Олимпиадные задания по теме «Общество»
Выберите верный ответ (один или несколько):
№ п/п | Задание | Ответ | Баллы |
1 | Общество – это: а) сфера бытия человека; б) продукт жизнедеятельности людей; в) «вторая природа»; г) отделившаяся от природы часть материального мира | а,в,г | 1 |
2 | Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как: а) сферу бытия человека; б) цивилизацию; в) отделившаяся от природы часть материального мира; г) систему | г | 1 |
3 | В самом широком смысле слова общество представляет собой: а) группу людей, осуществляющих какую-либо деятельность б) группу людей, объединенных общностью происхождения в) естественно историческую форму жизнедеятельности людей г) все население станы | г | 1 |
4 | Формой объединения людей в обществе являются (ется): а) СМИ; б) социальная стратификация в) представительское общение г) профессиональная армия. | г | 1 |
5 | Для традиционного общества характерны следующие черты: а) преобладание государственной и общинной собственности; б) рациональное восприятие мира; в) стремление жить в гармонии с природой; г) подчинение личности обществу | | |
6 | Для индустриального общества характерны следующие черты: а) преобладание государственной и общинной собственности; б) бурное развитие промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники; в) стремление жить в гармонии с природой; г) подчинение личности обществу | б | 1 |
7 | Какой из признаков характерен для постиндустриального общества: а) высокая степень урбанизации; б) развитое промышленное производство; в) широкое производство товаров массового потребления; г) высокоразвитая инфраструктура. | г | 1 |
8 | Из приведённого ниже списка выберите философов Древней Греции: Платон Б) Марк Аврелий. В) Цицерон. Г) Аристотель Д) Аврелий Августин. | а,г | 1 |
9 | Из приведённого ниже списка выберите представителей немецкой классической философии: Ш. Монтескье Б) Ф. Бэкон В) К. Маркс Г) Р. Декарт Д) И. Кант. | в,д | 1 |
10 | Из приведённого ниже списка выберите представителей английской философии: У. Оккам; Б) И. Кант; В) Ф. Бэкон; Г) Д. Дидро; Д) Л.А. Фейербах. | АВ | 1 |
11 | Знание можно считать истинным, если оно а) сформулировано просто и непротиворечиво; б) соответствует мнению большинства людей; в) соответствует предмету познания; г) сформулировано в виде теории. | в | 1 |
12 | Истина – это знание, а) добытое житейским опытом; б) добытое только научным путем; в) отражающее объективные свойства предмета; г) простое и доступное для понимания каждому. | в | 1 |
13 | С точки зрения эмпириков, критерием истины является а) теоретическое доказательство; б) согласие с ранее полученными знаниями; в) опыт; г) соглашения ученых. | в | 1 |
Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
2.1. Индустриальное общество характеризуется низким уровнем урбанизации.
2.2. Критерием выделения традиционного и индустриального обществ является человек и формы его деятельности.
2.3. Общество возникает в результате антропогенеза.
2.4. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.
2.6. В аграрном обществе существует развитая и сложная система разделения труда.
2.7. Человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | 2.10 |
нет | нет | нет | да | | нет | нет | | | |
3 . По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого ряда.
Человечество в целом; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; объединение людей для определенной цели
____________________________________________________________________________________
Семья, государство, церковь, право.
_______________________________________________________________________________
Естественная среда обитания человека; кладовая ресурсов; источник эстетического настроения.
__________________________________________________________________________________________
Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
Абстракция, индукция, синтез, сравнение.
Формирование и развитие системы конурбаций и мегаполисов, повышение значимости «глобальных» городов, опережающий рост численности городского населения по сравнению с населением Земли в целом.
Ответ:
4.1. Методы теоретического исследования
4.2. Процессы урбанизации
5. Установите причинно-следственные связи указанных ниже процессов и явлений. В схему впишите только порядковые номера.
1) Возникновение человеческого общества.
2) Массовое промышленное производство.
3) Ухудшение среды обитания.
4) Переход к производящему хозяйству.
5) Рост городского населения.
6) Переход к индустриальному развитию.
Ответ:
ОТВЕТ №5: 1 – 4 – 5 – 6 – 2 – 3
6.Установите соответствие
Между авторами и их трудами.
| Автор | | Теория |
1 | Н. Макиавелли | А | «Политика» |
2 | Аристотель | Б | «О граде Божьем» |
3 | Аврелий Августин | В | «Законы» |
4 | Платон | Г | «Государь» |
Ответ:
6.1. ГАБВ
7. Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
Общество совершенно не связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе революции биосферы. Земля является "домом человечества", окружающая человека природа - это сфера и условия его жизнедеятельности. Человек включен в природу, он - частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека.
Природа оказывает многостороннее воздействие на развитие общества. Жизнь и эволюция общества зависят от природных условий, запаса природных ресурсов. Влияние природы на развитие общества, человека находится в зависимости от исторического этапа, ступени развития общества. В поступательном движении человеческой цивилизации ослабевает воздействие общества на природу. Общество и природа в своем единстве образуют саморазвивающуюся систему, в которой ведущим компонентом все более полно выступает общество.
Общество использует природные ресурсы, культивирует и преобразует природу. Оно воздействует на природу через духовное производство. В основе отношений человека к природе лежит его трудовая деятельность. Труд, выделивший человека из природы, в то же время соединяет его с природой. Сам труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой. В этом процессе человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В то же время производственная деятельность, бытовая жизнь человека имеют позитивные проявления по отношению к природе, загрязняют и истощают ее.
Для поддержания динамического равновесия между обществом и природой необходимы меры по ее охране от загрязнения, улучшению природы. "Очеловеченная" природа есть продукт труда, приспособленный к потребностям человека. Эта часть природы не может существовать без человека. Общество должно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии "очеловеченную" природу как необходимое условие существования всего мира.
Ответ:
Общество неразрывно связано с природой; утверждение, что общество совершенно не связано с природой неверно.
Общество возникло не в процессе революции, а в процессе эволюции.
Воздействие общества в поступательном движении человеческой цивилизации не ослабевает, а усиливается.
Общество воздействует на природу не через духовное, а через материальное производство.
Производственная и бытовая жизнь имеют не позитивные, а негативные проявления по отношению к природе.
Общество должно поддерживать в надлежащем состоянии «очеловеченную» природу как условие существования человека, а не всего мира.
7. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
7.1. Наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент
Ответ:
7.1. Обобщение, так как не относится к эмпирическим методам научного познания
8. Соотнесите обществоведческие категории и их характеристики.
Категории | Характеристики |
1. Рациональное познание 2. Сознание 3. Духовная деятельность | А) отражает мир в понятиях, категориях. Б) по содержанию представляет собой отражение объективной реальности. В) отражает действительность в художественной форме, мифах, религиозных учениях. Г) познает мир на основе предварительной работы мысли. Д) это обобщенное отражение и творческое преобразование действительности. Е) свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга. Ж) придает целенаправленный характер материальному процессу. |
Ответ:
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.
ХХ в. | Неправительственные | Массовый | Индустриальный |
Информация | Власть | Государственный | Земля |
Насилие | Общение | XIX в. | Политический |
СМИ | Убеждение | Понятие | Знание |
Правительственные | Информационный | Военная сила | Ценность |
ОТВЕТ №9
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни
10. Составьте схему, отражающую соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями. Понятия в перечне даны в единственном числе.
Эмпирический, познание, наблюдение, анализ, сравнение, теоретический, синтез, метод, эксперимент, индукция, дедукция, научный.