СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ООПТ Новосибирской области" ученический проект

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект "ООПТ Новосибирской области" может быть использован на уроках географии и на занятиях внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«"ООПТ Новосибирской области" ученический проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка" Искитимского района Новосибирской области





Проект



Тема: «Особо охраняемые природные территории Новосибирской области»













Авторы работы:

Лушникова Ульяна,

Чупина Аделина

класс 9А

Руководитель:

Алексеева Марианна Владимировна,

учитель географии









2022-2023

Оглавление

Введение

1. Теоретическая часть………………………………………………..……….…4

1.1 Особо охраняемые природные территории………………...….……............4

1.2 Заповедники……………………………………………..…………..............4-5

1.3 Заказники…………...………………………………………..……………...5-7

1.4 Национальные парки………………...…………………….….……….……7-8

1.5 Памятники природы………..………………………………..……...............8-9

2. Практическая часть…………………………………………......……….……10

2.1 Опрос…….……………………………………………………..…………10-12

2.2 Изготовление буклета……….……………………….……………………...12

Заключение……………..………………………………………………………...13

Источники .……………………………………………………...…………….…14

Приложение………………………………………………………………..…15-17























Введение

«Охранять природу — значит охранять Родину»

(М.М. Пришвин).

Это высказывание включает в себя то, что человек, любя свою родину — это место, где он живет, где он вырос, это окружающий его мир, животные, растения, рельеф должен беречь ее. Принося вред окружающей среде, растениям, животным, водным объектам, человек губит природу, окружающую его, тем самым он губит свою Родину.

Важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия играют охраняемые территории. Особое место среди них занимают природные заповедники, национальные парки. Одной из старейших форм особо охраняемых территорий являются заказники. Объектами охраны на территории охотничьих заказников являются охотничьи, редкие или ценные в научном или культурном отношении виды животных, многие из которых занесены в Красные книги Российской Федерации.

Знать их необходимо каждому человеку, чтобы любить и беречь природное разнообразие малой родины. Этим объясняется актуальность нашей работы.

Цель работы: рассказать для чего были созданы особо охраняемые природные территории, в том числе и в Новосибирской области.

Задачи:

  • Изучить общую характеристику ООПТ

  • Найти и изучить особо охраняемые природные территории Новосибирской области

  • Проанализировать полученные результаты и сделать классификацию охраняемых территорий





  1. Теоретическая часть

    1. Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, реакционное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. (Приложение №1)

К особо охраняемым природным территориям относятся:

  • Заповедники

  • Заказники

  • Национальные парки

  • Памятники природы


1.2 Заповедники

Заповедник - территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека. Как правило, заповедники (в отличии от заказников) закрыты для посещения туристов, но в некоторых из них имеется доступ на территорию по специальным разрешениям.

На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность.

Биосферный заповедник – типичный участок природы нетронутый или слегка изменённый хозяйственной деятельности.

Площадь заповедника должна быть не менее 3% от общей площади страны: только при таком условии возможно сохранение природы и обеспечение её устойчивого развития.

На данный момент в Новосибирской области находится всего один заповедник. “Васюгансккий” заповедник – государственный природный заповедник на территории Томской и Новосибирской областей. Расположен на юге Западной Сибири в центральной части наклонной водораздельной Васюганской равнины и междуречье Оби и Иртыша. В административном отношении заповедник занимает южную часть Бакчарского района Томской области и северные территории Северного и Убинского районов Новосибирской области. Общая площадь заповедника 614803 га. Объектом охраны заповедника является биологическое и ландшафтное разнообразие части Большого Васюганского болота – крупнейшей болотной системы северного полушария планеты. (Приложение №2)


1.3 Заказники

Заказник – это территория, где постоянно или временно запрещается использовать определенные виды природных ресурсов.

Основные виды заказников – Ландшафтные, Биологические, Палеонтологические, Гидрологические, Лесные, Ботанические, Энтомологические, Ихтиологические и др.

В зависимости от сроков функционирования заказники подразделяются на: - постоянные (то есть созданные без заранее установленного срока) - временные (то есть созданные на срок, необходимый для выполнения ими своих целей и задач).

Их деятельность, прежде всего, направлена на максимальное снижение негативного воздействия внешних факторов, приводящих к сокращению биоразнообразия и трансформации живой природы.

