СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ООД Знакомство с культурой Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ООД Знакомство с культурой Башкортостана»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Ромашка» МР Учалинский район Республики Башкортостан



Утверждаю:

Заведующий МАДОУ Д/С «Ромашка» № 1

МР Учалинский район РБ

_____________________ Фазлуллина Ф.Ф.



Конспект открытого мероприятия:

ООД по познавательному развитию

в подготовительной группе № 10 «Божья коровка»

на тему: « Знакомство детей старшего дошкольного

возраста с культурой башкирского народа.»



Воспитатель первой категории

Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна





Учалы – 2015

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие - ( нравственное и патриотическое воспитание);

- познавательная область - ( приобщение к социально-культурным ценностям);

- речевое развитие - ( развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);

- художественно-эстетическое развитие – ( приобщение к искусству( к музыке), музыкальная деятельность( слушание, пение, музыкально-ритмические движения.));

- физическое развитие – ( физическая культура – ( подвижные игры.)).

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей  о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

- познакомить детей с творчеством Мустая Карима;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа ( с легендами );

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность .

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства,  любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

- формировать чувства толерантности.

Предварительная работа: 

- проведение НОД: «Наша Родина – Башкортостан!», «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;

- рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах ,  чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;

- прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;

- проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан!»;

- экскурсии в библиотеку, музей, по достопримечательностям родного города;

Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, домра, курай, кубызист, домрист, кураист, озон кой, кыска кой.

Индивидуальная работа:

- с Аидой и Данилом продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;

- с Анжелой, Ильей К. и Самирой над выразительным чтением стихотворения «Родина»;

- с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;


- с Алиной, Амалией, Раилем и Тимуром над развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;


- с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;

- с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.

Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай), головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.

Оборудование: мультимидийный проектор, указка.

Методы и приемы:


Словесные: беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.


Игровые: народные п/и: «Курай», «Наза эбей».


Наглядные: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай).


Инновационный метод: презентации.





































Ход образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом .

- Ребята , сегодня к нам пришли гости . Давайте их поприветствуем .



- Ребята , сегодня у нас необычное , праздничное мероприятие . Мы поговорим о культуре нашего края, вспомним, что мы о нем знаем.

- В какой республике мы с вами живем?

- Столица республики Башкортостан?

- Кто такой Салават Юлаев?

- Как называется наш город?

- Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.

Песня: «Башкортостан – Родина моя!»

- Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет. Это знаменитый поэт Башкортостана – Мустай Карим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.

Стихотворение : «Родина» М.Карим.

Мы рассказать хотим о том, как мы живем в краю родном.                          
Мой край, родной Башкортостан, ты лучше всех далеких стран.                     
В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.        

Ты славен лесом, криком птиц. Кумысом славных кобылиц.                  
Горы, реки и поля-все это Родина моя!                                   
Вот двор, где есть друзья. Вот школа, дом, семья.                           
Вот рой пчелы, вкус меда, и добрая душа народа.          Здесь вырос мой отец и дед, и я здесь буду жить, учиться!                     
Чтобы тебе, мой край родной, так скоро пригодиться.        
Башкортостан - надежда наша. Как я люблю тебя!                       
В твой день рождения желаю: цвети Республика моя!

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с легендами башкирского народа. Послушайте легенду о семи девушках.

«В одном селении жили семь сестер красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами. Никто не мог отличить одну красавицу от другой, так они были похожи и лицом, и станом, и характером.

Однажды красавиц похитил злой хан, желая взять их в жены. Но они ему отказали и решились бежать из плена.

Хан догнал убежавших девушек у подножья горы, у самого обрыва. И тогда башкирские красавицы сбросились со скалы погибли, сохранив свою честь и достоинство.»

- Сейчас наши девочки исполнят танец посвященный этой легенде.

Танец: «Семь девушек.»

- Танцы башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры , ребята , очень музыкальный народ . Они отличные танцоры , певцы и музыканты .

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.


- Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд. Послушайте, ребята, легенду о курае.

«Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы.»

- Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.

- У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.

Игра: «Курай.»

- А сейчас мы узнаем на каких музыкальных народных инструментах еще играли башкирские музыканты .

Презентация: «Музыкальные инструменты Башкир»

1. Лицом повёрнут к твоему лицу ,

Дёрнешь его за язычёк –

Назад он прыгнет . ( Кубыз .)

(Показ музыкального инструмента).

- Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия. Послушайте игру на кубызе, её вам исполнит наш гость.

(Игра на кубызе).

- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Кубыз).

- Как называют музыканта игравшего на кубызе? (Кубызист).

2.Только тронешь – запоёт,

Людям радость принесёт.

У неё звенит струна,

Голосом поёт она. (Домра)

(Показ музыкального инструмента).

- На этом инструменте играют и женщины и мужчины. Он сделан из дерева имеет грушевидную форму. Послушайте звучание инструмента.

(Игра на домре).

- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Домра)

- Как называют музыканта игравшего на домре? (Домрист)

3.Дитя во поле растёт,

Принесёшь домой, поёт.

Я на нем пять дырок сделал,

Начал дуть да подувать. (Курай)

(Показ музыкального инструмента).

- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.

(Звучит мелодия курая – озон кой).

- Ребята, на каком музыкальном инструменте сейчас играли? (На курае)

- Как называют музыканта игравшего на курае? (Кураист)

- Какое у вас теперь настроение?(Грустное) А грустное оно потому, что мелодия протяжная, долгая, а называется она озон кой .

- Курай гордость башкирского народа. На нем очень любят играть башкиры. А как красиво и мелодично он звучит. Давайте еще послушаем звучание курая.

(Звучит мелодия курая – кыска кой).

- Какое у вас теперь настроение?(Веселое) А веселое оно потому, что мелодия быстрая, веселая, а называется она кыска кой .

- А теперь послушаем как все эти инструменты звучат вместе.

Ансамбль башкирских народных инструментов.



Игра: «Наза эбей.»

- Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т.о. сохраняя традиции башкирского народа.

Как мы нарядны и красивы,

Как весело – посмотри,

Давайте вместе мы попляшем,

Взялись за руки, раз, два, три.

Звучит башкирская мелодия

И не устоишь на месте.

«Парный башкирский танец.»

Великую землю, любимую землю.

Где мы родились и  живём.                                               

 Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой.                                       
Мы Родиной нашей зовём.    



Мы дети Родины, своей большой страны. 
Мы всех счастливей, всех сильней,                                
Покуда вместе мы!

Песня : «Башкортостан – ильгенам»

- Вам понравился наш праздник ?

- Как зовут знаменитого башкирского поэта, написавшего стихотворение «Родина», которому в этом году исполняется 100лет?

- С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?

- С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (Кубыз, домра, курай)

- Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)

- Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)

- В какие башкирские народные игры вы играли?

- Ребята , раз мы родились живём в Башкирии , мы должны знать свою культуру , свой язык , свои обычаи и традиции . Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю . Здесь хватит места для всех на родов .

- А теперь, ребята , поблагодарим наших гостей за то, что они нашли время прийти к нам и дали возможность услышать живое звучание башкирских народных инструментов.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!