СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта воспитательной работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки»

Альберт Эйнштейн

«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки»

Альберт Эйнштейн

«

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта воспитательной работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 г. Орла










Описание опыта воспитательной работы

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»





учитель начальных классов

Буйнова Светлана Аркадьевна












Орел

2021

Оглавление


I. Введение.


  1. Описание проблемы воспитания детей с ОВЗ.

  2. Актуальность сказкотерапии как способа воспитания «особых» детей.

  3. Основные целевые группы.

  4. Цель и задачи коррекционной работы с использованием сказкотерапии.

II. Основная часть.


  1. Методы реализации и условия формирования опыта.


III. Заключение.

  1. Мультипликативность опыта внедрения сказкотерапии в коррекционную работу с детьми с ОВЗ.


IV. Список использованной литературы.


V. Приложения



































«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки»

Альберт Эйнштейн


1.Описание проблемы


Важнейшим инновационным подходом к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Исходя из своего опыта работы и проанализировав педагогический опыт своих коллег, я сделала вывод, что наиболее емким средством, включающим в себя все аспекты воспитания детей с ОВЗ, является сказкотерапия.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Слушание и чтение сказок формирует у ребенка словарный запас, языковую культуру и слуховую память. Совместное чтение и слушание сказок, совместное сопереживание любимым героям сближает педагога, тьютора, родителей и детей.

Но, естественно, необходимо помнить, что сказка — всего лишь некий "инструмент" воздействия на маленького человека. И только умелое использование и правильный выбор сказок в соответствии с возрастом и имеющейся проблемой или задачей для педагога, тьютора и родителей способны оказывать нужный воспитательный или лечебный эффект.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сопереживая, ребёнок интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. Это именно то, что необходимо детям с ОВЗ.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в воспитании детей с ОВЗ.


  1. Актуальность


Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя.

Это уникальный способ воспитывать ребенка не с помощью увещеваний и абстрактных суждений, а с помощью непосредственного опыта и действий героев, которые могут быть любимы или не любимы, но все же очень значимы для ребенка.

Сказка развивает фантазию: ребенок, слушающий сказку, способен представлять и домысливать сюжет. Это позволяет ему реализовывать свои способности мыслить абстрактно и освобождает от стереотипов. Одним словом, развивает творческие способности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Но зачастую, детские фантазии и истории являются актом «самотерапии», ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.


  1. Основные целевые группы

  • дети;

  • учитель;

  • родители;

  • тьютор;

  • социальные партнёры.


  1. Цель и задачи


Цель: игровая коррекция поведения и развитие эмоционально-личностной сферы детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Создание условий для развития творческого воображения и самовыражения в процессе драматизации сказки.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие навыков коммуникации.

  • Формирование различных позитивных моделей поведения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Ознакомление родителей с методом сказкотерапии и вовлечение их в совместную с ребенком творческую деятельность.

  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.


  1. Методы реализации и условия формирования опыта


На мой взгляд, наиболее эффективными методами сказкотерапии являются: рисование сказки, групповое рассказывание, сочинение новых сказок или продолжения сказки, имиджтерапия и драматизация сказки, настольный театр, квест по сказкам.

Рисуя, ребёнок с ОВЗ воплощает свои чувства и мысли, все, что его волнует. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Драматизация оказывает большое влияние на развитие способностей коммуникации. В процессе игры у детей приобретается опыт взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения, а так же согласовывать их с другими детьми. В драматизациях особенно важным является составление и разработка педагогами сценариев, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, таким образом, предоставляя детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Преображение каждого ребёнка с помощью костюма (имиджтерапия) также способствует повышению самооценки, снижению уровня тревожности и за счет нового образа самоутверждению. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. Находясь в образе, они могут с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые им модели поведения.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает ребенка с ограниченными возможностями здоровья успешным в дальнейшем. Именно поэтому в своей работе с «особыми» детьми я пользуюсь такими принципами:

  • Быть всегда «чуть-чуть» ребенком.

  • Уметь чувствовать, как дети, радоваться и смеяться вместе с ними, быть незаметным, когда ребёнок занят делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь.

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

  • Детей нужно не только учить, но и самому учиться у них!

Методы сказкотерапии я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Родители моего класса с большим удовольствием включаются в совместную работу по подготовке к драматизациям сказок: помогают изготавливать костюмы, маски, декорации.

