СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по обществознанию школьного тура 8 класс 2023-2024уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по обществознанию школьного тура 8 класс 2023-2024уч.г.»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 2023-2024г.

1. Выберите верные утверждения.

  1. Стереотипы восприятия способствуют глубокому рассмотрению личностных черт каждого индивида.

  2. Шовинизм предполагает возвеличивание одной нации за счёт противопоставления её остальным.

  3. Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

  4. Введение на рынке обязательного лицензирования делает рынок более конкурентным.

  5. Кааба является священным объектом для буддистов.

Ответы:
  1. Перед вами изображения стадий общественной эволюции в соответствии с концепцией одного обществоведческого мыслителя. Расположите обозначения иллюстраций в верной хронологической последовательности, т. е. от ранней (1) к поздней (5).

А.







Б.


3-4. Решите логическую задачу.

Проанализируйте следующее высказывание и ответьте на поставленный вопрос.

Глава правительства Иксляндии опроверг информацию о том, что его правительство не собирается препятствовать установлению запрета на субсидирование малого бизнеса.

  1. Означает ли это, что он поддерживает субсидирование малого бизнеса? Варианты ответа:

  1. Поддерживает

  2. Не поддерживает

  3. Невозможно определить


  1. Сколько отрицаний представлено в данном высказывании?


  1. Решите экономическую задачу.

Ирина, окончившая Школу волшебства, решила устроиться на работу. Ей приглянулись три вакансии: стажёр-исследователь в Министерстве дней рождения, пилот голубого вертолёта и продавщица эскимо. В Министерстве нужно работать 40 часов в неделю, пилотом – 30, а продавщицей – 35. В Министерстве месячная зарплата составляет 320 тысяч тугриков. Пилот за месяц зарабатывает 216 тысяч тугриков, а продавщица – 294 тысячи тугриков. Независимо от уровня дохода, 10 % дохода уплачивается в качестве налогов.

Какую сумму налога за месяц она уплатит, выбрав должность с наибольшей почасовой оплатой? В Волшебной стране каждый месяц длится 28 дней. Ответ дайте в тугриках (указав только число).

6-10. Решите правовую задачу.

Семнадцатилетний Михаил осенью решил устроиться на работу курьером. На момент трудоустройства он учился в 10 классе общеобразовательной школы и готовился к экзаменам. Чтобы узнать о своих правах и обязанностях, Михаил решил обратиться к вам. Помогите Михаилу, ответив на вопросы.


  1. Чему равна максимальная продолжительность ежедневной работы для Михаила (в часах)? В ответе укажите только число.


  1. Как изменился бы ваш ответ на первый вопрос, если бы Михаил работал во время летних каникул? В ответе укажите только число – максимальную продолжительность ежедневной работы для Михаила (в часах).

  2. Как называется документ, заключаемый Михаилом и его работодателем и лежащий в основе их правоотношений?


  1. Выберите все верные утверждения о ежегодном основном оплачиваемом отпуске Михаила.

А. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составит 28 дней.

Б. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составит 31 день.

В. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составит 60 дней.

Г. Михаил имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск после истечения 6 месяцев непрерывной работы.

Д. Михаил имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск после истечения 1 года непрерывной работы.

Е. Михаил имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время.

Ж. Михаил обязан согласовать время отпуска с родителями.


10.Как называется нормативный правовой акт, в котором содержатся ответы на вопросы Михаила?


11-14. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    1. Люди сталкиваются с войнами на протяжении всей своей социальной истории. Как правило, они не стремились что-то противопоставить войне, но пытались объяснить, почему им важно вести войну, почему это необходимо и достойно. Подходы к войне, которые мы сейчас называем пацифистскими, долгое время оставались некоторым исключением в интеллектуальной истории человечества. Слово «пацифизм» появилось довольно поздно, его начали использовать в начале XX века. Оно происходит от двух латинских слов: pax —

«мир» и facio — «делать». Несмотря на то что слово появилось сравнительно недавно, пацифистские идеи имеют долгую историю.

    1. В V веке до нашей эры в Древнем Китае существовало учение, которое можно рассматривать как пример одной из первых пацифистских теорий. Оно связано с именем древнекитайского мудреца и военного инженера, которого звали Мо-цзы. Суть его учения заключается в утверждении существования божественного универсального закона любви. Философ считал, что, если мы начнем относиться друг к другу с почтением и уважением, мы заметим, как исчезнут убийцы и воры. Если же государства начнут относиться друг к другу, ориентируясь на небесный закон любви, то исчезнут все войны. Мо-цзы также говорил, что война приносит разрушения, необработанные земли, множество смертей, но не дает богатства, процветания и благой жизни. Еще один аргумент Мо-цзы строится на противоречии войны: убийство одного человека мы проклинаем и называем преступлением, осуждая преступника, но когда сталкиваемся с массовыми убийствами, то мы называем это дело войной и прославляем воинские доблести.

