СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы педагогической деятельности "Учить детей учиться

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы педагогической деятельности "Учить детей учиться"

Просмотр содержимого документа
«Описание системы педагогической деятельности "Учить детей учиться»

Отдел образования, спорта и туризма

Волковысского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №8 г. Волковыска с польским языком обучения»













Описание системы педагогической деятельности

Учить детей учиться»













Автор:

Орловская Вера Станиславовна,

учитель географии

8(029) 5850149, 8 015 12 2-86-67

e-mail: [email protected]







Волковыск, 2018



«Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя».

Э.Хаббард


“Учить детей учиться…” Каждый педагог услышав данное выражение обязательно задаст себе вопрос: а что же это значит? Не исключением стала и я. Мне важно найти ответ на этот вопрос с точки зрения учителя географии.

Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа - открывать мир. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика).

Но что же такое обучение? Я считаю, что это целостный двухсторонний процесс педагогической деятельности учителя (преподавание) и учебно-познавательной деятельности учащихся (учение), направленный на достижение поставленных образовательных задач. Для меня определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют его содержание. Мотивы учебной деятельности детерминируют интеллектуальную и умственную активность учащихся, их отношение к учебному труду и, в конечном счете – результаты обучения. Я считаю, что моя главная цель – привить детям любовь к науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех её уголках и самое главное – умели это делать. Образовательная и развивающая цель обучения географии заключается в формировании умений и навыков учащихся в осознанном познании Земли, земной поверхности, тех объектов, которые на ней находятся, и происходящих явлений. Она превалирует при изучении предмета. Часто на своих уроках мы стремимся лишь дать как можно больше новых знаний, забывая о том, что знания должны оказывать воздействие на сознание человека, доходить до глубины его души, а затем претворятся в новые идеи, поступки, мысли.

Изучая объект природы и общества, стараюсь подчеркнуть их хрупкость перед воздействием человека и его производственной деятельностью, формирую потребность задуматься о необходимости бережного отношения к ним и недопустимости их исчезновения с поверхности нашей планеты. Знакомя учащихся с различными народами, их религией, бытом, традициями обязательно подчеркиваю их равноправие между собой. Формирование толерантности по отношению к представителям других народов, религий, культур является одной из важнейших задач географии, тем более в условиях нашей многонациональной республики.

Развивающая цель обучения географии состоит и в том, чтобы показать учащимся непосредственное использование полученных ими знаний в различных жизненных ситуациях. На уроках в ходе изучения предмета учащиеся сами овладевают многими умениями и навыками – в этом, на мой взгляд, и заключается развивающий потенциал географии. К таким умениям можно отнести, например, умение ориентироваться на местности, вести наблюдение за природой, знать и читать географическую карту, правильно вести себя в случае стихийных бедствий, оперировать статистическими данными.

Современный учитель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методами обучения и новыми технологиями. Среди современных информационных технологий особое значение я уделяю здоровьесберегающим технологиям. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Говоря о климате, (тема «Климат. Климатообразующие факторы», 6 класс; «Температура воздуха», 7 класс) я обязательно касаюсь вопроса о влиянии особенностей погоды на здоровье, на условия жизни и хозяйственную деятельность населения. В урок, посвященный водным ресурсам (тема «Ледники. Значение гидросферы. Охрана вод», 6 класс), обязательно включаю вопросы, воздействия данных ресурсов на человека и связанных с ними опасных природных явлений на живые организмы.

Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы по географии системой оздоровительных физических упражнений. Так, в начальном курсе географии на практической работе по определению азимутов и направлений по заданным азимутам, где отрабатываются учебные навыки работы с компасом. В этом случае целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого учащегося.

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 8 классе по теме «Природные зоны Земли», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, используются шаблоны рисунки растений и животных, которые получают учащиеся, подходя по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира» и крепят шаблон. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

Даже на уроках географии в 7 классе при изучении политической карты и типологии стран современного мира можно предложить Эстафету на скорость мышления с перемещениями по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран. Учащиеся по желанию условно делятся на три команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит шаблоны.

Кроме того, на уроках использую географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют учащиеся 6-8 классов.

Примеры упражнений

1. «Указатель» .

Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки

в виде указателя. Учитель задает вопросы:

— В каком направлении находится Минск?

— Покажите, в какой стороне от нас Балтийское море?

— Куда течет река Припять?

— Где находится северный полюс? и т.п.

Учащиеся должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5—6 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.

2. «Компас».

Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

— Стрелка компаса смотрит на север.

— Азимут 180 градусов.

— Азимут 270 градусов.

— Магнитная аномалия ( Стрелка” беспокоится) и т. д.

3. «Флюгер»

Учащиеся поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгера. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

— Ветер дует с севера.

— Ветер юго—восточный.

— Штиль.

— Ветер переменных направлений и т.п.

4. «Географический театр»

Учащимся предлагаю представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами», «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.

Я также владею информационно - компьютерными технологиями на уровне пользователя, использую информационно - компьютерные технологии в процессе обучения географии. ИКТ  использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска; учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков. Применяю следующие виды уроков:

  • Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.

  • Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.

  • Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.

  • Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.

  • Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

На уроках географии  применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, где необходимо, например, из предложенных растений и животных  выделить те, которые произрастают и проживают на определенной территории или природной зоне  и т. д.

Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний учащихся и к применению в урочном процессе. Мною и моими учениками созданы электронные тесты на программе  «Tester», которые я часто применяю на уроках.

В своей работе я активно использую различные виды компьютерных программ:

1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

2.Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал учащимися уже усвоен.

3.Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4.Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5.Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6.Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у учащихся образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т. д. Программа разработки презентаций Power Point, позволяет мне подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Электронные таблицы Ехсеl помогают использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Я также  провожу уроки с использованием сети Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учащихся и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.

Формирую устойчивый интерес
к географическим знаниям с помощью технологии развивающего обучения.
Развивая память + внимание + логическое мышление + внутреннею мотивацию = интеллектуальная личность. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих правил:

Правило первое : Развивая личность ребёнка – развивайся сам.

Правило второе : Следуй своим принципам организации учебного процесса.

Правило третье : Организуй этапы учебного процесса:

  • Погружение в учебный материал.

  • Самостоятельное овладение знаниями.

  • Коррекция полученных знаний.

  • Применение полученных знаний на практике.

Правило четвёртое: Следуй своим приёмам, видам и способам в педагогической деятельности.

В педагогической деятельности применяю и другие современные педагогические технологии, такие как технологии проектного обучения и проблемное обучение. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Особое место в организации проектной деятельности занимает работа с учащимися 8-11 классов. Учащиеся готовят проекты по разным темам курса географии, например: «Природа Австралии», «Атлас вымышленного материка», «Племена и народы Африки», «Геоэкологические проблемы», «Рациональное природопользование» и другое . Ребят привлекает многообразие и пестрота картины мира, поэтому они с удовольствием собирают материал о различных регионах и странах, создают свои «картины и визитные карточки», рекламные проспекты по отдельным странам. Реализация проектного метода на уроках требует напряженной работы, нацеливает на применение элементов нелинейных технологий в обучении, на индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с различными объектами, осваивают различные наборы операций. Работа над проектом обычно завершается ролевой игрой. Независимые эксперты – группа учвщихся, которым предлагается оценить:

- раскрытие содержания заявленной темы;

- умение заинтересовать потенциальных туристов;

- качество слайдов;

- оформление наглядных материалов;

- оригинальность вопросов.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемную ситуацию создаю посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

На уроках с проблемным изложением ставлю проблему, и сама её решаю, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, перед объяснением предлагаю им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Тектоническое строение земной коры» в 8 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. В качестве примера можно взять тему «Внутренние силы Земли. Землетрясения. Вулканизм» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учащихся.

Исследовательские методы применяю как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природные ресурсы» в 7 классе обобщаются знания о природных ресурсах, хозяйственном освоении территории, экологических проблемах. Для облегчения своей задачи даю учащимся вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями.

На уроках часто использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали одной из ведущих держав мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии Беларуси и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать учащимся не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»

На всех уроках включаю не только задания творческого характера, но и задания на развитие памяти, логического мышления, внимания. Вырабатываю географическую зоркость с помощью индивидуального дидактического материала.

