СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада школьников по истории, 11 класс, ВОШ, 2021 год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по истории для обучающихся 11 класса. ВОШ, 2021 год.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада школьников по истории, 11 класс, ВОШ, 2021 год»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
ИСТОРИЯ. 11 КЛАСС (90 минут)

Максимальная оценка – 100 баллов.

1. [7 баллов]

  1. Византийские, немецкие и арабские авторы терминами «Русь» называли сложившееся на рубеже VIII-IХ вв. государственное образование в районе:

А) Буга;

Б) озера Ильмень,

В) Среднего Поднепровья;

Г) Прикарпатья;

Д) междуречья Оки и Волги

2. В каком Древнерусском городе находился Софийский Собор?

А) Муром

Б) Киев

В) Чернигов

Г) Владимир

3. О ком “Повесть временных лет” говорит так: «Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык?»

4. Кто является покровителем Москвы?

5. Из предложенных рядов имен выберите тот, в котором перечислены участники битвы на Калке:

А) Мстислав Удатный, Даниил Романович, Субедей-багатур, Джебе

Б) Мстислав Удатный, Юрий Всеволодович, Субедей-багатур, Мстислав Старый

В) Мстислав Удатный, Чингисхан, Мстислав Старый, Мстислав Черниговский

Г) Мстислав Старый, Даниил Романович, Бату-хан, Джебе

6. Кому из русских князей принадлежит произведение, отрывок из которого приведен, и как оно называется?

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…. … Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

7. Выберите правильный ответ: образование единого Московского государства:

А) произошло раньше аналогичных процессов в Англии и Франции;

Б) произошло в одно время с крупнейшими государствами Европы;

В) произошло позже аналогичных процессов в Англии и Франции


2. [6 баллов]

1. Выберите из списка литературных произведений те, которые были созданы до монгольского нашествия.

2. Выберите из списка литературных произведений те, которые были созданы в период татаро-монгольского ига.

3. Выберите из списка литературных произведений те, которые были созданы после свержения монголо-татарского ига.

Литературные произведения

А) «Моление Даниила Заточника»

Б) «Лицевой летописный свод»

В) «Повесть временных лет»

Г) «Легенда о граде Китеже»

Д) «Слово о законе и благодати»

Е) «Задонщина»

Ж) «Домострой»

З) «Хождение за три моря»

И) «Сказание о князьях Владимирских»


3. [6 баллов]

Что объединяет перечисленные имена и термины (в первых двух рядах следует указать конкретные исторические события):

А) Симаргл, Хорс, Макошь, Стрибог

Б) Василий Васильевич, Василий Юрьевич, Дмитрий Юрьевич, Юрий Дмитриевич

В) Березень, цветень, травень, червень,


4. [2 балла]

Вставьте в текст пропущенное имя российского государя: «Судьба … связана с удивительным парадоксом ― правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, повысить его благосостояние, укрепить военную мощь и внешнеполитическое положение державы, в народе не только не был популярен, но и наоборот зачастую ненавидим. … обвиняли во всех грехах и бедах: смерть царя Ивана, царевича Дмитрия, царя Федора и даже сестры-царицы Ирины приписывалась злодействам … . Обвиняли его и в поджоге Москвы, и в сговоре с крымским ханом. Опалы на бояр, масштаб которых не мог идти ни в какое сравнение с террором Грозного, также вызывали ропот в народе. Причина подобного отношения к правителю, видимо в том, что общество все-таки не могло простить ему стремительного возвышения до царского престола. В русских исторических повестях начала XVII века … часто называется «рабоцарем».


5. [9 баллов]

1. Какими ремеслами владел Петр I?

2. Какие иностранные языки знал Петр I?

3. Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?


6. [8 баллов]

  1. Удаль и храбрость этого французского маршала так полюбилась русским казакам, что они договорились ни в коем случае не стрелять в него, а попытаться взять в плен. Кто этот маршал?

  2. Никому не известной деревней Бородино владел отец одного из героев Отечественной войны 1812 г. Именно там, где будущий герой провёл своё детство, ему пришла в голову идея партизанской войны. Назовите имя этого героя.

  3. Перед отступлением из Москвы Наполеон пытался заключить мир, для чего отправил генерала Лористона к М.И. Кутузову в Тарутино. Генералу было велено буквально передать слова Наполеона» «Мне нужен мир, во что бы то ни стало. Спасите только…». Что просил спасти Наполеон?

  4. В войне 1812 года известен тактический прием, названный Тарутинским маневром. Чьи войска его совершили, под чьим командованием и в чем его суть?


