СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса»

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Вариант 1

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) Живность, овен, дзюдо; 3) древко, созыв, оптовый;

2) лечо, дефис, дралась; 4) сливовый, бездарь, статуя.

2. Какие звуки может обозначать на письме буква з? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.

3. Исправьте грамматические ошибки в конструкции предложений с деепричастными оборотами.

1) Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.

2) Написав письмо, г-ну де Тревилю следовало запечатать его.

4. В следующем высказывании говорится о (об) __________ стиле.

Этот стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Для него характерны простота, доступность изложения. Языковые средства придают речи выразительность, необычность, напряжение.

1) Разговорном; 3) официально-деловом;

2) публицистическом; 4) научном.

5. Для текстов научного стиля не характерно(-а):

1) логическая последовательность изложения;

2) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;

3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

4) научная фразеология.

6. Какие слова в русском языке можно назвать словами-двойниками? Приведите примеры таких слов. Каким термином (терминами) их называют?

7. Разговорную окраску имеют слова:

1) дедушка, картошка; 3) подвиг, целесообразно;

2) искатель, языкознание; 4) геройский, шататься.

8. Фразеологические обороты широко используются:

1) только в разговорном стиле;

2) только в публицистическом стиле;

3) только в языке художественной литературы;

4) во всех стилях.

9. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых все согласные звуки являются глухими.

10. Какими фразеологизмами можно заменить данные слова?

1) Рослый, плечистый;

2) грустить;

3) быстро передвигаться;

4) фрукт, из-за которого произошла ссора



Вариант 2

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. Расставьте ударение.

1) Скула; 2) блокировать; 3) пломбировать; 4) бомбардировать; 5) суммировать.

2. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение?

1) Полька; 2) француженка; 3) чешка; 4) финка; 5) голландка.

3. Одинаковы ли по звуковому составу корни в словах?

Дело, делать, делить, деление.

4. Какое противоречие можно усмотреть в словах женитьба и свадьба с точки зрения их значения и правописания?

5. Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

6. В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы. Объясните, что значит в этом названии слово успение. Есть ли в современном русском языке родственные ему? Назовите их.

7. Определите правильное продолжение предложения: «Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования…».

1) Ваши пожелания будут приняты к сведению;

2) сообщаем, что оборудование будет поставлено в сроки, соответствующие договору;

3) сроки поставки оборудования могут быть изменены в соответствии с договором;

4) договор требует уточнения сроков поставки оборудования.

8. Как изменится значение глагола сказала в предложении: «Она сказала, что ей помогли», если союз что заменить союзом чтобы?

9. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

1) Повесить нос; 3) как кошка с собакой;

2) хоть отбавляй; 4) сложа руки.





ОТВЕТЫ:

Вариант 1

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. 4).

2. Звуки [з], [с], [щ’] – роза, рассказ, рассказчик.

3. 1) Подходя к калитке, он услышал, как пробило десять часов. 2) Написав письмо, г-н де Тревиль запечатал его.

4. Публицистический стиль.

5. 2), 3).

6. Синонимы: дом, хата, изба.

7. 1), 4).

8. 4).

9. Вариант: Тапки стоят и тихо спят у Пети. Сад усох, и так печет в очах от тоски.

10. 1) Косая сажень в плечах; 2) повесить нос; 3) сломя голову; 4) яблоко раздора.



Вариант 2

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. Скула, блокировать, пломбировать, бомбардировать, суммировать.

2. 2).

3. Нет, так как в 1-м и 2-м словах в корне звук [л], а в 3-м, 4-м – звук [л’].

4. Правописание слова женитьба подчинилось морфологическому принципу (от глагола женить), а свадьба (от сватать) – фонетическому.

5. Гул, куль, тля. «Четвертое лишнее» – нель.

6. Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.

7. 2).

8. 1) «Сказала» – сообщила; 2) «сказала» – попросила.

9. 1) Повесить нос – воспрянуть духом; 2) хоть отбавляй – кот наплакал; 3) как кошка с собакой – душа в душу; 4) сложа руки – засучив рукава.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!