ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Вариант 1
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) Живность, овен, дзюдо; 3) древко, созыв, оптовый;
2) лечо, дефис, дралась; 4) сливовый, бездарь, статуя.
2. Какие звуки может обозначать на письме буква з? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.
3. Исправьте грамматические ошибки в конструкции предложений с деепричастными оборотами.
1) Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.
2) Написав письмо, г-ну де Тревилю следовало запечатать его.
4. В следующем высказывании говорится о (об) __________ стиле.
Этот стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Для него характерны простота, доступность изложения. Языковые средства придают речи выразительность, необычность, напряжение.
1) Разговорном; 3) официально-деловом;
2) публицистическом; 4) научном.
5. Для текстов научного стиля не характерно(-а):
1) логическая последовательность изложения;
2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;
3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
4) научная фразеология.
6. Какие слова в русском языке можно назвать словами-двойниками? Приведите примеры таких слов. Каким термином (терминами) их называют?
7. Разговорную окраску имеют слова:
1) дедушка, картошка; 3) подвиг, целесообразно;
2) искатель, языкознание; 4) геройский, шататься.
8. Фразеологические обороты широко используются:
1) только в разговорном стиле;
2) только в публицистическом стиле;
3) только в языке художественной литературы;
4) во всех стилях.
9. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых все согласные звуки являются глухими.
10. Какими фразеологизмами можно заменить данные слова?
1) Рослый, плечистый;
2) грустить;
3) быстро передвигаться;
4) фрукт, из-за которого произошла ссора
Вариант 2
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. Расставьте ударение.
1) Скула; 2) блокировать; 3) пломбировать; 4) бомбардировать; 5) суммировать.
2. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение?
1) Полька; 2) француженка; 3) чешка; 4) финка; 5) голландка.
3. Одинаковы ли по звуковому составу корни в словах?
Дело, делать, делить, деление.
4. Какое противоречие можно усмотреть в словах женитьба и свадьба с точки зрения их значения и правописания?
5. Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?
6. В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы. Объясните, что значит в этом названии слово успение. Есть ли в современном русском языке родственные ему? Назовите их.
7. Определите правильное продолжение предложения: «Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования…».
1) Ваши пожелания будут приняты к сведению;
2) сообщаем, что оборудование будет поставлено в сроки, соответствующие договору;
3) сроки поставки оборудования могут быть изменены в соответствии с договором;
4) договор требует уточнения сроков поставки оборудования.
8. Как изменится значение глагола сказала в предложении: «Она сказала, что ей помогли», если союз что заменить союзом чтобы?
9. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
1) Повесить нос; 3) как кошка с собакой;
2) хоть отбавляй; 4) сложа руки.
ОТВЕТЫ:
Вариант 1
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. 4).
2. Звуки [з], [с], [щ’] – роза, рассказ, рассказчик.
3. 1) Подходя к калитке, он услышал, как пробило десять часов. 2) Написав письмо, г-н де Тревиль запечатал его.
4. Публицистический стиль.
5. 2), 3).
6. Синонимы: дом, хата, изба.
7. 1), 4).
8. 4).
9. Вариант: Тапки стоят и тихо спят у Пети. Сад усох, и так печет в очах от тоски.
10. 1) Косая сажень в плечах; 2) повесить нос; 3) сломя голову; 4) яблоко раздора.
Вариант 2
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. Скула, блокировать, пломбировать, бомбардировать, суммировать.
2. 2).
3. Нет, так как в 1-м и 2-м словах в корне звук [л], а в 3-м, 4-м – звук [л’].
4. Правописание слова женитьба подчинилось морфологическому принципу (от глагола женить), а свадьба (от сватать) – фонетическому.
5. Гул, куль, тля. «Четвертое лишнее» – нель.
6. Успение – смерть, кончина (церк.).
Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.
7. 2).
8. 1) «Сказала» – сообщила; 2) «сказала» – попросила.
9. 1) Повесить нос – воспрянуть духом; 2) хоть отбавляй – кот наплакал; 3) как кошка с собакой – душа в душу; 4) сложа руки – засучив рукава.