Олимпиада по социальной педагогике
группа 2 Д
1. Дайте определение: социализация –
2. Отметьте правильный ответ:
С каким видом барьера взаимопонимания людей мы встречаемся, если в основе общения людей лежит классическая формула «Ты - мне, я - тебе»?
а) мотивационный барьер;
б) моральный барьер;
в) эмоциональный барьер.
3. Кто сказал «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»?
а) Н.К. Крупская;
б) АС. Макаренко;
в) К.Д. Ушинский.
4. При формировании навыков нужно начинать:
а) с показа; б) с замечаний; в) с наблюдений.
5. К какой группе методов относятся пример и его разновидности: диспут, рассказ, беседа, лекция?
а) методы формирования общественного сознания;
б) методы стимулирования положительного поведения;
в) методы организации деятельности детей.
6. Для классовой сущности воспитания характерно:
а) существования двух систем воспитания;
б) угнетение подчиненных, присвоение продуктов их труда;
в) определение господствующим классом целей, содержания и методов воспитания.
7. Главная роль в воспитании детей принадлежит:
а) сверстникам; б) семье; в) общественности.
8. Отметьте правильный ответ. Самый эффективный прием педагога, направленный на формирование личной инициативы у подростков в общих интересах - это:
а) навести на самостоятельное решение вопроса или проблемы; не
торопиться высказывать свою точку зрения;
б) дать совет;
в) порекомендовать новые книги, методическую литературу, где можно найти ответ на тот или иной вопрос.
9. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:
1) новорожденность 2) младенчество 3) ранний возраст
4) дошкольный возраст 5) младший школьник 6) подросток 7) юность
а) социальные мотивы, стремление к самоутверждению;
б) мотивы достижения и успеха, самоконтроль;
в) комплекс оживления;
г) самоопределение в будущей профессии;
10. Объектом исследования социальной педагогики является:
а) социальная адаптация личности в обществе:
б) социализация;
в) человек, ребенок;
г) социально-педагогическая деятельность.
11. Предметом исследования социальной педагогики является:
а) социальные институты:
б) закономерности социализации и социального воспитания ребенка;
в) факторы социализации;
г) педагогическая деятельность.
12. Предмет социальной педагогики сформулировал:
а) А.С. Макаренко;
б) Р. Мертон;
в) П. Наторп;
г) СТ. Щацкий.
13. Социальная педагогика — это наука:
а) о социальных закономерностях развития образования, общественных отношениях в процессе образования:
б) о закономерностях социализации ребенка:
в) о последовательности развития общества;
г) о закономерностях развития и функционирования социально обусловленных психических процессов ребенка.
14. Социально-педагогическая деятельность — это:
а) профессиональная деятельность, направленная на передачу культурного опыта от одного поколения к другому посредством обучения и воспитания;
б) разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание психологической и образовательной помощи семье;
в) разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации;
г) профессиональная деятельность, направленная на исследование процессов социализации.
15. Социальное воспитание — это:
а) передача социальных ценностей посредством участия ребенка в деятельности общественных организаций:
б) целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации:
в) совокупность различных видов воспитания: семейного, коррекционного, религиозного;
г) развитие адаптивных способностей ребенка.
16. Социальное обучение — это:
а) целенаправленный процесс преподавания и учения, целью которого является передача культурного опыта цивилизации;
б) целенаправленный процесс обучения ребенка социальной адаптации в обществе:
в) целенаправленный процесс передачи социальных знаний, умений, навыков, способствующий успешной социализации;
г) целенаправленный процесс социализации ребенка.
17. Социализация — это:
а) приспособление человека к новым социальным условиям;
б) превращение внешних социальных условий в ценности, значимые для личности;
в) процесс и результат вхождения личности в общество, формирования социальных ценностей, установок, норм и правил поведения, освоения социальных ролей;
г) целенаправленный процесс социального обучения и воспитания ребенка.
18. Назовите, что относится к мезофакторам социализации:
а) планета, космос;
б) страна, этнос, политика, экономика;
в) средства массовой информации, регион, тип поселения;
г) семья, группа сверстников, школьный коллектив.
19. Социальная адаптация - это:
а) приспособление человека к условиям новой социальной среды;
б) освоение человеком системы социальных ценностей;
в) освоение человеком новых социальных ролей;
г) социальное обучение ребенка.
20. Выделите функции современной семьи (подчеркните правильные ответы):
репродуктивная:
а) хозяйственно-экономическая:
б) рекреационная, психотерапевтическая;
в) профилактическая;
г) программирующая:
д) воспитательная.
21. Социально-педагогическая деятельность с семьей включает следующие
компоненты (подчеркните правильные ответы):
а) образовательный;
б) воспитательный;
в) психологический;
г) посреднический;
д) социальную защиту;
е) правовую защиту.
