СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание и анализ современных технологий преподавания предмета "Музыка", на примере УМК.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

очень надеюсь, что опубликованный материал поможет в работе начинающим учителям музыки в образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Описание и анализ современных технологий преподавания предмета "Музыка", на примере УМК.»

Итоговая практико – значимая работа

на тему: «Описание и анализ современных технологий преподавания предмета «Музыка», на примере УМК, авторов: Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.И. Шмагина.

Выполнила: Калошина Светлана Михайловна, учитель музыки МАОУ СОШ№22 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино.



Содержание

  1. Введение.

  2. Основная часть.

  3. Заключение (вывод).

  4. Список литературы.



1. Педагогическая технология — это последовательная система

реализации содержания обучения, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил учащихся и педагога. Структурными компонентами такой системы являются: цели обучения; содержание обучения; субъекты учебного процесса; организация учебного процесса; контроль достижения целей на базе образовательного стандарта; результат деятельности.

Изучение педагогических технологий в последнее время большое внимание уделяется в работах известных дидактов – В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.

В области отечественного музыкального образования и воспитания разработкой педагогических технологий, методик и практик, адекватных природе музыкального искусства занимались известные учёные, музыканты, методисты- Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксин, Б.В. Аствфьев,

Д.Б. Кабалевский Л.В. Школяр, Г. П. Сергеева и др.

Среди наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения считаю целесообразным выделить следующие:

- технологии развития процесса восприятия музыки школьниками;

- технологии формирования певческой культуры учащихся;

- технологии детского музицирования;

- технологии становления ассоциативно – образного мышления учащихся;

- технологии использования учебно – методических комплектов в процессе обучения музыки;

- технологии проектно – исследовательской деятельности;

-технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, восприятия;

- информационные технологии в преподавании музыки.

Наиболее перспективные образовательные технологии должны

включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе. Последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

Собственный опыт учителя музыки, его владение частными

методиками развития отдельных сторон музыкальной культуры учащихся, непременно должны находить заметное выражение в его деятельности. Освоение такой технологией музыкального обучения как содержание учебно – методических комплектов по предмету «Музыка» должно естественно сочетаться в учебно – воспитательном процессе с обозначенными выше индивидуальными качествами педагога- музыканта, развивая и совершенствуя его творческий потенциал, индивидуальный авторский почерк музыкально – педагогической деятельности.

2. Восприятие музыки является активным процессом познания содержания музыкальных произведений на уроках музыки. Восприятие музыки составляет основу всех видов общения ребёнка с музыкальным искусством: слушание музыки, пение, музицирование с помощью детских музыкальных инструментов, пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения, импровизации. Чтобы процесс музыкального восприятия музыки был эффективным. Учителю необходимо с первых уроков сформировать установку на полноценное восприятие музыки, её образности, целостности, ассоциативности. Организационный моментом «настройки» детей на восприятие музыки может служить установка, создающая атмосферу концертного зала в классе: слушать музыку. Как на настоящем концерте, в полной тишине.

Учителю музыки нужно помнить о том, что процесс восприятия музыкального сочинения проходит несколько этапов. Первичное восприятие отличается неясностью детей. Обычно ребёнок запоминает среди них общее настроение и характер музыки, говоря лишь об основных понятиях мелодии (темы, яркой интонации).

Вторая стадия восприятие музыки связана с повторным слушанием музыкального произведения. Повторное обращение (слушание) к знакомому музыкальному произведению позволяют ученику накапливать багаж музыкальных представлений, усиливает эмоциональный отклик на них, помогает усваивать особенности музыкального языка, жанров и т.п.

Приведу пример фрагмента урока, тема: «Мелодия – душа музыки».

Учитель: С каждым из нас случалась в жизни такая ситуация, когда какой – либо музыкальный мотив, напев не уходит из памяти. Неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, поём её «про себя», подчас даже не зная, что это за музыка, кто её сочинил. Подумайте, как называется в музыке то, что мы напеваем?

Дети: Слова. Песня. Мелодия.

Учитель: Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто кто назвал слово – мелодия. Сейчас я сыграю на фортепиано несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.

(Звучат мелодии популярных песен, дети называют их).

Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес- марша и танца. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда – танец? Слушайте, внимательно!

(Звучат мелодии «марш деревянных солдатиков» и «Вальс» из «Детского альбома» П. Чайковского).

Дети: Первое музыкальное произведение – это марш, а второе - танец.

Учитель: вспомните, как называется – танец?

Дети: Вальс!

Учитель: Молодцы! Верно.

По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где – танца?

Дети: Мелодия марша звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шаги, поступь.

Учитель: как вы думаете, какой шумовой инструмент мог бы сыграть ритм марша?

