СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание природы в художественных произведениях (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание природы в художественных произведениях (6 класс)»

Описание природы в художественных произведениях

Описание природы в художественных произведениях

ЦЕЛИ познакомить с особенностями описаний природы научить определять роль описания природы в художественном тексте познакомить с приёмами подготовки к сочинению — описанию природы на основе собственных наблюдений научить составлять такое описание показать красоту русской природы

ЦЕЛИ

  • познакомить с особенностями описаний природы
  • научить определять роль описания природы в художественном тексте
  • познакомить с приёмами подготовки к сочинению — описанию природы на основе собственных наблюдений
  • научить составлять такое описание
  • показать красоту русской природы
  Объектом описаний в этих сочинениях являются явления и состояние природы (листопад, буря, гроза и т. п.; морозный день, пасмурное утро и т. п.); уголки природы (лес, степь, поле, река, озеро, море и т. п.). Источником ученических сочинений — описаний природы, как и других сочинений, могут быть жизненный опыт, память («Любимый уголок природы»), наблюдения («Сегодня у нас в парке (в лесу, в сквере...)», «Зима с балкона моего дома»), картины пейзажного характера, музыкальные впечатления.

Объектом описаний в этих сочинениях являются явления и состояние природы (листопад, буря, гроза и т. п.; морозный день, пасмурное утро и т. п.); уголки природы (лес, степь, поле, река, озеро, море и т. п.). Источником ученических сочинений — описаний природы, как и других сочинений, могут быть жизненный опыт, память («Любимый уголок природы»), наблюдения («Сегодня у нас в парке (в лесу, в сквере...)», «Зима с балкона моего дома»), картины пейзажного характера, музыкальные впечатления.

Вопросы для анализа (упр. 371) 1) Что именно описывает И. А. Бунин? 2) Где находится автор и откуда видит картину зимней природы? 3) Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж? В процессе анализа выясняется, что зимний лес описывается таким, каким видит его автор утром в окно. Основная мысль описания — показать, что лес очень изменился: «Какое великолепие и спокойствие!» Бунин передаёт свои зрительные впечатления — то, что он увидел, поэтому в описании много «цветовых» слов: небо синее; тень в колеях санного следа совершенно синяя; на зелёных вершинах сосен золотистый солнечный свет; это описание — своеобразная зарисовка, как бы этюд с натуры. И. А. Бунин описывает только то, что можно увидеть из окна дома: небо над снегами, солнце за лесом, просеку, дорогу к дому, вершины сосен.

Вопросы для анализа (упр. 371)

1) Что именно описывает И. А. Бунин?

2) Где находится автор и откуда видит картину зимней природы?

3) Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж?

В процессе анализа выясняется, что зимний лес описывается таким, каким видит его автор утром в окно. Основная мысль описания — показать, что лес очень изменился: «Какое великолепие и спокойствие!» Бунин передаёт свои зрительные впечатления — то, что он увидел, поэтому в описании много «цветовых» слов: небо синее; тень в колеях санного следа совершенно синяя; на зелёных вершинах сосен золотистый солнечный свет; это описание — своеобразная зарисовка, как бы этюд с натуры. И. А. Бунин описывает только то, что можно увидеть из окна дома: небо над снегами, солнце за лесом, просеку, дорогу к дому, вершины сосен.

Фрагмент рассказа В. А. Солоухина «Зимний день»   Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака — там, где должно было с минуты на минуту показаться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар. Но, вопреки возможному, солнце вышло ярко-красное, и всё в мире порозовело, покраснело: щёлкнули выключателем, и зажёгся другой фонарь, теперь уже с багровым абажуром.   Мороз был градусам к двадцати. В носу пощипывало при каждом глубоком вдохе.

Фрагмент рассказа В. А. Солоухина «Зимний день»

Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака — там, где должно было с минуты на минуту показаться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар. Но, вопреки возможному, солнце вышло ярко-красное, и всё в мире порозовело, покраснело: щёлкнули выключателем, и зажёгся другой фонарь, теперь уже с багровым абажуром.

Мороз был градусам к двадцати. В носу пощипывало при каждом глубоком вдохе.

  Автор этого описания — Владимир Солоухин. Он описывает зимнее утро. Писатель хочет показать, что то утро было для него необычным, «сиреневым»: «как будто мир освещали... фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами». Солоухин описывает снег, иней, облака — те предметы, которые он воспринимает как сиреневые. Затем взошло солнце, «и всё в мире порозовело, покраснело». Автор наблюдал эти замечательные явления природы не из окна, а находясь на воздухе — «в носу пощипывало при каждом глубоком вдохе». Он выражает своё удивление, восхищение чудесным утром.

Автор этого описания — Владимир Солоухин. Он описывает зимнее утро. Писатель хочет показать, что то утро было для него необычным, «сиреневым»: «как будто мир освещали... фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами». Солоухин описывает снег, иней, облака — те предметы, которые он воспринимает как сиреневые. Затем взошло солнце, «и всё в мире порозовело, покраснело». Автор наблюдал эти замечательные явления природы не из окна, а находясь на воздухе — «в носу пощипывало при каждом глубоком вдохе». Он выражает своё удивление, восхищение чудесным утром.

Сочинение (упр. 374)   Опишите, что вы видите утром из окна класса. Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

Сочинение (упр. 374)

Опишите, что вы видите утром из окна класса. Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!