СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиады по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики»; в прикрепленном файле, даны задачи № 1 за 1886 год (cтр. 18-19).

Просмотр содержимого документа
«Олимпиады по математике»

История олимпиады по математике

Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л. Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно.

Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики»; ниже даны задачи № 1 за 1886 год (cтр. 18-19):

  1. В большой шар, или другой формы сосуд, снабженный герметичным краном, накачивается воздух до давления в несколько атмосфер; затем кран запирают и по прошествии некоторого времени, напр. 1 часа, открывают его на столько, чтобы сжатый в сосуде воздух, выходя наружу, производил некоторый свист. Когда воздух, а стало быть и этот свист, прекратятся, кран опять запирают. Спрашивается почему, когда четверть часа после этого мы вторично откроем кран, опять будет слышно шипение выходящего из сосуда воздуха?

  2. Найти остаток при делении числа на 11.

  3. До какого числа нужно довести обыкновенную табличку Пифагора, чтобы сумма всех, заключающихся в ней, чисел была равно 36100?

  4. Если есть полный куб, то какая зависимость существует между a, b, c, d?

  5. Определить центр тяжести трапеции.

  6. Доказать теорему: если взять из какой-нибудь точки окружности, описанной около треугольника, провести к трем его сторонам перпендикуляры, то их основания будут лежать на одной прямой (носящей название прямой Симсона).

  7. Вписать в данный круг крестообразную фигуру, состоящую из пяти равных квадратов.

  8. Построить треугольник по биссектрису угла при вершине, радиусу круга писанного и разности углов при основании.

  9. Построить параллелограмм так, чтобы вершины его лежали на сторонах данного четырехугольника, а диагонали проходили через точки пересечения противоположных сторон четырехугольника.

  10. В данный сегмент вписать прямоугольник наибольшей площади.

В самом начале 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей математики. Участниками съезда были учителя со всех губерний России и преподаватели важнейших её вузов, всего 1217 участников и гостей съезда. В числе идей, прозвучавших на съезде и способствующих лучшему овладению математикой, была идея СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ учащихся в разных формах [Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики. СПБ.: Тип. «Север», 1913. Т. I. 609 с.; Т. II. 363 с.; Т. III. 113 с], а также большая индивидуализация «тропинок» знаний.

Реализована эта идея состязательности была уже в Советской России. В 1933 году член-корреспондент Академии наук СССР Борис Николаевич Делоне (1890-1980) предложил четкую продуманную систему работы со школьниками, ядром которой должны были стать школьные кружки и кружки при районных и городских Домах пионеров. Итогом этой работы в течение учебного года, не умаляя значения и других форм состязания, например матбоёв, должны были стать олимпиады, выявляющие по типу спортивных состязаний победителей [Рукшин С. Е. Математические соревнования в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Первые 50 лет. Ростов н/Д: Изд-кий центр «МарТ», 2000. 320 с.].

В сентябре 1933 года созданный под руководством Б. Н. Делоне оргкомитет рекомендовал провести школьные и районные туры олимпиад до января 1934 года, а заключительный городской тур – в феврале-марте 1934 года. Что и было осуществлено. В первые годы проведения олимпиад не было разделения участников по классам – всем давались одни и те же задачи. Но уже с 1936 года в Ленинграде стали устраивать олимпиаду и для учеников 5-7 классов. С 1935 года олимпиады по математике проводятся и в Москве, что совпало с переездом в том же году туда Б.Н. Делоне [Одинец В.П. Об истории математических олимпиад в Ленинграде – Санкт-Петербурге // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1. Математика. Механика. Информатика. – 2017. – №22. – С.55-61].


Скачать

© 2022 97 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!