СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онлайн-доска как средство визуализации и организации коллективной работы на уроках

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Онлайн-доска как средство визуализации и организации коллективной работы на уроках

использование онлайн досок на уроках

Просмотр содержимого документа
«Онлайн-доска как средство визуализации и организации коллективной работы на уроках»

Онлайн-доска как средство визуализации и организации коллективной работы учащихся


В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления. Это в свою очередь требует существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать динамичными, интерактивными и мультимедийными. В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий. К таким средствам относятся, в том числе, интерактивные плакаты. И речь в данном случае идет не о простом переводе традиционных наглядных пособий (таблиц, схем, картин, иллюстраций) в цифровой формат, а о разработке и создании совершенно новых видов наглядности.

Очевидно, что данные плакаты могут использоваться обучающимся и дома при выполнении домашних заданий. Поэтому перед нами встал вопрос обеспечения доступа школьников к интерактивным плакатам в домашних условиях. С этой целью среди достаточно большого количества web-2 сервисов (виртуальных досок) внимание привлекакт сервис Padlet.

Padletэто бесплатный, русскоязычный многофункциональный сервис, расположенный по адресу https://padlet.com/, использующийся для хранения, организации и совместной работы с различными материалами.

На стене можно добавлять текстовые документы, фотографии, картинки, видео, аудиофайлы, снимки с веб-камеры, указывать ссылки на интернет-страницы. Таким образом, само пространство он-лайн доски можно рассматривать как интерактивный плакат, так как она не просто состоит из набора мультимедиа компонентов, а обеспечивает взаимодействие контента (содержания он-лайн доски) и пользователя.

Онлайн-доска — это сервис, который дает возможность каждому ученику вывесить свою работу на доску, а учителю — прокомментировать и оценить каждого, не потратив на это много времени. Padlet - инструмент, который позволяет разместить свои идеи не на чередующихся слайдах, а на виртуальной плоскости. При этом приватность стены гибко настраивается: можно пригласить в соавторы несколько человек, а можно сделать её открытой для изменений всему миру.

Этот ресурс можно использовать для дистанционного обучения и для самостоятельной работы учащихся дома. Кроме того, динамичное использование сервиса позволяет решить проблему совместной проектной деятельности. Учитель может организовать постепенное продвижение по этапам проекта, а также эффективно контролировать ход самостоятельной деятельности обучающихся: от знакомства с критериями оценки проекта, выбора темы, формирования групп до ссылок на источники информации. На этой же виртуальной доске все участники проекта могут создавать заметки, оставлять комментарии, работать с черновиками проекта, что-то дополнять и исправлять. Учитель, отслеживая продвижение учащихся по проекту, обсуждает с ними проблемные моменты, корректирует ход работы и вносит необходимые изменения. Таким образом сервис Padlet позволяет организовать этапы деятельности по проектной технологии более эффективно и качественно, т.к. он имеет имеет:

  • возможность публиковать файлы всех форматов;

  • возможность коллективной (групповой) работы;

  • возможность коррекции и правки документов;

  • возможность регулярной обратной связи между педагогом и участниками проекта;

  • возможность постепенного внесения информации с представлением ее в одном месте – на одной доске, что создает общее представление о проекте в целом;

  • привлекательный и яркий внешний вид;

  • возможность не только сохранять файлы, но и отображать многие из них в удобном встроенном просмотрщике, появляющемся поверх стены;

  • приватность и недоступность страницы проекта для посторонних;

  • простоту создания онлайн доски даже без регистрации;

  • отсутствие ограничений в количестве создаваемых виртуальных досок.

Если есть в кабинете ноутбуки для учащихся, или возможна работа на планшетах и смартфонах – Padlet можно использовать на любом этапе урока. Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием информационно-коммуникационных технологий в будущем будет тесно связанно с развитием и распространением мобильных средств связи. Мобильные устройства и в дальнейшем будут проникать во все сферы нашей жизни, и мобильность станет одним из ключевых требований к учащимся. Данные устройства обеспечивают постоянный доступ обучающегося к материалу, что позволяет сформировать у него понимание образования. как непрерывного процесса сопровождающего его в течение всей жизнедеятельности Доступными инструментами, посредством которых происходит мобильное обучение являются обычные мобильные телефоны, ноутбуки и планшеты. Под мобильным обучением, таким образом, понимают процесс использования портативных, беспроводных, удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью оптимизации и поддержки обучения, что позволит обучающемуся общаться, создавать или получать информацию, а его деятельность станет более эффективной. Для большей эффективности процесса и компактности изображений мобильное обучение можно комбинировать с технологией графического кодирования информации QR-кодирование. Сервис Padlet предоставляет возможность использовать QR-кодирование.

