодотворении, просит по ходу объяснения определить этапы оплодотворения, сделать записи в тетради

Начинается процесс с осеменения - излияния самцом спермы в половые пути самки. Сперма со сперматозоидами попадает в матку и маточные трубы. Сюда же из яичников поступает яйцеклетка. Она выделяет особые химические вещества, активирующие сперматозоиды и позволяющие опознать яйцеклетку. Сперматозоиды движутся навстречу току жидкости, имеющей кислую среду, проходят трудный путь, аналогичный бегу человека на дистанцию 10 км. Акросомы 300 млн. сперматозоидов (именно столько нужно для оплодотворения, даже 2 млн. будет недостаточно) разрушаются, фермент гиалуронидаза растворяет оболочку яйцеклетки, первый сперматозоид проникает внутрь, отбрасывая хвостик. В этот момент появляется прочная оболочка, препятствующая проникновению в яйцеклетку следующего сперматозоида. Ядро сперматозоида увеличивается до размеров ядра яйцеклетки и сливается с ней. В зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом. Далее происходит активация зиготы к дальнейшему развитию.

Задает вопрос: в чем биологический смысл оплодотворения?

Искусственное оплодотворение

Задает проблемный вопрос: Известно, что в мире примерно 25% бесплодных браков. Как вы считаете, эти семьи обречены на бездетное существование, или у них все-таки есть шанс иметь собственных детей?

Предлагает прослушать сообщение одноклассника (Приложение №4). «Экстракорпоральное оплодотворение», посмотреть короткий видеофрагмент об искусственном оплодотворении, подготовиться к мини-дебатам «Экстракорпоральное оплодотворение: за или против?»

Организует мини-дебаты:

Есть ли среди вас те, кто «за» ЭКО? Обоснуйте вашу точку зрения.

Кто «против» ЭКО? Докажите вашу точку зрения.

Как получают сперматозоиды для оплодотворения?

Как получают яйцеклетки для оплодотворения?

Как происходит искусственное оплодотворение?

Какие проблемы могут возникнуть у детей, зачатых с помощью ЭКО?

В каких случаях лечение бесплодия у человека способствует возникновению этических и социальных проблем? Что это за проблемы?

Среда и будущее потомство

Объясняет по кадрам презентации: Результаты исследования эмбриолога М.Светлова указывают на то, что в развитии млекопитающих и человека существуют критические периоды, таким является период зачатия или оплодотворения. В этот период особенно опасны алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные средства. Половые клетки быстрее всего поглощают алкоголь, значит, даже бокал шампанского в первую брачную ночь может сыграть роковую роль: произойдет нарушение в закладке органов будущего организма и, как следствие, и семья, и ребенок будут обречены на длительные мучения. Вы все будущие родители: помните это, это не банальная фраза, а доказанная временем истина.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!