Я убеждена, что каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. Именно поэтому, обучение должно быть личностно-ориентированным:

- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний;

- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мой добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал « комплекс двоечника».

- организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

Урок – часть жизни учащегося, поэтому главное на уроке – привить интерес к процессу получения знаний. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: чем обогатился интеллектуальный уровень учащегося? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?

Исходя из ожидаемых результатов, для себя приоритетным считаю деятельностный подход:

- совместная деятельность учителя и учащихся;

- рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке;

- увеличение доли самостоятельной учебной деятельности;

- умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

При проведении уроков использую нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков - путешествий, уроков-экспедиций, музейных уроков, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа учитываю возрастные особенности учащихся. Так, в 8 классе, при проведении урока - путешествия по Африке мною были использованы элементы психотренинга (учащиеся под звуки пения птиц пытались погрузиться в объятия влажного экваториального леса), а учащиеся 9 класса при проведении урока - экспедиции по природным зонам России выполнили исследовательскую работу по изучению растительного и животного мира, уровня осадков, температурного режима и др.

Другая не менее интересная форма проведения уроков - игра. Для учащихся игра – прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся – логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний и следовательно реальный контроль базового уровня знаний. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Так, проведенный мною урок – представление «Спор четырех сестер» построен как маленький спектакль, где участниками становится весь класс. Сестры: «Биосфера», «Гидросфера», «Литосфера» и «Атмосфера» вовлекая в свой спор ребят, побуждают их ответить на многие вопросы по пройденным темам.

Урок – марафон по теме «Африка» включает множество этапов, на которых ученики должны показать свой знания по топонимике, климатологии, литературе, картографии. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи (Приложение 1).

К особым формам обучения я отношу и практические работы, позволяющие не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника. В отдельную группу выделяю практические работы по формированию умений работать с физической картой. При выполнении таких работ постепенно формирую у учащихся умения самостоятельно читать физическую карту, определять местоположение разных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты.

В 9-11 классах считаю целесообразным применение лекционно–семинарской системы обучения с использованием логических опорных конспектов (ЛОК). В основу разработок положены смысловые блоки, которые отражают логику изучаемого материала и позволяют сосредоточить внимание на главных вопросах курса.

ЛОК – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры его изложения учителем. Как показывает мой опыт, материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается учащимися 9-10 классов более осмысленно и допускает широкий перенос его на новые ситуации. Структурирование материала сопровождается комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайным навыком необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал (Приложение 2).

Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем. Внеклассная работа по географии является составной частью образовательного процесса в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании учащихся и позволяет разумно организовать их досуг.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеклассной работы. Внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Не ограниченный рамками учебного времени учитель во время проведения занятий может широко привлекать дополнительный фактический материал, помогающий формировать новые представления о географических явлениях и процессах, вводить новые понятия и географические термины. На внеклассных занятиях учащиеся совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя аннотации, рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной литературе, периодической печати, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретического положения, составлять планы и конспекты по тексту. Значительна роль внеклассной работы по географии в эстетическом воспитании учащихся. На уроках географии из-за недостатка времени учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы. Внеклассные мероприятия позволяют знакомить школьников с тематическими выставками художников и фотографов, посвященными природе и хозяйственной жизни страны, области. Большой интерес вызывают выставки работ самих учащихся (фотографий, рисунков, сочинений) по темам «Природа моего края», «Ими гордится наш район», конкурсы на лучшее наглядное пособие по географии и т.д.

Особенности методики проведения внеклассных занятий заключаются в большей, чем на уроке, самостоятельности учащихся, в использовании игровых ситуаций (викторин, конкурсов, КВН), в широком применении информационных технологий и технических средств (Приложение 3). Если одним из стимулов учебы для учащихся является хорошая успеваемость по географии, то во внеклассной работе на первое место выдвигается удовлетворение интереса к тем или иным географическим проблемам, возможность пополнять свои знания, понимание своей пользы в выполнении общественных поручений при подготовке внеклассных мероприятий. Поэтому внеклассные занятия не должны походить на обычный урок ни по содержанию, ни по методам, ни по формам и месту их проведения. Они могут проходить как в географическом кабинете, так и вне его (в краеведческих музеях, на экскурсиях, в актовом зале школы, на городских, районных олимпиадах и праздниках).