7. [3 балла]

1. Кто из указанных ниже военачальников не участвовал в Отечественной войне 1812 г.:

А) М.Д. Скобелев

Б) П.И. Багратион

В) Н.Н.Раевский

Г) А.И.Горчаков

2. .Последняя реализованная пятилетка в истории народного хозяйства СССР была по счету:

А) 10-й

Б) 11-й

В) 12-й

Г) 13-й

3. Кто и когда заявил о том, что «зерновая проблема в СССР решена»:

А) Ленин в 1923 г.

Б) Хрущев в 1957 г.

В) Маленков в 1952 г.

Г) Брежнев в 1976 г.

Д) Сталин в 1934 г.


8. [18 баллов]

1. Соотнесите имена и события:

А) Отечественная война 1812 года

Б) Восстание декабристов

В) Крымская война

Г) Культура России второй половины XIX века

1) А.С.Меньшиков, Э.И.Тотлебен, В.А.Корнилов, В.И.Истомин

2) М.И.Платов, Ф.П.Уваров, Д.В.Давыдов

3) А.П.Бородин, В.Г.Перов, М.Н.Катков, М.М.Антокольский

4) К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский

2. Распределите, какие из этих песен были популярны:

А) в годы Гражданской войны

Б) в годы Великой Отечественной войны:

1) «Синий платочек»

2) «Смело мы в бой пойдем…»

3) «По долинам и по взгорьям…»

4) «Землянка»

5) «Два бойца»

6) «Белая акация»

7) «Марсельеза»

8) «Эх, дороги…»

3. Кто из деятелей российской культуры и науки в 1917–1926 гг.:

А) встал на сторону большевиков

Б) остался в России, но участия в политике не принимал

В) активно поддерживал белых

Г) вынужден был эмигрировать.

1) Гумилев; 2) Цветаева; 3) Мейерхольд; 4) Ахматова; 5) Куприн; 6) Булгаков; 7) Бердяев; 8) Вернадский; 9) Павлов; 10) Бунин; 11) Сикорский; 12) Маяковский; 13) М. Горький; 14) Кустодиев; 15) Шаляпин; 16) Бабель; 17) Шмелев; 18) Есенин; 19) Дягилев; 20) Петров-Водкин



9. [8 баллов]

Ответьте на вопросы по истории родного края:

  1. О каком третьем по величине городе Золотой Орды идет речь?

Крутой обрыв.

Кругом песок да глина,

Да у подножья плеск речной воды.

Неужто здесь под вопли муэдзина

Витала слава Золотой Орды?

Подставь лицо полуденному ветру.

Какая нестерпимая жара!

Сюда ль в обмен на звонкую монету

Везли шелка Хорезм и Бухара?

Сюда, сюда...


Но где же караваны?

Где торжище близ башни городской?

Где звонкие красивые фонтаны,

Дарившие прохладу и покой?


2. Кто из нижеперечисленных деятелей основал город Саратов?

А) воевода Елизаров

Б) князь Григорий Засекин

В) полковник Шель

Г) боярин Федор Туров


3. Какими благами цивилизации и с какого периода мог похвастаться Саратов:

А) к 1917 г.

Б) к 1960 г.

В) к 2012 г.:

1) телефон; 2) железная дорога; 3) электроснабжение жилых домов; 4) автомобильный мост через Волгу; 5) кинотеатр; 6) водопровод; 7) уличное освещение; 8) цирк; 9) драматический театр; 10) ТЮЗ; 11) метрополитен; 12) Интернет; 13) радио; 14) телевидение; 15) аэропорт; 16) телефон; 17) трамвай; 18) троллейбус; 19) центральное отопление; 20) канатная дорога.

4. О каком историческом деятеле идет речь: «Он был саратовским губернатором, премьер-министром, реформатором и … (продолжите характеристику).


10. [3 баллов]

Расположите в хронологическом порядке события, характеризующие историю нашей страны в 1917 – 1922 гг.

1. Образование СССР

2. Введение НЭПа

3. Отречение от престола Николая II

4. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов

5. Образование Временного правительства

6. Брестский мир

7. Разгром Врангеля

8. Убийство немецкого посла Мирбаха

9. Разгон Учредительного собрания

10. Мятеж чехословацкого корпус.


11. [2 балла]

Назовите автора плаката «Родина-Мать зовет!»



12. [2 балла]

Уже в ноябре 1941 года в своем письме к президенту США Рузвельту И.В. Сталин писал: «Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1000000000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу, было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом – кровавым гитлеризмом». Как называлась программа оказания помощи Соединенных Штатов своим союзникам?