В 1 классе совместно с детьми для постановки мы выбрали две сказки «Репка» и «Теремок». Особенно понравилась детям работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с друзьями, придумывание его занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

Обе сказки соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Воспитательная ценность сказки «Репка» в том, что она учит детей преодолевать препятствия и находить выход из трудных ситуаций, возникающих у человека в жизни; способствует формированию таких нравственных качеств как сострадание, взаимопомощь, чувство дружбы и коллективизма.

Работа над сюжетом сказки «Теремок» поможет в дальнейшем выстраивать отношения между одноклассниками на основе взаимоуважения, сопереживания, сочувствия и дружелюбия; сформировать коммуникативные навыки; повысить уровень сплочённости класса; способствовать профилактике конфликтов.


  1. Мультипликативность опыта


Данный педагогический опыт соответствует современным тенденциям развития образования и воспитания и может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью достижения наилучших результатов в их социально – личностном развитии.

В ходе работы по методам сказкотерапии на коррекционно- развивающих занятиях можно было заметить, что:

  • у детей с ОВЗ снимается физическое и психическое напряжение;

  • дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

  • развиваются способности к сочувствию, сопереживанию сначала персонажам сказки, а затем и друг другу;

  • снижается чрезмерная двигательная активность;

  • улучшаются и активизируются выразительные средства общения, пластика, мимика и речь;

  • развивается фантазия и образное мышление;

  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру, формируется положительный образ своего «Я» и принятие себя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказкотерапия помогает повысить самооценку ребёнка, расширить его словарный запас, стимулировать развитие памяти, творческого воображения и мышления. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности. Чтение, сочинение собственных сказок, театрализация создают тёплую атмосферу в группе, способствуют развитию словесного творчества и становлению гармоничной личности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


Список использованной литературы:


  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Речь, 2004.

  4. Терехова Н.Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ. – М.: Просвещение, 2019.

  5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – М.: Сфера, 2009.

  6. Чижова О.Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. – М.: Дошкольная педагогика, 2017.










Приложение

Квест «В гостях у сказки»

Письмо от жителей сказочной страны: Дорогие ребята! У нас случилась беда. Злодеи Сказочной страны захватили все волшебные вещи и хотят погубить её сказочных жителей. Мы слышали, что ученики в Орловской школе №2 много читают и знают все сказки. Поэтому мы и обратились к вам за помощью. Ведь только тот, кто хорошо знает сказки, сможет нас спасти. А чтобы вы не заблудились, мы вам посылаем карту нашей страны. По дороге не забудьте собирать золотые монетки. Они вам помогут победить всех злодеев.

Испытания

«Башня Змея Горыныча» Чтобы одолеть его, нам нужно отгадать сказочные загадки. За каждую правильно отгаданную загадку вы получаете по одной золотой монетке.

«Ужасное болото» Кикиморы перепутали все сказки. Вам нужно исправить названия сказок. Не забывайте собирать золотые монетки.

«Суп из топора»
«По-заячьему велению»
«Зелёная шапочка»
«Кот в туфлях» 
«Два поросёнка» 
«Лиса и цапля»
«Волк и пятеро щенят»
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»
«Мальчик с ладошку»
«Сивка-Мурка»

«Старая мельница» На опушке леса стоит старая мельница. В ней водится разная нечисть. Чтобы пройти мимо неё, надо вспомнить названия сказок

Гуси -…(Лебеди)
Царевна -…(Лягушка)
Вини -….(Пух)
Маша и ….(Медведь)
Заюшкина …(Избушка)
Сивка -…(Бурка)
Мальчик …(С пальчик)
Красная …(Шапочка)
Спящая ….(Красавица)
Вершки -…(Корешки)

«Заколдованный лес» В этом лесу нельзя разговаривать, а то превратишься в какую- нибудь корягу или сучок. Сейчас мы разделимся на команды (по рядам). Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. А другие команды должны угадать название сказки («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и др).

«Разбойничья деревня» Разбойники очень любят петь и предлагают нам угадать мелодии из разных сказок.

«Огненная река» Мост охраняет Чудо - Юдо трёхголовое, чтобы с ним справиться и получить монеты, нужно решить сказочные задачки:

Сколько зверей встретил в лесу Колобок?  (4)
Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе? (6)
Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)

Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»?  (8)
Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

«Замок Кощея Бессмертного»

Вот мы и у цели. Здесь, в замке Кощея Бессмертного собраны волшебные вещи жителей Сказочной страны. Давайте попробуем их выкупить у него, ведь он очень любит золото. Хватит ли нам наших золотых монеток?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!