Для собственников, владельцев и пользователей земельными участками в границах государственных природных заказников установлен специальный свод правил, запрещающий или ограничивающий действия наносящие вред природным комплексам, объектам растительного и животного мира, их генетическому фонду.

Во всех заказниках запрещена охота, промышленный лов рыбы, отлов животных и птиц, разорение нор, гнезд, сбор яиц. Ограничиваются действия, направленные на изменение среды обитания (сплошная рубка леса, выпас скота и др.) Основным правоустанавливающим документом для каждого заказника является индивидуальное положение, которым детально регламентируется хозяйственная деятельность и устанавливается особый режим охраны конкретной территории.

В заказниках ведется наблюдение за видами, подлежащими охране, постоянное наблюдение за редкими и исчезающими видами. Специалисты заказников ведут летопись природы, фиксируют климатические показатели, учитывают информацию по встречам с редкими и исчезающими видами. Материалы летописи природы содержат ценную информацию по встречам с редкими и исчезающими видами. Материалы летописи природы содержат ценную информацию, как для научных исследований, так и для практической работы.

В отдельных заказниках осуществляется исследовательская работа научных учреждений, полевая практика студентов, экскурсии для школьников.

На территории Новосибирской области образовано 24 заказника общей площадью 1 329875,77 га.

Самые известные заказники:

1. “Кирзинский” заказник

Единственный в области заказник федерального значения был основан в 1958 году на территории Барабинского и Чановского районов. Площадь охраняемой зоны впечатляет – почти 120000 гектаров. Заказник защищает ландшафт, флору и фауну так называемой Барабинской лесостепи. Самые ценные виды растений – наяда большая и ковыль Залесского, включенные в Красную книгу области. (Приложение №3)



2. “Мануйловский” заказник

Площадь – 12 196 га. Образован 18 апреля 1995 года. В Мануйловском заказнике 66% земли занимают сельхозугодья, 24% - леса, остальная часть – кустарники и другие угодья. Природоохранная территория расположена в правобережной приобской лесостепи включает в себя типичные и наиболее ценные угодья лесостепной зоны Болотнинского района. Сложный рельеф и густая речная сеть обеспечивают благоприятную среду для разнообразия флоры и фауны. (Приложение №4)

3." Сузунский” заказник

Расположен в Сузунском районе. Площадь – 128500 га. Государственный биологический заказник областного значения. “Сузунский” – самый большой заказник на территории Новосибирской области. Известный сузунский бор на 80% расположен в нем. (Приложение №5)



1.4 Национальные парки

Национальные парки – территории, исключённые из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность.

Основные задачи национального парка:

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

  • сохранение историко-культурных объектов;

  • экологические просвещение населения;

  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

  • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

  • осуществление экологического мониторинга;

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

К сожалению, в Новосибирской области с её богатой природой нет ни одного национального парка.



1.6 Памятники природы

Памятники природы – уникальные, или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетичном отношении природные объекты.

В НСО памятниками природы становятся горы, скалы с пещерами, т. к. они идут вразрез с основным рельефом области – равнинным. На таких объектах складывается своеобразный животный и растительный мир, а потому они представляют собой особую ценность. На территории памятников природы запрещена любая хозяйственная деятельность, в т. ч. разведение костров, выжигание травы, заготовка древесины, предоставление участков под застройку, садоводство, отлов животных, разработка полезных ископаемых.

Однако в некоторых местах разрешены:

  • умеренная заготовка сена

  • сбор ягод и грибов местным населением

  • проведение лесохозяйственных и противопожарных мероприятий

  • организация познавательных экскурсий и посещение памятников туристами

Цели создания памятников природы: сохранение редких видов животных и растений, в т. ч. занесенных в Красные книги РФ и НСО, организация экологического воспитания населения.

Памятники природы регионального значения (далее ‑ памятники природы) являются самыми многочисленными ООПТ в Новосибирской области. На сегодняшний момент в области образовано 54 памятника природы регионального значения, общей площадью 43 379 га. (в том числе – 76,3 га охранные зоны памятников природы).

В ведении министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области находятся 53 памятника природы регионального значения и 1 особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы областного значения «Дендрологический парк».

