СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий»

Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий

Задачи. Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам;

словарь, грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Материал. Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят (Кирюшкин В. А., Ляховская Ю. С. Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку в детском саду.—М., 1973).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям картинку с мячами. Задает вопросы:

— Что здесь изображено? (Мячи.)

— Что общего между мячами, чем они похожи? (Круглые.)

— А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от друга. (Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету.)

В заключение подводится итог: все мячи круглые, но различаются по размеру (один — большой, другой — поменьше, третий — самый маленький) и по цвету.

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены разные игрушки. Задает вопросы:

— Что это? (Игрушки: куклы, пирамидки...)

— А это что? (Стол, стульчики...)

Воспитатель предлагает детям, сидящим в первом ряду, назвать, какие они еще знают игрушки, а детям, сидящим во втором ряду, назвать, какие они знают предметы обстановки, мебели. (Можно провести это упражнение в форме соревнования «Кто больше назовет?».)

Воспитатель показывает картинку с изображениями котят:

— Посмотрите на этих красивых котят. Давайте придумаем им имена. (Среди названных имен отбираются те, которые наиболее точно отображают внешность котят, например: Рыжик, Черныш, Полосатик.)

Затем воспитатель спрашивает: «Что делает Рыжик? (Сидит, умывается, моется...) Что делает Черныш? (Крадется, насторожился, приготовился к прыжку...) А что делает Полосатик?» (Лежит, отдыхает, свернулся в клубок, греется...) Хвалит детей: «Молодцы, дети, интересные и разные слова подобрали».

— А теперь послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка. «Леночка,— говорит ей мама,— вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

— Как вы думаете, что значит слово белоручка? (Тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.)

— Послушайте стихи: «Ветерок спросил, пролетая, отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят» (Е. Серова).

— Какое слово повторялось в этих стихах? (Золотая.)

— Почему так говорят — золотые руки, что это значит? (Так говорят про того, кто умеет трудиться и все делает очень хорошо, умело.) Да, про того, кто любит трудиться и трудится хорошо, говорят: у него золотые руки. А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой.

Проводится словесная игра «Да — нет» (разработана А. К. Бондаренко).

Воспитатель сообщает правила игры: «Это игра со словами. Почему она так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами: «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет из тех, что находятся в комнате, загадаем. Первой водить буду я. Вова загадает предмет, потом вы позовете меня и я буду у вас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен».

Например, дети загадывают лампочку. Воспитатель спрашивает: «Этот предмет находится на полу?» — «Нет».— «На стене?» — «Нет».— «На потолке?» — «Да».— «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да».— «Лампочка?» — «Да».

— Вы заметили, как я спрашивала? Сначала узнала, где находится предмет, потом узнала, какой он. Теперь будете отгадывать вы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!