В нашем учреждении образования совсем недавно, в декабре 2015 года, был открыт музей леса (музей пяти чувств леса). В этом необычном музее действительно можно ощутить всеми пятью чувствами красоту и неповторимость белорусского леса. Здесь можно увидеть уникальные документы начала ХХ века, связанные с деятельностью Волковысского лесхоза, с проведением лесозаготовок в Волковысском районе, предметы быта белорусской деревни, изготовленные из дерева; ощутить незабываемый аромат соснового леса; услышать завораживающее пение лесных птиц; попробовать на вкус дары «Лесной кухни» и своими руками изготовить из природного материала оригинальные сувениры на память. Я, как учитель географии, максимально использую потенциал нашего музея: провожу уроки, экскурсии, мастер-классы, внеклассные мероприятия в рамках недели географии (Приложение 4). В этом направлении деятельности уже есть положительные результаты: Диплом III степени в районном заочном конкурсе на лучшую сценарную разработку музейного мероприятия.

Подтверждением эффективности моего опыта являются успехи моих учеников в различных конкурсах и конференциях. Но, прежде всего, я горжусь удачным выступлением Трейгиса Владимира, учащегося 9 класса, который в 2015-2016 учебном был награждён Диплом I степени на III (областном) этапе республиканской олимпиады по географии. Владимир достойно представлял Гродненскую область на заключительном этапе республиканской олимпиады по географии.

Небольшой опыт моей работы транслировался на заседаниях методического объединения в учреждении образования, на заседаниях районного методического объединения учителей географии.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться. Я убеждена, что учитель не может успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам. Весь прогресс обучения, на мой взгляд, состоит в этой фразе. Что может дать учитель своему ученику, идущему по стране знаний, если сам стоит в определенной точке этого пути и никуда не хочет идти? Как можно воспитать и обучить новое поколение, если преподаваемый тобой материал, рассчитан на старое? Учитель должен двигаться, двигаться несмотря ни на что, вперед и только вперед!


В.С. Орловская

















Приложение 1.

Фрагмент урока по теме «Природа Африки» 


Цель урока: закрепить знания учащихся о природе Африки. 
Оборудование: карта Африки, компьютер и мультимедийное оборудование.

Команды придумывают названия для своей команды, эмблему, выбирают капитана (задание дается заранее). 
- Конкурс капитанов.

Каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл. 
1.В каких районах Африки катаются на лыжах? 
2.Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые? 
3.Что ты знаешь о финиковой пальме? 
4.Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго? 
- Конкурс «Путешествие по Африке». (на знание номенклатуры) 
Каждая команда получает контурную карту и список номенклатурных объектов, которые обозначены определенными цифрами. Учащиеся должны расставить цифры на местоположение объектов. 
Один представитель от команды выполнят подобное задание на компьютере, и приносит дополнительные баллы команде. Все учащиеся наблюдают за выполнением на экране. 
- Конкурс «Почемучка». За каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1балл. 
Учащиеся отвечают на вопросы. Два вопроса каждой команде. 
1.Почему Африка самый жаркий материк? Почему? 
2.Какая река Африки самая многоводная? Почему? 
3.Какой рельеф преобладает в Африке и почему? 
4.Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара? 
– Конкурс «Рассказ о природной зоне». Максимальное количество 5 баллов. 
На экране слайды презентации с картинками природных зон и план их описания. Команды рассматривают изображения природных зон и составляют их описание 
по плану: 
1. Географическое положение. 
2. Климат. 
3. Почва. 
4. Растительность. 
5. Животный мир. 
- Конкурс «Домашнее задание». Команды показывают свои презентации на тему «Природа Африки». Комментируют по ходу. Максимальное количество баллов – 5. 






Приложение 2.


Логические опорные конспекты (ЛОК)





















Приложение 3.