Самые известные памятники природы:

1. Барсуковская пещера (Маслянинский район)

Здесь живёт крупнейшее в области скопление летучих мышей пяти видов, все они занесены в Красную книгу Новосибирской области. (Приложение №6)

2. Остров Медвежий (Чановский район)

На острове площадью 548 га сложился своеобразный комплекс фрагментов степных и околоводных экосистем. Здесь растут 73 вида растений и живут 120 видов наземных позвоночных и 419 видов беспозвоночных животных, в том числе 357 видов насекомых. (Приложение №7)

3. Буготакские сопки (Тогучинский район)

Расположены в пределах Присалаирской равнины. Встречающийся там такой тип степей как залесскоковыльная степь, является уникальным не только для Новосибирской области, но и для России. (Приложение №8)

4. Бердские скалы (Искитимский район)

Необычная комбинация степных и лесных экосистем, насыщенных редкими видами растений и животных, в их числе алтайский сурок, обыкновенный осоед, длиннохвостая неясыть и другие. (Приложение №9)

5. Силишинский рям (Усть-Таркский район)

Лесное болото, которое служит убежищем для многих видов животных и растений. На его территории есть озеро. Из охраняемых видов животных здесь встречаются белозубка сибирская, кобчик, обыкновенный соловей, шмель моховой и другие. (Приложение №10)



2. Практическая часть

2.1 Опрос

Для того, чтобы узнать знают ли люди об особо охраняемых природных территориях, мы провели опрос среди своих семей, родственников и друзей. Участие в опросе приняли 20 человек. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1. Какой заказник в НСО самый большой по площади?

А) Сузунский

Б) Мануйловский

В) Чановский

Правильный ответ: А

2. Памятники природы – это:

А) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Б) территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами.

В) территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

Правильный ответ: А

3. Какой заказник находится в Искитимском районе?

А)” Чановский”

Б)” Легостаевский”
В)” Майское утро”

Правильный ответ: Б

Таким образом, можно сделать вывод что люди неплохо знают какие бывают, где находятся и для чего создаются ООПТ.



2.2 Изготовление буклета

Буклет – вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна.

Мы выбрали буклет для продукта данного проекта потому, что:

1) В буклете можно вместить большое количество информации.

2) Буклет притягивает к себе внимание своей яркостью.

3) Информация, написанная в буклете, легко запоминается.



































Заключение

Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения природной чистоты, не тронутой человеком, для сохранения уникальных элементов живой природы.

ООПТ позволяют сохранять человечеству памятники культуры и древности, прикоснуться к истории нашей планеты, поэтому мы должны вести пропаганду о необходимости сохранения уникальности нашей природы, проводить природоохранные мероприятия для сохранения этих мест.

В развитии системы особо охраняемых природных территорий много проблем, которые необходимо решать не только при участии правительства, но и нас жителей своего края.

В ходе своей работы мы узнали многие красивые места и места, которые стоит защищать по сей день, чтобы они сохраняли свою красоту ещё много лет. По результатам опроса, можно сделать вывод что люди неплохо знают какие бывают, где находятся и для создаются ООПТ. Также мы открыли для вас новые места, которые вы могли бы посетить не только за границей, но и в родном городе.

Работа может быть использована на уроках географии, внеурочной деятельности и классных часах.

















Источники


ru.wikipedia.org

ведомостинсо.рф

mpr.nso.ru

must-see.top

tourjournal.ru

pressa.tv

https://ru-wikipedia-org.turbopages.

org/turbo/ru.wikipediorg/s/wik

i/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA

http://sayanzapoved.ru

/o-zakaznikehttps://

www.den-za-dnem.ru/

page.php?article=1486

https://ugra.ru/karta/

karta-novosibirskoy-oblasti

.htmlhttps://infourok.ru

/prezentaciya-proekta-po-okruzhayuschemu-miru-po-teme-nash-kray-1932562.

htmlhttps://ugra.ru/karta/karta-novosibirskoy-oblasti

.htmlhttp://sayanzapoved.ru/o-zakaznike

https://ru-wikipedia-org.turbopages

.org/turbo/ru.wikipedia

.org/s/wiki/

%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Приложение

(Приложение №1)

(Приложение №2)

(Приложение №3)

(Приложение №4)

(Приложение №5)

(Приложение №6)

(Приложение №7)

(Приложение №8)

(Приложение №9)

(Приложение №10)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!