Дети: Эту мелодию мог бы сыграть барабан!

Учитель: правильно! А как же вы узнали, что второе музыкальное произведение – это вальс?

Дети: - Мелодия в нём плавная, красивая. Она словно закружилась в танце.

- А я считала «про себя»- раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу!

Учитель: А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Её сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

(Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский).

Назовите имя этого великого русского композитора?

Дети: (групповой ответ) Это музыка Петра Ильича Чайковского.

Учитель: правильно, молодцы! Это замечательный русский композитор (показываю портрет композитора). Пётр Ильич сочинил альбом фортепианных пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это – «Детский альбом» (показываю сборник пьес. Рассматриваем с детьми содержание сборника). А теперь сели поудобнее, как на концерте, и настроились на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Постарайтесь правильно определить, что прозвучит: песня, танец или марш?

(Звучит в записи «Сладкая грёза» П. Чайковского).

Учитель: Ребята, кто был особо внимателен, кто ответит?

Дети: это песня, но её никто не поёт.

Учитель: как мы называем песню без слов? Кто вспомнил?

Дети: Песня без слов.

Учитель: Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка?

Дети: напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво.

Учитель: Я сейчас сыграю вам главную мелодию инструментальной пьесы, а вы мягким движением руки передайте её характер.

(учащиеся выполняют задание, а учитель следит за качеством выполнения задания).

Учитель: Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

Дети: Задумчивое, спокойное, мечтательное, грустное, светлое.

Учитель: Правильно. Композитор назвал эту инструментальную пьесу «Сладкая грёза». Грёза — это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром. Найдите в учебнике рисунок, который передаёт именно такое настроение слушателя.

(Дети выполняют задание)

Учитель: итак, мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, душа музыки. По мелодии мы узнаём и песни, и танцы, и марши. Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.

Таким образом, восприятие музыки не ограничивается только прослушиванием музыкального произведения, оно тесно связано с размышлениями о содержании сочинения, поиском индивидуального эмоционального отклика на музыку, которые находят своё конкретное выражение в пении, пластическом интонировании, музыкально – ритмических движениях, ориентации на нотную запись, инструментальном музицировании.

Во втором полугодии (разворот «Музыкальные инструменты») дети вновь встречаются с пьесой «Сладкая грёза» П. Чайковского. На данном этапе восприятия музыки возникают те чувства и эмоции, которые позволяют детям выразить своё индивидуальное «слышание» данного музыкального произведения. Дети могут исполнить мелодии верхнего и нижнего голосов на воображаемых инструментах (скрипке и виолончели), ориентируясь на нотную графику, а также проследить за изменениями звучания в средней части ( «забег» к пониманию трёхчастной формы), включая его в свой активный интонационный словарь – тезаурус.

Данный пример свидетельствует о многоступенчатости процесса восприятия музыки школьниками, который находит своё выражение в действии принципа «концентричности» расположения музыкального материала.

С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижёрские жесты учителя при разучивании и исполнении песен. Наиболее естественным способом моторно – двигательных реакций детей может стать приём свободного дирижирования. Предлагая детям ролевую игру – представить себя в роли дирижёров, можно заинтересовать их дирижированием своим собственным пением, выделяя при этом логические ударения в тексте песен. Кульминации, передавая жестами характер песни- штрихи, особенности метра, характерные интонации. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижёрам – солистам вполне по силам управлять исполнением отдельных куплетов песни. Составляя при этом свой «исполнительский план».

Учитель: Ребята, я сейчас исполню музыкальное произведение, а вы внимательно послушайте и постарайтесь определить какой тип музыки прозвучал?

(учитель исполняет песню «Скворушка»)

Кто правильно определил, какой тип музыки прозвучал?

Дети: Песня.

Учитель: верно, это песня! О чём нам рассказа песня?

Дети: об осени, о скворушке.

Учитель: Какой характер музыки вы услышали?

Дети: грустный, печальный и т.п.

Учитель: (проигрывает мелодию песни) как звучит мелодия?

Дети: распевно, мелодично и т.п

Учитель: какой темп? какую динамику использовал композитор в песне?

Дети: неторопливый темп, тихую динамику.

Учитель: Какие музыкальные краски использует композитор для передачи осеннего печального настроения?

(ответы детей)

Учитель: (обращает внимание детей на экран, где высвечивается текст песни «Скворушка»)

Ребята, давайте выразительно, всем классом по фразам с дирижированием прочтём текст песни, показывая остановки на выдержанных звуках в конце фраз, подчёркивая логику ударения в тексте, обозначая динамические оттенки (тише-громче).

(учитель и дети выполняют задание).

Учитель: Молодцы, хорошо спарились с заданием.

