СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания для 9 класса по теме "Общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит олимпиадные задания по разделу "Общество" для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания для 9 класса по теме "Общество"»

Олимпиадные задания по теме «Общество»

  1. Выберите верный ответ (один или несколько):

п/п

Задание

Ответ

Баллы

1

Общество – это:

а) сфера бытия человека; б) продукт жизнедеятельности людей;

в) «вторая природа»; г) отделившаяся от природы часть материального мира

а,в,г

1

2

Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как:

а) сферу бытия человека; б) цивилизацию;

в) отделившаяся от природы часть материального мира; г) систему

г

1

3

В самом широком смысле слова общество представляет собой:

а) группу людей, осуществляющих какую-либо деятельность

б) группу людей, объединенных общностью происхождения

в) естественно историческую форму жизнедеятельности людей

г) все население станы

г

1

4

Формой объединения людей в обществе являются (ется):

а) СМИ; б) социальная стратификация

в) представительское общение г) профессиональная армия.

г

1

5

Для традиционного общества характерны следующие черты:

а) преобладание государственной и общинной собственности;

б) рациональное восприятие мира;

в) стремление жить в гармонии с природой;

г) подчинение личности обществу



6

Для индустриального общества характерны следующие черты:

а) преобладание государственной и общинной собственности;

б) бурное развитие промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники;

в) стремление жить в гармонии с природой;

г) подчинение личности обществу

б

1

7

Какой из признаков характерен для постиндустриального общества:

а) высокая степень урбанизации;

б) развитое промышленное производство;

в) широкое производство товаров массового потребления;

г) высокоразвитая инфраструктура.

г

1

8

Из приведённого ниже списка выберите философов Древней Греции:

    1. Платон Б) Марк Аврелий. В) Цицерон. Г) Аристотель Д) Аврелий Августин.

а,г

1

9

Из приведённого ниже списка выберите представителей немецкой классической философии:

      1. Ш. Монтескье Б) Ф. Бэкон В) К. Маркс Г) Р. Декарт Д) И. Кант.

в,д

1

10

Из приведённого ниже списка выберите представителей английской философии:

      1. У. Оккам; Б) И. Кант; В) Ф. Бэкон; Г) Д. Дидро; Д) Л.А. Фейербах.

АВ

1

11

Знание можно считать истинным, если оно

а) сформулировано просто и непротиворечиво;

б) соответствует мнению большинства людей;

в) соответствует предмету познания;

г) сформулировано в виде теории.

в

1

12

Истина – это знание,

а) добытое житейским опытом;

б) добытое только научным путем;

в) отражающее объективные свойства предмета;

г) простое и доступное для понимания каждому.

в

1

13

С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство; б) согласие с ранее полученными знаниями;

в) опыт; г) соглашения ученых.

в

1



  1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1. Индустриальное общество характеризуется низким уровнем урбанизации.

2.2. Критерием выделения традиционного и индустриального обществ является человек и формы его деятельности.

2.3. Общество возникает в результате антропогенеза.

2.4. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.


2.6. В аграрном обществе существует развитая и сложная система разделения труда.

2.7. Человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам



2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

нет

нет

нет

да


нет

нет






3 . По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого ряда.

  1. Человечество в целом; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; объединение людей для определенной цели

____________________________________________________________________________________

  1. Семья, государство, церковь, право.

_______________________________________________________________________________

  1. Естественная среда обитания человека; кладовая ресурсов; источник эстетического настроения.

__________________________________________________________________________________________



  1. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

    1. Абстракция, индукция, синтез, сравнение.

    2. Формирование и развитие системы конурбаций и мегаполисов, повышение значимости «глобальных» городов, опережающий рост численности городского населения по сравнению с населением Земли в целом.

Ответ:

4.1. Методы теоретического исследования

4.2. Процессы урбанизации



5. Установите причинно-следственные связи указанных ниже процессов и явлений. В схему впишите только порядковые номера.

