СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня иностранный язык начинают изучать со 2 класса и  я столкнулась с такой проблемой, как обучение детей с ограниченными возможностями здоровья( инвалидами). Из-за наличия того или иного заболевания, заметила, что у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в классе, держатся обособленно от остальных детей. В связи с этим необходим комплексный подход в воспитании и развитии данной категории детей.  Считаю, что  образование должно помочь таким детям  осознать свое «Я», обогатить их знаниями, определить их социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место.

Актуальность данной проблемы порождается  рядом противоречий:

  • между утвержденной образовательной программой школы и отсутствием специально разработанных для этой категории лиц стандартов  и программно-методического сопровождения,
  • между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к выпускнику школы,
  • между результатами  школьной неуспеваемости и трудностями  в обучении детей с ОВЗ(инвалидами),
  • между новыми задачами, стоящими перед педагогом, и недостатком необходимых методик (технологий, техник, диагностик и т.д.)

Для устранения данных противоречий, я попыталась создать собственную систему работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья(инвалидами). Именно поэтому на протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием, обучением и воспитанием   такой категории  детей на уроках английского языка. Я стараюсь создать такие условия на уроке, при которых дети этой категории будут отрабатывать навыки чтения, правильного произношения, перевода текста со словарём,  т.е. предлагаю им посильные задания.

Считаю, что наличие даже одного ребенка с ОВЗ в классе изменяет мою деятельность учителя, т.к. на уроке мне   одновременно приходится  организовывать несколько видов учебных ситуаций:

  • индивидуальная работа учеников по освоению определенной части материала с помощью различных дидактических и технических средств (карточек, учебников, компьютера и т.д.);
  • учебная деятельность учащихся в подгруппах или парах;
  • непосредственная работа учащихся с ОВЗ(инвалидами).

Выполнение этих действий в одиночку достаточно затруднено, поэтому к совместной деятельности привлекаю социального педагога или родителей (законных представителей). Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что  эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Основной моей целью как учителя-предметника, является построение образовательного пространства, направленного на повышение познавательной деятельности   учащихся с ОВЗ (инвалидами)  на уроках английского языка средствами урочной и внеурочной деятельности и реализацию их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому главными задачами обучения  являются:

  • повышение  самостоятельности обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности;
  • формирование личностных, метапредметных, предметных  результатов через урочную и внеурочную деятельность;
  • способствование  успешной социализации обучающихся;
  • развитие  оценочных   компетентностей  обучающихся, повышая при этом мотивацию школьников.

Система моей работы с детьми с ОВЗ на уроках  включает в себя следующие компоненты:

-  выявление  детей с ОВЗ (из бесед с классным руководителем) и достижение ими  планируемых результатов освоения  адаптированной  образовательной программы,

- раскрытие  потенциала каждого ребенка с использованием интерактивных форм деятельности и технологий на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, и т.д.)

- адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья  в группе сверстников.

  При разработке адаптированной  программы «МЫ ВМЕСТЕ» были привлечены и учтены мнения  социального педагога школы, классных руководителей, где обучаются дети с ОВЗ(инвалиды).В программе отразила важные  дидактические принципы работы с детьми с ОВЗ (инвалидами), указав  специфику формирования УУД и речевой компетенции. Программа «Мы вместе» не предполагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатываю материал по развитию коммуникативной компетенции.