    2. Удивительным образом Мо-цзы предлагает почти все значимые аргументы, которые в дальнейшем будут использоваться в критике войны: апелляция к божественному закону; прагматические рассуждения; моральная и правовая критика убийства большого количества людей. В дальнейшем идеи Мо-цзы не получили серьезного распространения, но это интересный исторический пример возникновения мощной пацифистской доктрины. В то же время в нем не стоит видеть абсолютного пацифиста: все, что говорил Мо-цзы, относилось к войнам, которые мы называем агрессивными и наступательными. Он пояснял, что есть оборонительные и карательные войны, когда необходимо браться за оружие: если на нас напали, то мы вынуждены обратиться к военному насилию, если государь нарушает законы неба, то мы должны ответить на это. Мо-цзы — отличный пример ограниченного пацифиста, к позиции которого склоняется большинство пацифистов.

    3. В западной традиции пацифизм возникает с появлением христианства. Заповеди Христа, заповеди блаженства, Нагорная проповедь — все это послужило источником для представления о том, что христианин должен отказываться от насилия, не противиться насилию, подставить другую щеку. Это основные нормативные установки, с которыми христианство подходит к пониманию насилия и войны. Бóльшая часть христианских общин в первые столетия существования христианства действительно стояла на довольно радикальных пацифистских позициях: они отказывались служить в римской армии, не брались за оружие, иногда принимая мученическую смерть. В дальнейшем эта ситуация изменилась, и с принятием христианства в качестве государственной религии начинает развиваться христианская доктрина справедливой войны, которая объясняет, почему христианин может участвовать в войнах и не нарушать при этом никаких божественных заповедей.

    4. Если говорить о современных философских интерпретациях пацифизма, то можно выделить две теории. Первая теория — этическое учение, которое предлагает оценивать последствия наших действий и исходя из этой оценки давать заключение о том, насколько наши действия моральны или аморальны. Для этой теории война неприемлема, поскольку она всегда вредоносна, приводит к ужасам и негативным последствиям, которые на своеобразной чаше весов не перевешивают все возможные выгоды от войны. Вторая теория говорит о некой обязанности соблюдать требования различных моральных законов, то есть у нас есть моральный долг перед базовыми моральными принципами, которыми мы должны всегда руководствоваться в своей деятельности. В качестве морального правила может выступать как раз заповедь «не убий» или что-то другое.

(По материалам сайта ПостНаука)

11.Соотнесите фрагменты текста (абзацы) с формулировками подзаголовков из предложенного списка. Также определите, какая из фраз может озаглавить весь текст. Обратите внимание на то, что в списке дано больше формулировок, чем требуется в задании.

А) Современные философские теории войны Б) Первая пацифистская доктрина

В) История и философия пацифизма Г) Справедливая война как доктрина пацифизма

Д) Варианты философского обоснования пацифизма

Е) ограниченный и абсолютный пацифизм

Ж) Значение пацифистского учения Мо-цзы

З) Понятие пацифизма И) Эволюция подходов к войне в христианстве


  1. На основе прочитанного текста определите, какие из перечисленных суждений являются верными (прямо следуют из текста), какие неверными (прямо противоречат содержанию текста), а какие не имеют прямого отношения к тексту (то есть на основании текста нельзя сделать вывод о том, верны они или нет).

  1. Появление слова «пацифизм» придало идеям против войны главенствующее место в интеллектуальной истории человечества.

  2. В учении Мо-цзы критика войны основана на сопоставлении разных по масштабу случаев применения божественного закона.

  3. Прагматический аргумент против войны Мо-цзы связан с разграничением агрессивного и оборонительного типов войн.

  4. Ограниченный пацифизм Мо-цзы предполагает возможность использования военных средств для восстановления божественного закона.

  5. Раннему христианству была характерна позиция абсолютного пацифизма.

  6. Все аргументы Мо-цзы против войны соотносятся только с одной из двух названных современных этических теорий.


13-14. Используя текст и знания обществоведческого курса, вставьте пропущенные слова в предложения.

В этом тексте описаны некоторые исторические источники пацифизма. Так, учение Мо-цзы некоторое время конкурировало с главным этико-философским учением Древнего Китая — (А). В западной традиции идеи пацифизма связывались с христианством — одной из трех (Б) религий.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!