1) Возникновение человеческого общества.

2) Массовое промышленное производство.

3) Ухудшение среды обитания.

4) Переход к производящему хозяйству.

5) Рост городского населения.

6) Переход к индустриальному развитию.


Ответ:





ОТВЕТ №5: 1 – 4 – 5 – 6 – 2 – 3

6.Установите соответствие

    1. Между авторами и их трудами.



Автор


Теория

1

Н. Макиавелли

А

«Политика»

2

Аристотель

Б

«О граде Божьем»

3

Аврелий Августин

В

«Законы»

4

Платон

Г

«Государь»



Ответ:

6.1. ГАБВ

7. Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Общество совершенно не связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе революции биосферы. Земля является "домом человечества", окружающая человека природа - это сфера и условия его жизнедеятельности. Человек включен в природу, он - частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека.

Природа оказывает многостороннее воздействие на развитие общества. Жизнь и эволюция общества зависят от природных условий, запаса природных ресурсов. Влияние природы на развитие общества, человека находится в зависимости от исторического этапа, ступени развития общества. В поступательном движении человеческой цивилизации ослабевает воздействие общества на природу. Общество и природа в своем единстве образуют саморазвивающуюся систему, в которой ведущим компонентом все более полно выступает общество.

Общество использует природные ресурсы, культивирует и преобразует природу. Оно воздействует на природу через духовное производство. В основе отношений человека к природе лежит его трудовая деятельность. Труд, выделивший человека из природы, в то же время соединяет его с природой. Сам труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой. В этом процессе человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В то же время производственная деятельность, бытовая жизнь человека имеют позитивные проявления по отношению к природе, загрязняют и истощают ее.

Для поддержания динамического равновесия между обществом и природой необходимы меры по ее охране от загрязнения, улучшению природы. "Очеловеченная" природа есть продукт труда, приспособленный к потребностям человека. Эта часть природы не может существовать без человека. Общество должно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии "очеловеченную" природу как необходимое условие существования всего мира.

Ответ:

  1. Общество неразрывно связано с природой; утверждение, что общество совершенно не связано с природой неверно.

  2. Общество возникло не в процессе революции, а в процессе эволюции.

  3. Воздействие общества в поступательном движении человеческой цивилизации не ослабевает, а усиливается.

  4. Общество воздействует на природу не через духовное, а через материальное производство.

  5. Производственная и бытовая жизнь имеют не позитивные, а негативные проявления по отношению к природе.

  6. Общество должно поддерживать в надлежащем состоянии «очеловеченную» природу как условие существования человека, а не всего мира.



7. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

7.1. Наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент

Ответ:

7.1. Обобщение, так как не относится к эмпирическим методам научного познания

8. Соотнесите обществоведческие категории и их характеристики.


Категории

Характеристики


1. Рациональное познание

2. Сознание

3. Духовная деятельность

А) отражает мир в понятиях, категориях.

Б) по содержанию представляет собой отражение объективной реальности.

В) отражает действительность в художественной форме, мифах, религиозных учениях.

Г) познает мир на основе предварительной работы мысли.

Д) это обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.

Е) свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга.

Ж) придает целенаправленный характер материальному процессу.


Ответ:

1

2

3

А Г

Б Д Ж

В



9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.



  1. ХХ в.

  1. Неправительственные

  1. Массовый

  1. Индустриальный

  1. Информация

  1. Власть

  1. Государственный

  1. Земля

  1. Насилие

  1. Общение

  1. XIX в.

  1. Политический


  1. СМИ

  1. Убеждение

  1. Понятие

  1. Знание


  1. Правительственные

  1. Информационный

  1. Военная сила

  1. Ценность



ОТВЕТ №9

Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни

10. Составьте схему, отражающую соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями. Понятия в перечне даны в единственном числе.

Эмпирический, познание, наблюдение, анализ, сравнение, теоретический, синтез, метод, эксперимент, индукция, дедукция, научный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!