Шуточная географическая викторина

1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?
("От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак.)
2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?
(Австралия.)
3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?
(Осёл - п-осёл-ок.)
4. Что занимает ровно половину любого острова?
(Ров - ост-ров.)
5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?
(Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре.)
6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?
(Буквы "Р".)
7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?
(Данию - до свидания.)
8. Какая российская река протекает в Лондоне?
(Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза.)
9. Какой приток Самары течёт... по проводам?
(Ток.)
10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?
(Нора.)
11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?
(Сок.)
12. Какую реку... ловят в море?
(Реку Треска.)
13. Назовите самый тонкий и острый мыс.
(Мыс Игольный.)
14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?
(Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)
15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?
(В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)
16. Какой морской залив каждый географ считает своим?
(Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)
17. Где протекает "парламентская река"?
(В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)
18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?
(Река Мама, приток Витима.)
19. В какой реке есть помещение для самолётов?
(В Ангаре - Ангар-а.)
20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.
(Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)
21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?
(Полуострова Камчатка - "камчатка".)
22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?
(Минусинск.)
23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?
(Дон: "Дон-Кихот", "Дон Карлос".)
24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?
(Подошва.)
25. Поможет ли география найти счастье?
(Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.)

География на 100
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.

(Владивосток.)
_ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.
(Кингстон.)
_ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.

(Бостон.)
_ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.
(Росток.)
СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
_ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии.

(Ливингстон.

Столицы – анаграммы

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.
1. Антоним ссоры à ... (на реке Тибр, "вечный город").
(Мир - Рим.)
2. Питерская водная артерия à ... (на Дунае, "столица вальсов").
(Нева - Вена.)
3. Пешеходная улица Москвы à ...(в Африке, "апельсиновая столица".)
(Арбат - Рабат.)
4. Близкая родственница бочки à ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры).
(Кадка - Дакка.)
5. Сахарный остров à ... (В Закавказье, на Каспийском море).
(Куба - Баку.)
6. Музыкальная партия индивидуалиста à ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)
(Соло - Осло.)
7. Планета-богиня à ... (на реке Раздан, в Закавказье).
(Венера - Ереван.)
8. Глазные шторки à ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)
(Веки - Киев.)
9. Основное занятие детей и актёров à ... (на реке Даугава, в Прибалтике).
(Игра - Рига.)
10. Сдобная белая подружка чёрного хлеба à ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).
(Булка - Кабул)

Географические загадки

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
(Глобус.)

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор.)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта.)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас.)

Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет.
(Компас.)

Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг.)

Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – …
(Столица)

Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!
(Антарктида.)

Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.)

В море плавает сапог 
Тыщи лет и не промок!
А на нем живет народ –
Кто его нам назовет?
(Италия и итальянцы.)











Приложение 4

Тема:

« Природа леса»


Место проведения: школьный музей леса «Пять чувств».

Цель мероприятия: привести учащихся к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.

Задачи мероприятия:

Образовательная:

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к лесу и его охране.

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.

Оборудование: презентация «Лес – наше богатство», компьютер, видеоролики.


Ход мероприятия

Учитель: Чтобы определить тему нашей игры, вам нужно отгадать загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Сёму – хворостинкой (лес)

Знакомо ли вам слово лес? Что вы знаете о лесе? (ответы учащихся)

Ведущий: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

(С. Смирнов)

- Какую пользу приносит лес людям? (ответы учащихся)

Учитель: И так, багаж знаний мы пополнили, значит, можно отправляться в путь.

«Ну, что, готовы отправиться в путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами».

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Ну-ка, дружно все присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладоши:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок

Но вот мы и попали в лес.

Ведущий: А теперь минутка полезной информации. Знали ли вы что…

21 марта во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Основная задача Международного дня леса - повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.

Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается. Исторически сведение лесов тесно связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных нужд. По некоторым оценкам, за последние десять тысяч лет человек уничтожил 26 млн. квадратных километров лесов. Наряду с этим леса гибнут от воздействия пожаров, насекомых-вредителей и болезней, неблагоприятных погодных условий и других причин. Уменьшение площади лесных массивов ведет к негативным процессам, имеющим глобальное значение: эрозии почв, сокращению разнообразия растительного и животного мира, деградации водных бассейнов, увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, снижению количества промышленной и топливной древесины, а в конечном итоге - к уменьшению потенциала жизнедеятельности человечества.

