Конспект открытого урока по литературе в 9а классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием технологии проблемного обучения.
Тема: «Онегин в деревне».
Дата проведения: 19.01.2018г.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;
воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним историю создания романа.
Опрос:
– Сколько времени писал Пушкин свой роман? (Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).
– Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? (В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина).
– Сразу ли он был напечатан? (Он выходил отдельными главами).
-Каковы жанровые особенности произведения? (Роман в стихах)
– Назовите основные сюжетные линии (Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).
– Что говорил Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»? («Энциклопедия русской жизни»). Почему Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? (В пушкинском романе сказано так много о жизни России в начале XIX века, что если бы мы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» - мы бы все-таки знали многое).
2. – Расскажите о жизни Онегина в Петербурге
Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.
3.Целевая установка
На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило, а сегодня наша задача – углубить работу над образом Евгения Онегина и попытаться проникнуть в художественное своеобразие романа.
Анализ 2 главы «Онегин в деревне»
-Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? (Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… ).
-Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь?
-Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:
ДРУЖБА ЛЮБОВЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)
-Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.
Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…».
– Онегин переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду? (Чтобы показать героя в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок).
– С чего начинается 2 глава? (С описания деревни и замка). Зачитывают (1-2 строфа)
– О ком идет речь в 3 строфе? (Рассказывается о жизни дяди Евгения, который «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».)
– В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.
-Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?
Чтение 4 строфы.
–Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?
– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами). Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.
– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки. («Опаснейший чудак»).
-Почему соседи прекратили с ним дружбу? («Поступком оскорбясь таким»)
-Какое мнение о нём сложилось у соседей? («Сосед наш неуч, сумасбродит; он фармазон ..»).
Фармазон – член тайного общества; вольнодумец
– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман Кто приезжает в деревню? (в деревню приезжает Владимир Ленский).
Чтение 6,7,8 строф.
-Опишите Владимира Ленского. (Ленский – помещик, богатый, красавец, кудри чёрные до плеч, в полном цвете лет, поэт. Он из Германии приехал в деревню).
- Как был принят Ленский в деревне? (XII) (Как жених, так как был богат и хорош собою).
- Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).
-Почему Ленский сближается с Онегиным? (Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары...».
Ленский сближается с ним: «Они сошлись...» (строфа 13)
– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина? («От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной).
– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.
Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.
-О чем они спорят? Чтение XVI строфы. (Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих).
– Что же сближало Онегина и Ленского? (Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое. И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, - все это было дорого Онегину, ведь он сам когда-то был таким. Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца). Чтение 19 строфы.
Чтение 21,23.
-В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.
(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского).
-С каким чувством рисует Пушкин этот образ? (С иронией относится к выбору: «надоел он мне безмерно»).
–А Татьяна? Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Пушкин рассказывает о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть. Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).
Дополните предложение:
Татьяна любила …
Татьяна не любила …
-Каким чувством наполнены строки о Татьяне? (Пушкин любит свою героиню, восхищается ею).
Чтение 29-35 строф.
– Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).
- Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).
- Как относился к ней муж? (34 строфа) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).
- Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, на Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).
– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных? (Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское) (35 строфа).
– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу? (Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир).
– Что привлекает Ленского в Ольге? (Веселость, красота, жизнерадостность).
– А что может привлечь Онегина в Татьяне? (Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки).
5. Подведение итогов.
– Что мы узнали нового об Онегине?
6. Домашнее задание: Перечитать 3 главу; выполнить тестовые задания; выписать материал к характеристике Татьяны и Ольги.