Обращаясь к понятию мобильного обучения, Padlet можно использовать на любом этапе урока:

  • целеполагание,

  • мозговой штурм,

  • письменные ответы на вопросы,

  • повторение материала прошлого урока,

  • сбор и обработка информации по теме,

  • подготовка к экзамену, тесту, контрольной работе, для повторения темы, когда на одной стене можно собрать всю главную информацию по изученному материалу, ссылки, документы, презентации, видео и т.д.,

  • проверка знаний или понимания нового материала, тестирование,

  • рефлексия (пожелания, отзывы, комментарии),

  • домашнее задание.

Padlet удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для просмотра или скачивания в любое время, в том числе и обучающимся.

 Padlet можно использовать как список дополнительных материалов по теме. Для этого необходимо создайть доску со ссылками на статьи, фотографии и  учебными видео, и поделитесь ссылкой. Такая доска будет интересна и тем, кто хочет глубже изучить тему, и тем, кто пропустил занятие.

Для повторения изученного на прошлом уроке учитель может поместить все необходимые материалы на доску, попросить учащихся быстро просмотреть их, и задать вопросы, если у них возникнет необходимость что-то уточнить.

Используя смартфоны, на этапе целеполагания или мозгового штурма школьники могут быстро разместить все свои высказывания, предположения на одну доску, которая будет доступна всем, коллективно выбрать наиболее удачные, а остальные быстро удалить. Цель использования в данном случае сервиса - наглядность предложенных решений, возможность корректирования и сохранения информации

В том случае, когда необходимо, чтобы ответы всех учащихся были видны всему классу, делая заметки на данной доске через мобильный телефон, обучающие могут давать ответы на поставленный вопрос (это могут быть как индивидуальные ответы, так и работа в паре).

На этапе изучения нового материала при использовании приема работы с текстом “чтение с остановками”, предположения о том, что будет дальше учащиеся, могут поместить на доску, а после прочтения данной части текста,  идет обсуждение, с визуальной опорой на заметки, насколько точны были их предсказания.

Сервис может эффективно использоваться для совместного конспектирования, когда учащиеся  слушают лекцию или доклад, при этом совместно добавляют на  доску основные идеи  или вопросы, возникшие по ходу урока.

Создание доски Padlet может быть самостоятельным заданием. Можно использовать доску для совместного  сбора материалов по той или иной теме. Учащиеся при этом могут работать как всем классом, так и в группах. Все ресурсы будут собраны в одном месте, и не потеряются.

Этап рефлексии наглядно можно провести, используя данный сервис, в том числе, школьники могут разместить составленные синквейны.

В настоящее время рассматриваемый сервис предоставляет три варианта расположения записей, изображений, видео и анимации:

  • свободный режим,

сетка,

  • трансляция непрерывного потока.

Таким образом, учитель получает возможность не только совместной деятельности учащихся, но и создания учебных задач, основанных на приёме drag and drop, т.е. появилась возможность составить тест на восстановление последовательности или на соответствие.

В Padlet появилась еще одна возможность — создание ментальных карт. Если выбрать свободный режим, то все сообщения можно соединить при помощи стрелок. И таким образом создать ментальную карту.

Для того, чтобы учащиеся имели возможность быстрого доступа к материалам, расположенным на доске, удобно использовать технологию QR-кодирования. QR-код это одно из направлений дополненной реальности. Она объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала. Работая с Padlet, не надо дополнительно использовать генераторы QR кода, так как данный сервис предоставляет такую возможность. QR-коды, предоставляемые обучающимся, будут содержать ссылку на определенную доску Padlet. Для считывания QR-кодов на настоящее время существует огромное количество специальных программ. Почти для каждой модели телефона существует свое приложение (в зависимости от ОС смартфона


В зависимости от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке, QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, парные и групповые. 

Для предоставления доступа к какой-либо информации, размещенной на он-лайн доске, учитель может давать учащимся QR-код.

При изучении новой темы можно прикрепить QR-коды на стикеры в учебнике и расширить пространство изучаемого параграфа, добавив ссылки на дополнительный текст, графическую, видео и аудио информацию, заранее размещенную учителем на сервисе Padlet, тем самым сделав любой кабинет независимым от специального компьютерного оборудования.


Текст проверочной работы может быть размещен на сервисе, а обучающимся раздаются рабочие листы, на которых размещен QR-код данной работы. В виде кода могут предоставлены некоторые задания теста или проверочной работы, которые требуют, например, дополнительного визуального сопровождения. А после написания работы,с помощью кода школьникам может быть дан доступ к ответам, для того, чтобы провести само или взаимооценку.

Кроме того, задания творческого характера, разгадывания кроссвордов могут быть организованы с помощью данной технологии, когда вопрос или подсказка для него дается в виде QR-кода. Помогает данная технология и при организации дидактических игр – можно организовать QR-лото,QR-домино, QR-эстафету.

Создавая доску с информацией, изображениями и ссылками по определенной теме, работая над проектом, школьники могут сгенерировать для своей доски  QR-код. Получившиеся коды можно разместить на стенде, создав галерею QR-кодов. Таким образом, уроки с использованием QR-кода – это хорошая возможность для организации и проведения нестандартного, интересного, инновационного урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!