Учитель:

Постоянно расширяется потребность в древесине, за последние полвека ее заготовка в мире возросла в два раза. Она идет на производство строительных материалов, тары, бумаги, пластика, мебели, целлофана, этилового спирта, резины, тканей, медикаментов и многого другого. (всего около 20 тысяч наименований). Лес — это дом животных и птиц, и если он будет разрушен, уйдут, исчезнут его обитатели. И, наконец, деревья и растения — это «легкие» нашей планеты, основной поставщик кислорода. Один гектар леса выделяет в сутки 180 — 220 килограммов кислорода, поглощая из воздуха 220 — 280 килограммов углекислого газа. Сегодня очень важно, насколько человечество может помочь природе не только сохранить то, что есть, но и увеличить площадь зеленых насаждений.

Хозяин леса:

Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас в своих владениях. Я приготовил для вас много заданий, и я надеюсь, что вы покажете свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными. У нас будет 2 команды: команда «Зайчат» и «Белочек». Каждой команде я буду задавать вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать балл. Кто больше наберет баллов, та команда и победит.

Ведущий:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другою пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Хозяин леса:

– И так, начнем нашу игру:

Конкурс «Разминка» Нужно найти ошибки в тексте.

Богат и разнообразен животный мир наших лесов. Красив и могуч лесной великан лось. Крупный и сильный белый медведь. В тайге много пушных зверей. В густых лесах живет песец, белка, лиса, антилопа, а также очень ценный промысловый зверек – горностай. В лесах обитают и хищные звери – куница, лев, соболь, росомаха, шакал.

Разнообразен и мир птиц. Самые крупные птицы наших лесов – глухарь, полярная сова, дрофа, тетерев. Встречаются и всем известные обитатели нашей тайги – дятлы, фламинго, страусы, клесты, синицы. Около населенных пунктов встречаются колибри, ласточки, воробьи, попугаи, грачи и другие птицы.

Учитель:
- А вот и самое красивое место в лесу – цветочная поляна.
Конкурс «Лесная поляна»
- Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает балл.
На лугу и в поле
Мы его встречаем.
Лепесточки белые
Мы на нем считаем.
Сердцевина желтая,
У цветка того,
Будто крошка солнышка,
Забралась в него. (Ромашка)


Сидит девица,
Косой гордится,
Огоньки в косице той – 
Розовый да голубой.
А из уст девицы
Сладкий мед струится. (Медуница)


То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой,
Звонким названьем он наделен.
Посмотришь – подходит название это.
Но никогда нам не слышится звон,
Из голубого лесного букета. (Колокольчик)


Солнышко встало,
Ярко засияло.
Желтые брызги,
На траву упали,
Цветочками стали. (Лютики)


Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка! (Одуванчик)

Выросли на кочке
Желтые цветочки.
Говорят, что их боится,
Даже хмурая волчица. (Зверобой)
Ведущий:

-А сейчас мы посмотрим, что вы знаете о лесе.

Конкурс «Лесная викторина»
Поочередно командам задаются вопросы. На обдумывание дается 20 секунд.
- Назовите растения с названием животных.
(Волчья ягода, вороний глаз, медвежье ушко, конский щавель)
- Многие животные выделяют пахучие вещества, зачем?
(Чтобы отпугивать врагов)
- Почему ночные цветы белые?
(Они заметны насекомым)
- Из каких ядовитых растений можно приготовить лекарство?
(Дурман, белена, вороний глаз)
- Какой цветок первым произрастает на месте лесных пожаров?
(Иван-чай)
- Из какого дерева в старину делали обувь?
(Липа)
- Какое дерево называют «ореховой сосной»
(Кедр)
- Какое растение ценят металлурги?
(Плаун)
Хозяин леса:

-Я приготовил для вас необычное задание.