13. [9 баллов]

Огромную роль в истории нашей страны в XX веке сыграла Коммунистическая партия. Ответьте на ряд вопросов о ней:

А) Какие названия она сменила за время своего существования?

Б) Сколько всего съездов партии было, и когда состоялся последний из них?

В) Какие из них Вы считаете важнейшими (не менее 3)? Почему? Когда они состоялись?

Г) Какова была максимальная численность членов партии? Когда она была достигнута?


14. [2 балла]

Расположите в хронологической последовательности премьер-министров РФ А) Черномырдин, Б) Путин, В) Примаков, Г) Фрадков, Д) Касьянов, Е) Кириенко, Ж) Степашин, З) Зубков.

15. [14 баллов]


Ниже даны биографии военных деятелей эпохи Гражданской войны, укажите, кому они принадлежат, и на чьей стороне он сражался.

А) (1893–1937). Потомственный дворянин Смоленской губернии, выпускник 1-го Московского кадетского корпуса и Александровского военного училища. В составе лейб-гвардии Семеновского полка участвовал в Первой мировой войне, в течение полугода за мужество и храбрость был награжден шестью боевыми орденами. Поручик (1915). В феврале 1915 в Польше был взят в плен. В августе 1917 совершил удачный побег.

Б) (1882–1945). Сын служащего и учительницы. Образование получил в реальном училище в Перми, в Московском военном училище (1903) и Николаевской академии Генерального штаба (1910). Участник 1-й мировой войны (на штабных должностях), полковник. После Февральской революции 1917 г. стал командиром Мингрельского полка.

В) (1872-1947). Сын крепостного крестьянина, выслужившегося в офицеры. Окончил реальное училище, курсы при Киевском пехотном юнкерском училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1899). Во время русско-японской войны в марте 1904 г. подал рапорт о переводе в действующую армию и там исполнял обязанности начальника штаба 3-й Заамурской бригады пограничной стражи, затем начальника штаба Сводного кавалерийского корпуса. В 1910 г. назначен командиром пехотного полка. В начале Великой войны по собственному желанию перешел в строй и стал командующим 4-й стрелковой («Железной») бригады, развернутой в 1915 г. в дивизию. В сентябре 1916 г. стал командиром 8-го армейского корпуса. В марте 1917 г. при Временном правительстве назначен помощником начальника штаба Верховного Главнокомандующего, а в мае того же года — Главнокомандующим армиями Западного фронта.

Г) (1870-1918). Сын казачьего офицера. Генерал от инфантерии (30.06.1917). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1892) и с золотой медалью Николаевскую академию Генерального штаба (1898). Офицер в штабе Туркестанского Военного округа, 1889–1904. Участник русско-японской войны: штаб-офицер 1-й стрелковой бригады (в ее штабе). Военный атташе в Китае, 01.04.1907 — 24.02.1911. Участник Первой Мировой войны: командир 48-й пехотной дивизии 8-й армии генерала Брусилова. При общем отступлении 48-я дивизия попала в окружение, получивший ранение в 04.1915 был захвачен в плен; 08.1914-04.1915. В плену у австрийцев, 04.1915-06.1916. Переодевшись в форму австрийского солдата, бежал из плена. Командир 25-го стрелкового корпуса, 06.1916—04.1917. Командующий Петроградским военным округом, 03—04.1917.

Д) (1883–1939). Сын рабочего. Образование получил в Казанском пехотном юнкерском училище (1905). Работал кузнецом, экстерном окончил курс гимназии. В 1904 примкнул к Партии социалистов-революционеров. Во время революции 1905-07 участвовал в карательных операциях на Кавказе. В 1914 отправился в действующую армию. Участник 1-й мировой войны, подполковник. В 1917 - командир полка. 1.5.1917 за антивоенные выступления арестован и приговорен к тюремному заключению.

Е) (1873–1938). Родился в Латвии. Службу в армии начал в 1891. Окончил Виленское пехотное юнкерское училище (1897) и Академию Генштаба (1909). Участник 1-й мировой войны, полковник (1915). В 1917 командир 5-го латышского Земгальского стрелкового полка.

Ж) (1878–1928). Из прибалтийского дворянского рода. Генерал-майор (1917). Образование получил в Горном институте, в 1901 вступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк. Сдал офицерские экзамены в Николаевском кавалерийском училище (1902), окончил Николаевскую военную академию (1910). Участник рус.-японской войны. Участник 1-й мировой войны. С 12.9.1914 начальник штаба Сводно-казачьей дивизии, с 1915 командир казачьего полка. С 24.12.1916 командир бригады, а затем в начале 1917 г. Уссурийской конной дивизии.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!