Рассмотрено на заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ
гуманитарных дисциплин Зам. директора по ООД
Протокол № _______ ______ Ю.Н. Маркелова
от «___»__________ 2017 г. «___»__________ 2017 г.
Председатель ПЦК_______И.В. Атаманчук
Олимпиадные задания к зональному этапу по дисциплине «История»
для обучающихся профессиональных образовательных организаций
Восточной зоны Оренбуржья 2017 г
Общее число заданий в работе - 6. Максимальное количество баллов за всю работу - 26 баллов.
Время на выполнение данной работы – 120 минут.
Желаем удачи!
Задание № 1. Перед Вами плакаты трёх крупных военных конфликтов, в которых принимала участие Россия в XX в. Определите, о каких войнах идёт речь, и укажите, к какой войне относится каждый из плакатов.
Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за название каждого военного конфликта (3 балла). По 0,5 балла за каждое верное соотнесение (3 балла).
Задание № 2. Перед Вами карта. Решите задания приведенные ниже.
Задание оценивается в 3 балла. По 1 баллу за имя императора, название и хронологические рамки войны, и название и условия мирного договора.
Задание 2.1. Напишите имя российского императора, к годам правления которого относится данная война.
Задание 2.2. Напишите название данной войны и ее хронологические рамки.
Задание 2.3. Напишите название мирного договора и его основные условия.
Задание № 3. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание оценивается по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 3 балла.
Автор А) А.И. Герцен Б) П.А. Кропоткин В) П.Я. Чаадаев Г) Н.Г. Чернышевский Д) В.И. Ленин Е) Л.Н. Толстой | Произведение 1) «Что делать?» 2) «Философические письма» 3) «Былое и думы» 4) «Империализм как высшая стадия капитализма» 5) «Государство и его роль в истории» 6) «Не могу молчать» 7) «Государственность и анархия» |
Задание № 4. Определите имя государственного деятеля по описанию.
Задание оценивается по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 3 балла.
Задание № 4.1. Советский и российский дипломат и государственный деятель. Министр иностранных дел Российской Федерации с 9 марта 2004 года.
Задание № 4.2. Немецкий государственный и политический деятель. С 22 ноября 2005 года — федеральный канцлер Германии.
Задание № 4.3. Российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года. Стал самым молодым в истории Российской Федерации главой правительства (в 35 лет).
Задание № 5. Прочтите текст, ответьте на вопросы.
Задание оценивается в 5 баллов. Задание 5.1. – 1 балл, задания 5.2. и 5.3. – по два балла каждое.
«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всего в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград еще ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решается судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.
В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, как гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра… Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в ее руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и еще долгое время спустя Дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние, наконец, не решились распустить ее».
Задание 5.1. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.
Задание 5.2. Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной?
Задание 5.3. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении?
Задание № 6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.
«Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства».
Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих данную оценку, и три аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
3)
Аргументы в опровержение:
1)
2)
3)
Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за каждый аргумент.
Рассмотрено на заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ
гуманитарных дисциплин Зам. директора по ООД
Протокол № _______ ______ Ю.Н. Маркелова
от «___»__________ 2017 г. «___»__________ 2017 г.
Председатель ПЦК_______И.В. Атаманчук
Эталоны ответов, критерии проверки и оценки
олимпиадных заданий к зональному этапу по дисциплине «История»
для обучающихся профессиональных образовательных организаций
Восточной зоны Оренбуржья 2017 г
Общее число заданий в работе - 6. Максимальное количество баллов за всю работу - 26 баллов.
Время на выполнение данной работы – 120 минут.
Желаем удачи!
Эталоны ответов:
Задание № 1.
Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за название каждого военного конфликта (3 балла). По 0,5 балла за каждое верное соотнесение (3 балла).
Военный конфликт | Первая мировая война | Гражданская война | Великая Отечественная война |
№ плаката | А, Е | Г, Д | Б, В |
Задание № 2. Задание оценивается в 3 балла. По 1 баллу за имя императора, название и хронологические рамки войны, и название и условия мирного договора.
Задание 2.1. Александр Второй 1855-1881гг.