Конкурс «Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе. И так продолжите… 
Задание 1-й команде:

  1. Хитра, как… (лиса)

  2. Лютый, как … (волк)

  3. Накаркать (накликать беду), как … (ворона)

  4. Вольный, как … (птица)

  5. Вцепился, как … (репейник)

  6. Дрожит, как … (осиновый лист)

  7. Санитар леса, как … (дятел)

  8. Пучеглазый, как … (филин)

  9. Белобока, как … (сорока)

Задание 2-й команде:

  1. Трусливый, как… (заяц)

  2. Разиня, как … (ворона)

  3. Пищит, как … (комар)

  4. Взгляд хищный, как у … (ястреба)

  5. Болтать или трещать, как … (сорока)

  6. Щебетать, весело переговариваться, как (воробей, птичка)

  7. Колючий, как … (еж)

  8. Неуклюж, как … (медведь)

  9. Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел)

Конкурс «Отгадай загадку»

Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному баллу.

Текст карточки для I команды

  1. «… да орешки грызет»

  2. «… строят дом без топора»

  3. «Кто зимой холодный …»

  4. «… лежит мешок с иголками»

  5. «… золотые монетки»

Полный текст загадок

  1. В дупле живет да орешки все грызет. (Белка)

  2. Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

  3. Кто зимой холодный ходит злой, голодный? (Волк)

  4. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

  5. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Текст карточки для II команды

  1. «… в белой шубке, в валенках»

  2. «Сделал дыру, вырыл нору…»

  3. «… лес носит»

  4. «… спрятался дубочек»

  5. «… одним цветом»

Полный текст загадок

  1. Косоглазый, маленький в белой шубке, в валенках. (Заяц)

  2. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

  3. Кто на своей голове лес носит?» (Лось)

  4. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

  5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

А теперь наступило самое время отдохнуть

Физминутка: (учащиеся повторяют движения вслед за учителем)

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

(учащиеся встают у парты и делают глубокий вдох)

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

(ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

(дети смотрят вверх)

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

( дети приседают)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(дети встают)

Дружно хлопаем,

(хлопают в ладоши)

Ногами топаем!

(топают ногами)

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

(садятся на места)

У нас для вас есть видео привет от природы (просмотр видеороликов)
Учитель: Следующий конкурс позволит нам проверить вашу интуицию. Это конкурс для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы должны отвечать только «да» или «нет».

Конкурс «Веришь, не веришь»
Вопросы капитану 1-й команды:
- Верите ли вы, что крот чувствует запах дождевого червя за несколько метров? («Да»)
- Верите ли вы, что у зайчихи детеныши рождаются зимой? («Нет»)
- Верите ли вы, что бурундук клокочет к ненастью? («Да»)
Вопросы капитану 2-й команды:
- Верите ли вы, что танец Фокстрот назван в честь лисы? («Да»)
- Верите ли вы, что соболь пьет хвостом? («Да»)
- Верите ли вы, что совы спят головой вниз? («Нет»)

Конкурс « Актерского мастерства»
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить походку, повадки и голос животного:
- медведя (для одной команды)
- воробья (для другой команды)

Хозяин леса:

-Чтобы выяснить, кто является самым внимательным, нам поможет
Конкурс «Самый зоркий»

За три минуты найти и зачеркнуть названия животных, деревьев и грибов леса. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за животное «спряталось» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спрятался» бурундук)


Б


А


Р


С


Б


О


С


И

С

О

С

У

М

Е

У

Н


Я

Т

Н

К

У

Д

В

А


Д

Е

А

Л

К

А

Е

Д


К

Л

Б

Е

М

Н

С

Ь


А

Б

А

Н

У

Р

О

Д


М

У

Й

Е

В

А

В

А


Р

Х

О

М

О

Р

У

К











Учитель:

-Следующий конкурс поможет нам выяснить, знаете ли вы животных.

Конкурс «Лесные жители»

По словесному описанию команды должны угадать, что это за зверь.
1.«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
2.«У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
3.«Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
4.«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
5.«Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
6.«Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.
Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)
Ведущий:

Название следующего конкурса поможет определить просмотр видеоролика.

Конкурс «Лесная флора»
А теперь отгадайте, о каких деревьях идёт речь.

1. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

2. Гибкими ветвями склонилась над водой - любуется собой! (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

3. Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста,

только шапка зелена (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

4. Её всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

Ель растет 150-200 лет.

5. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (Рябина)

6. Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Тополь «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%

7. Раскидистый, могучий, поднялся к самой туче. (Дуб)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

8. С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

Хозяин леса:

Тема леса широко освещена и в искусстве. Давайте вместе споём песню «Чудесный лес».