22. Социально педагогическая деятельность осуществляется:
а) в любых учреждениях, где возникают проблемы социализации детей:
б) в образовательных учреждениях;
в) в правоохранительных учреждениях;
г) в общественных организациях.
23. Социальная норма - это:
а) норма социально-личностного развития;
б) норма допустимого поведения в обществе;
в) норма в прохождении социальных кризисов возраста:
г) норма поведения в процессе социализации и социальной адаптации.
24. Девиантное поведение - это:
а) преступное поведение;
б) зависимое поведение;
в) поведение, нарушающее правовые нормы;
г) поведение, нарушающее социальные нормы.
25. Аддиктивное поведение - это:
а) преступное поведение;
б) алкогольная зависимость;
в) поведение, нарушающее социальные нормы;
г) зависимое поведение.
26. Суицидальное поведение - это:
а) преступное поведение:
б) поведение, характеризующее человека с игровой зависимостью:
в) самоубийство;
г) наркозависимость.
27. Делинквентное поведение - это:
а) поведение, характеризующее человека с игровой зависимостью;
б) поведение, нарушающее социальные нормы:
в) преступное поведение;
г) поведение, характеризующее человека с религиозной зависимостью.
28. Социально-педагогическая профилактика - это:
а) восстановление утраченных социальных функций;
б) предупреждение негативного социального поведения;
в) исправление негативного социального поведения;
г) приспособление ребенка к новым социальным условиям.
29. К представителям какой из теорий отклонений относился Э. Дюркгейм:
а) биологические теории;
б) социологические теории;
в) культурологические теории;
г) психологические теории.
30. Кто из отечественных ученых, занимающихся социальной педагогикой, в основном исследует проблемы социализации:
а) Л.И. Аксенова;
б) М.А. Галагузова;
в) А.В. Мудрик;
г) В.А. Никитин.
31. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми направлена:
а) на создание условий для их успешной социализации и социальной адаптации;
б) на развитие их интеллектуальных способностей;
в) на развитие их творческих способностей;
г) на выявление одаренных детей с помощью психологического тестирования.
32. Социальное воспитание в современных детских общественных организациях ориентировано:
а) на приобщение детей к политической жизни общества;
б) на развитие личностного потенциала ребенка средствами общественных организаций;
в) на формирование будущих лидеров общества;
г) на приобщение ребенка к правоохранительной деятельности.
33. Виктимизация - это:
а) отрасль социальной педагогики, изучающая жертвы насилия;
б) предрасположенность человека стать жертвой насилия;
в) процесс и результат превращения человека в жертву насилия в результате неблагоприятных условий социализации;
г) объективные обстоятельства социализации, способствующие тому, что человек становится жертвой.
34. Социализированность - это:
а) результат социализации;
б) уровень социализации;
в) процесс социализации;
г) успешность социализации.
35. Опека и попечительство - это:
а) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) юридический акт, закрепляющий права и обязанности, существующие между детьми и родителями;
в) социальное явление, способствующее решению проблем социальных сирот;
г) функция деятельности социального педагога.
36. Какую функцию выполняет социальный педагог в процессе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков:
а) посредническую:
б) правозащитную;
в) социализирующую;
д) воспитательную.
37. Социальный педагог в своей деятельности прежде всего руководствуется:
а) уголовным кодексом Российской Федерации;
б) Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
в) правилами внутреннего распорядка того образовательного учреждения, в котором он работает;
г) религиозными нормами.
39. Социально-педагогическая дельность в пенитенциарных учреждениях ориентирована:
а) на восстановление физического и психического здоровья несовершеннолетних;
б) на социальную реабилитацию и коррекцию содержащихся в них несовершеннолетних;
в) на получение образования и профессии;
г) на получение системы правовых знаний.
40. Отметьте правильный ответ:
С каким видом барьеров взаимопонимания людей мы встречаемся, если общаются «подлый» и «порядочный», «добрый» и «злой»?
а) эмоциональный барьер;
б) мотивационный барьер;
в) барьер несходства характеров;
г) моральный барьер.
Сформулируйте задачи воспитания.
41. Выберите правильный ответ.
Можно ли наказывать весь классный коллектив?
а) Да:
б) Нет;
в) Затрудняюсь ответить.
42. Дополните. На основе культурно-гигиенических навыков у детей формируются...
43. Отметьте правильный ответ.
Задачи, направленные на развитие эстетических и художественных способностей:
а) развитие творческого воображения, сенсорно-моторное развитие;
б) умение вносить прекрасное в жизнь;
в) развитие эстетического восприятия, эстетического сознания.
44. Ответственность за складывающиеся отношения «педагог - родители» ложатся:
а) на педагога;
б) на родителей;
в) на педагогический коллектив.
45. Ведущим фактором в развитии личности является:
а) наследственность и среда;
б) воспитание;
в) наследственность.
46. Равное воспитание для всех членов общества характерно:
а) для первобытно-общинного строя;
б) для рабовладельческого строя:
в) для феодального строя.