Основная форма организации обучения – урок. Провожу нестандартные, интегрированные, комбинированные уроки. Всегда стараюсь вовлечь ученика в учебный процесс. Уже с первых минут урока во время речевой и фонетической зарядки  ученик начинает общаться со мной на чужом для него языке. Такие вопросы, как «How are you?» («Как твои дела?»),  и др. приближены к повседневному общению и обычно не вызывают сложностей. Таким образом, происходит погружение в языковую среду, т.е. провожу фронтальную форму работы с детьмиУчебный материал стараюсь излагать  небольшими фрагментами. После каждого фрагмента осуществляю проверку его понимания. Во время объяснения материала фиксирую основные моменты, понятия, схемы в тетради ребенка. Одним из эффективных способов работы с детьми с ОВЗ(инвалидами) считаю дифференцированный подход к обучению, т. е. учебный процесс необходимо организовать на основе учета индивидуальных особенностей личности ребенка, на уровне его возможностей. Такой подход ориентирован не только на усвоение обучающимися суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, так как на занятиях я должна  учитывать состояние внимания, утомляемость и темп работы учащегося с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объем заданий. При этом стараюсь сохранить индивидуальность ученика, помогая ребенку поверить в свои силы. Важно создание ситуации успеха для каждого такого ребёнка: для детей, имеющих способности к изучению английского языка, предлагаю творческие, поисковые, проблемные задания, стараюсь развить у них коммуникативную компетенцию, умения аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную  языковую личность. Для поддержания интереса использую кроссворды, ребусы, использую красочные словари с картинками по изучаемой теме на уроках, привлекаю их к работе во внеурочной деятельности(в подготовке и постановках сказок, приготовлении декораций и костюмов). Кроме этого привлекаю детей в проектную деятельность. Она является своеобразным толчком творческой инициативы моих учеников.

И конечно надо проявлять предельную доброжелательность к каждому ребёнку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий .

В конце урока ученики получают карточки с лексическими единицами для изучения их на следующем уроке. Дома они   должны лишь внимательно их прочитать и постараться запомнить.

По возможности стараюсь проводить  практику на всех уроках. Развиваю  все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Виды упражнений  также подбираю  соответственно возможностям ученика, придерживаясь простого принципа: от простого к сложному. Для запоминания новых лексических единиц использую различные задания: повторить за диктором слова (в звукозаписи), расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), найти новые слова в змейке (word snake), вставить пропущенные слова  в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball) Принцип успешного усвоения лексических единиц заключается в   максимальной повторяемости материала.    Работа с лексическим материалом прохожу на всех этапах урока с использованием различных приемов. Только так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися с ОВЗ(инвалидами) нового лексического материала. Отказ от сложного грамматического материала обусловлен сложностью понимания и восприятия детьми такого типа из-за ослабленности абстрактно-логического мышления, задержкой процессов внимания и памяти.

Мне хотелось бы остановиться на работе с текстами, которые подбираю каждому ребёнку, в зависимости от их способностей, так как чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из текста. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением, так и после, чтобы помочь учащемуся понять текст и активизировать новые языковые явления.

Кроме этого, я применяю технологию сопровождения образовательных инициатив, осуществляемую через индивидуальную траекторию образования и развития или предлагаю маршрутные листы по пропущенным темам с целью ликвидации пробелов в знаниях. При создании такой траектории я также учитываю психологические и возрастные особенности ребенка, его потребности,  языковые и коммуникативные способности, уровень мотивации, личностные качества. С целью отслеживания промежуточных результатов я разработала оценочные листы, который позволяет наблюдать за развитием самостоятельной деятельности ребенка, его оценочной компетентности.

Достижение  положительных результатов и определенных успехов  невозможно без сотрудничества с семьей Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Пусть пока эти конкурсы небольшого значения, но они принесли ребятам радость и успех. Это детям с ОВЗ по силам, так как внутри школы или  дома (с помощью родителей) ребенку оказывается техническая помощь или, с учётом его особенностей, задания выполняются  в несколько этапов или увеличивается время работы.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, я уверена, что создание благоприятного психологического климата, использование IT- технологий, применение адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, ситуации успеха,  ребенок  с ОВЗ почувствует радость от  хорошо выполненного задания.  Это сделает учебный процесс более увлекательным и эффективным для него. У ребенка не возникнет ощущения того, что его усилия напрасны. Технология обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе совместно с другими детьми, решит принципиально важную задачу социализации детей-инвалидов, даст новые источники информации, будет воспитывать самостоятельность и ответственность. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!