Задание 2.2. русско-турецкая война 1877−1878 гг.
Задание 2.3. 19 февраля 1878 года был подписан Сан-Стефанский договор, условия которого сделали Болгарию автономным славянским княжеством, а Черногория, Сербия и Румыния стали независимыми державами.
Задание № 3. Задание оценивается по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 3 балла.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 5 | 2 | 1 | 4 (1) | 6 |
«1» может быть указано два раза в позиции Г и Д
Задание № 4. Задание оценивается по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 3 балла
Серге́й Ви́кторович Лавро́в — советский и российский дипломат и государственный деятель. Министр иностранных дел Российской Федерации с 9 марта 2004 года.
А́нгела Дороте́я Ме́ркель — немецкий государственный и политический деятель. С 22 ноября 2005 года — федеральный канцлер Германии.
Серге́й Владиле́нович Кирие́нко — российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года. Стал самым молодым в истории Российской Федерации главой правительства (в 35 лет).
Задание № 5. Задание оценивается в 5 баллов. Задание 5.1. – 1 балл, задания 5.2. и 5.3. – по два балла каждое.
Задание 5.1. Октябрьская революция (Октябрьский переворот) – возможны оба определения. 26 октября – начало ноября 1917 г.
Задание 5.2.
1. - в руках большевиков оказался Петроград со всеми его учреждениями - существовавшее до выступления большевиков правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость - военная сила была на стороне большевиков 2. - большевики захватили власть только в Петрограде - были возможны столкновения между частями, верными Керенскому, и частями, выступавшими на стороне большевиков - в Москве происходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами - петроградская Дума вела борьбу против большевиков |
Задание 5.3.
1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно. 2. При аргументации высказанного суждения может быть отмечено, например, что об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее: - выступление большевиков названо переворотом - автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков - автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистский сил - приводится оценка Петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоящего большевикам |
Задание № 6. Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за каждый аргумент.
Аргументы в подтверждение:
Вторая точка зрения.
1) Пугачев объявил себя «мужицким царем Петром III»;
2) Пугачев создал Военную коллегию, гвардию, учредил министерские посты, то есть похожую модель государственного устройства;
3) восставшие мечтали о создании справедливого царства, о введении в государстве порядков казачьего круга с выборностью должностных лиц.
Аргументы в опровержение:
Целями восстания являлись:
1) уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов;
2) ликвидация помещичьего землевладения;
3) ликвидация дворянского сословия;
4) восставшие мечтали о создании справедливого царства, о введении в государстве порядков казачьего круга с выборностью должностных лиц.
Оценивание
1 место – от 24 до 26 баллов
2 место – от 21 до 23 баллов
3 место – от 18 до 20 баллов
Методические рекомендации
по проведению олимпиады зонального этапа по дисциплине «История»
для обучающихся профессиональных образовательных организаций
Восточной зоны Оренбуржья 2017 г
Структура заданий
Задания для зонального этапа олимпиады по дисциплине «История» составлены на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Включают в себя: работу с наглядностью (плакаты и карта); задание на установление соответствия; задание на определение субъекта по описанию; работу с текстом; аргументация в подтверждение и опровержение высказывания.
Рекомендуемое время для проведения олимпиады – 2 астрономических часа.
Критерии оценивания заданий
Задание 1. Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за название каждого военного конфликта (3 балла). По 0,5 балла за каждое верное соотнесение (3 балла).
Задание 2. Задание оценивается в 3 балла. По 1 баллу за имя императора, название и хронологические рамки войны, и название и условия мирного договора.
Задание 3. Задание оценивается по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 3 балла.
Задание 4. Задание оценивается по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 3 балла.
Задание 5. Задание оценивается в 5 баллов. Задание 5.1. – 1 балл, задания 5.2. и 5.3. – по два балла каждое.
Задание 6. Задание оценивается в 6 баллов. По 1 баллу за каждый аргумент.
Итого: 26 баллов
Оценивание
1 место – от 24 до 26 баллов
2 место – от 21 до 23 баллов
3 место – от 18 до 20 баллов