Учитель:

Конкурс «Знаете ли вы…»

-вопросы I команде:

  1. Какое дерево считается деревом сюрпризов?

(Кедр, который растёт в Сибири и на Дальнем Востоке. Называют потому, что в кедровой посуде долго не киснет молоко, в шкафу из кедровых досок не заводится моль, комары и клещи боятся запаха кедра, а из его орехов сибиряки умеют готовить растительные сливки.)

  1. У какого дерева самое большое детство?

(У пихты. Она впервые цветёт в возрасте 75 – 77 лет).

  1. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнёзд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых.)

  2. Почему на стволах деревьев в парках больших городов нет лишайников, а в лесах они есть? (Они есть, где чистый воздух).

  3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

  4. Какое дерево применяется для изготовления лыж?

(Берёза).

  1. Из какого дерева делают пианино? ( Из ели).

  2. Какие дрова самые жаркие? (Из дуба и берёзы).

Ведущий: Каждый человек в течение всей жизни «расходует» около 400 деревьев. Сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей и продуктов. Учёные подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

-вопросы II команде:

  1. Какой страшный зверь падок на малину? (Медведь).

  2. Листопаднички – кто они?

(Зайчата, родившиеся осенью).

  1. Какое растение даёт лучший мёд? (Липа).

  2. Какое животное наших лесов обладает самым громким голосом? (Лось).

  3. Какое из насекомых – вредителей размножается так быстро, что, родившись утром, вечером становится бабушкой? (Комар).

  4. Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).

  5. Какие растения называют часами и почему? (Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеха).

  6. Почему нельзя кору с дерева обдирать? (Дерево может высохнуть, так как питательные соки от корней поднимаются вверх к веткам только по коре. Особенно страдают и гибнутот этого берёзы, кору которых обдирают для разжигания костра).

От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее. Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Учитель:

Конкурс «Знатоки леса»

-Какое значение имеет лес для человека? Вопрос для I команды

Возможные варианты ответов:

1.Лес – источник древесины. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия,

деревянный пол, оконные рамы, двери, книги, тетради, газеты и журналы, скрипка и пианино, одежда, мех, кожа и еще многое, многое другое все это «выросло» в лесу!

2. Лес – является домом для растений, животных, грибов.

3. Лес – место отдыха для человека. (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)

4. Лес - поглощает углекислый газ, выделяет кислород. Очищает воздух. (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)

5. Лес задерживает влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Предотвращает смыву почвы и образованию оврагов, способствует накоплению влаги на полях.

6. Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Какие существуют правила поведения в лесу?

вопрос II команде

Возможные варианты ответов:

1.Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.

2.Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

3.Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

4.Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.

5.Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

6.Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав. (Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

Хозяин леса:

-У меня для вас осталось ещё одно задание.

Разгадывание кроссворда «Жители леса»







1п

 

 

 

 







2

  р

 

 

 








3

  и

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 р











5

  о

 

 










6д

 

 

 

 

 



7

 

 

 

 а







По горизонтали:

1.Вечнозеленое хвойное дерево, обычно имеющее коническую крону. (пихта)

2. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (орехи)

3. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (синичка)

4. А этот красавец на беленькой ножке, он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (мухомор)

5. Угадайте что за птица. Света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова)

6. Чем больше колец, Тем старше жилец. (дерево)

7. С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Прыгает по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол. И в дупло убежал. (белка)

Рефлексия.

Хозяин леса:

- Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей.

Учитель: Лес называют «легкими земли», и не зря. Лесные растения выделяют кислород и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Хорошо очищают воздух леса, расположенные вокруг городов и вдоль дорог.

Хозяин леса: Лес - защитник почвы. Люди давно заметили, что реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Талая и дождевая вода быстро, потоками, стекает в реку по поверхности почвы, бывают даже наводнения. Зато потом в реку нет притока воды, и она мелеет. Там, где лес вырублен, интенсивно происходят оползни почв.

Учитель: Лес - жизненная среда для птиц и зверей. От того, как чувствуют себя деревья в лесу, зависит жизнь всех лесных обитателей. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес!

Учитель:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах,
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)

Подведение итогов
Подсчёт баллов, награждение победителя.

Ведущий:

Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!