СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку и критерии их оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные олимпиадные задания можно использовать в подготовительном, классном и школьном туре в рамках проведения месячника по русскому языку в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку и критерии их оценивания»


Олимпиадные задания по русскому языку

4 класс, школьный тур


Ф.И._______________________________________________Класс_________



Задание №1. [г в `о з т’] [п а л а т’ `э н ц э] [к а н’ к’ `и] [`я с т р и п] [с й` э с т] [г р `а м ы]

В каких фонетических транскрипциях допущены ошибки? Выпиши и исправь ошибки. _______________________________________________________________________________________


Запиши, каким словам соответствуют верные транскрипции? Постарайся найти все случаи. _______________________________________________________________________________________


Задание №2. Переставляя буквы в данных существительных, образуй новые. Какого склонения получились слова? Тьма, баня, волос, кулак, пони.

_______________________________________________________________________________________


Задание №3. Разгадай шарады.

Мой первый слог - животное морское,

за ним охотятся порой

А междометие второй,

Всё – государство, но какое?________________


Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. ____________________

Задание №4. Сколько в стихотворении слов с окончанием -о? Выпиши эти слова.

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло… _________________________________________________________________________


Задание №5. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.

а) поездка, полка, посмотреть, посадка -____________________________________________________

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки___________________________________________________

в) жалость, жалоба, жалкий, жалить_______________________________________________________

г) кресло, бревно, пальто, число, весло ____________________________________________________

д) звук, жест, долг, глаз, рукав ___________________________________________________________

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь ________________________________________________


Задание №6. Подбери прилагательные к данным существительным, укажи род:

_________________ картофель, ___________________ фасоль, ______________________ какао, _______________________ кофе, ______________________ радио, _________________ тюль.


Задание №7. Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.

Нес медведь, шагая (к)рынку, ____________________________________

На продажу меду (к)рынку, ______________________________________

Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –_________________________________

Осы вздумали (на)пасть, _________________________________________

Мишка с армией (о)синой________________________________________

Дрался вырванной (о)синой, _____________________________________

Мог ли в ярость он не (в)пасть____________________________________

Если осы лезли (в)пасть, _________________________________________

Жалили куда (по)пало, __________________________________________

Им за это и (по)пало_____________________________________________

Задание №8. Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.

  1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________

  2. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________

  3. Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? __________________________

Задание №9. Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами или словосочетаниями.

Яблоку негде упасть. ____________________________________________________________

Слышно, как муха пролетит. ______________________________________________________

Сел в галошу. _________________________________________________________________

Как рыба в воде. _______________________________________________________________

Сидеть, как на иголках. _________________________________________________________

Комар носа не подточит. __________________________________________________________

Родился в рубашке. ______________________________________________________________


Задание №10. Укажи эпитет, рифму, сравнение, метафору, олицетворение:

луна, как бледное пятно - _______________________

весёлый треск - _______________________________

шепчется листва - _____________________________

летом – цветом - ______________________________

берёзовый ситец - _____________________________

Задание №11. Прочитай текст.

Старый русский алфавит состоял только из заглавных букв. С появлением книг появились и разные шрифты – печатный и письменный. Чуть позднее стали выделять два вида букв – большие (заглавные) и маленькие (строчные).

О чём автор хотел сказать нам в тексте? Выдели наиболее точный ответ на этот вопрос:

а) о различных шрифтах русского алфавита; б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите;

в) о том, что важно научиться писать заглавные буквы.


























Ответы



Задание №1- максимально 7 баллов

Найдена транскрипция с ошибкой – по 1б; верная транскрипция – по 1б; слово без ошибок – по 1б. Если указаны неверные транскрипции или слова написаны с ошибками, то за каждую позицию (транскрипция или слово) снимается по 1 баллу. Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Считаются верными ответы:

1) [г в `о з т’] - [г в `о с’ т’] [`я с т р и п] - [й’`а с т р’ и п]

2) полотенце, коньки, съезд, съест, граммы.


Задание №2 - максимально 5 баллов

За каждый верное слово – 0,5 балла; за верное определение склонения – по 0,5балла.

Считаются верными ответы: мать (3 скл.), баян (2 скл.), слово (2 скл.), кукла (1 скл.), пион (2 скл.).


Задание №3 –максимально 2 балла

За каждое верное слово – 1 балл. Считаются верными ответы: Китай, пирог.


Задание №4 - максимально 4 балла

За каждый верный ответ – 0,5 балла, за 1 ошибку снимается 1 балл.

Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло.


Задание №5 - максимально 6 баллов

За каждое верно подчеркнутое лишнее слово – 0,5 балла, за доказательство – по 0,5 балла

Варианты ответа:

а) поездка, полка, посмотреть, посадка – без приставки

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки – изменяется по числам

в) жалость, жалоба, жалкий, жалитьне является однокоренным

г) кресло, бревно, пальто, число, весло - несклоняемое

д) звук, жест, долг, глаз, рукавдва слога

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь – женского рода


Задание №6 - максимально 3 балла

Подбери прилагательные к данным существительным:

м. р. жареный картофель, ж. р. теплолюбивая фасоль,

ср. р. сладкое какао, м. р. растворимый кофе

ср. р. дорожное радио, м. р. прозрачный тюль 3балла (по 0,5)



Задание №7- максимально 10 баллов

Правильно раскрыты скобки – по 0,5 балла; правильно указана часть речи – по 0,5 балла

Считаются верными ответы:

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть –

Осы вздумали напасть,

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Задание №8 - максимально 3 балла

За каждый верный ответ - 1 балл.

Считаются верными ответы: улица, солдат, варежки


Задание №9 - максимально 7 баллов

Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий.


Задание №10 - максимально 5 баллов

За каждый верный ответ – по 1баллу.

Считаются верными ответы:

луна, как бледное пятно - сравнение

весёлый треск - эпитет

шепчется листва - олицетворение

летом – цветом - рифма

берёзовый ситец - метафора

Задание №11 - максимально 2 балла

верный ответ: б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите – 2 балла.










Максимальное итоговое количество баллов в работе – 61.




Скачать

© 2017 1488 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!