На завершающем этапе разучивания песни можно выбрать дирижёров из числа учащихся на каждый куплет, оценивая выразительность и пластичность дирижёрских жестов детей, а так же предложить школьникам выбрать музыкальные инструменты, которые смогли бы украсить её звучание, подчеркнуть характер и настроение песни.

Интонационно – образный строй музыки, имеющей ярко изобразительный характер, может служить поводом для создания детьми пластических этюдов и импровизаций.

Приведу фрагмент урока «Музыкальные портреты» на котором можно исполнить пластический этюд по пьесе Моцарта «Менуэт».

Учитель: Первой в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба яга, которую вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звучностям, резким акцентам. Вы верно решили. Что портрет этого сказочного персонажа нужно изобразить в зеркале на стр.51.

Что явилось подсказкой вам в выборе этого решения?

Дети: рука бабы Яги, держащая зеркало. Она страшная. Мохнатая.

Учитель: Верно. А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их – один, два? Что, по вашему мнению, они будут делать- петь? танцевать? маршировать? Слушайте внимательно, об этом вам расскажет музыка!

(учитель исполняет на фортепиано «Менуэт» Моцарта)

Дети: вошёл один человек. Он танцует. Нет, их двое – мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.

Учитель: Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца.

А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют менуэт – один или двое? Послушаем эту мелодию (учитель играет верхнюю строчку «менуэта»). Кого изобразила музыка- мужчину или женщину?

Дети: это девушка. Она молодая. Красивая, Нежная. Музыка звучит ласково девушка будто бы напевает.

Учитель: правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.

А теперь послушаем другую мелодию. Кого изображает она? (звучит нижняя строчка «Менуэта»).

Дети: это мужчина.

Учитель: как он двигается?

Дети: Он двигается неторопливо. Он, наверное, старый. Ворчливый. В его мелодии звучат низкие звуки.

Учитель: Верно. Вы услышали и увидели в музыке танцующую пару. Как вы думаете, какой танец они исполняют – старинный или современный?

Дети: Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы звучат по-другому.

(рассказ учителя о жанре «Менуэт»)

Учитель: как вы думаете, они говорят одновременно или по очереди? Кто из танцующих начинает диалог- мужчина или женщина?

Дети: мужчина. Голос у него суровый. Грозный. Ворчливый. Ему отвечает женщина – ласково, нежно.

Учитель: Покажите движением рук разговор – диалог между ними.

(звучит первая часть «Менуэта»), дети создают пластический этюд)

Чем заканчивается этот короткий разговор – примирением, согласием, ссорой?

Дети: Согласием. Они вместе продолжают танцевать.

Учитель: Правильно. А теперь встанем около своих парт (стульев) и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные портреты» героев менуэта. Девочки и мальчики, услышав окончание танца, сделают реверанс – приседание с вежливым поклоном.

(звучит первая часть «Менуэта», каждый ребёнок создает свой пластический этюд).

Итак, в процессе знакомства с музыкальным произведениями первоклассники, вслушиваясь в музыку «Менуэта», изображают танцующих характерными танцевальными движениями, при этом в игровой форме происходит процесс дифферентами слуховых впечатлений в произведении полифонического склада, усваивается ритмическая основа мелодий, диалогичность музыкального высказывания.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Особенно интересно применяется инструментальное музицирование в темах: «Плясовые наигрыши». В этой теме, при прослушивании музыки, учащимся предлагается подобрать музыкальные инструменты, которые помогут подчеркнуть ее характер. При закреплении ранее разученной «Камаринской», детям дается задание исполнить ритмическое сопровождение, изменяя его при повторении мелодии. Учащиеся сравнивают «Камаринскую» М. Глинки и П. Чайковского, находя сходство и различия. Задорный и удалый характер русской пляски «Светит месяц» хорошо передают ложки, бубен и просто хлопки в ладоши.

3.Технологизация учебного процесса на уроке музыки даёт нам учителям уникальную возможность: выстроить чёткую структуру урока, выявив место каждого компонента, обозначив действия учителя и учащихся на каждом этапе урока, наметив план, возможный ход беседы с учащимися, оставляя в ней место для импровизации, позволяет ясно ставить творческую задачу перед учащимися, объяснив технологию работы с материалом, давая возможность ученикам самостоятельно выбрать свой уровень сложности. Учебные технологии не только помогают грамотно и чётко выстроить процесс проведения урока музыки, но и выводят нас на осуществление основных положений гуманистической педагогики (добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала, поощрение любых успехов (работа по формуле «успех рождает успех»), работа на положительном эмоциональном фоне.


4.Список использованной литературы.


1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.

2. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114

3.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

4.Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ №12, 2001

5.Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». – Киров:1999-2002.

6.Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002г.

7.Педагогические Интернет-ресурсы.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

9.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!