СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку в рамках предметной декады.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада - это своеобразное соревнование в знаниях. Студентам предоставляется возможность не только показать свои знания, но и открыть секреты, которые таит в себе наш великий могучий русский язык. Считаю, что непременным условием является  наличие нестандартных формулировок заданий, стимулирующих умственную деятельность и способствующих развитию мышления.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку в рамках предметной декады.»

Олимпиада по русскому языку в рамках предметной декады.
Из опыта работы Беленко-Линёвой М.П.

1.Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. (Ответ на вопрос – 1 балл, обоснование – 1 балл, примеры – 1 балл).

2.Выберите из списка слова, опровергающие утверждения, и объясните свой выбор:

А.Корень – это такая часть слова, которая в нём непременно присутствует.
Б.Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.
В.Приставка, в отличие от суффикса, всегда стоит в начале слова.
Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок.
(Выбор соответствующих слов – каждое по 1 баллу, обоснование – по 1 баллу).

3.Разберите по составу слово
опростоволоситься.( 1 балл).

4.Какое слово пропущено в тексте? Сделайте вывод, какоговида подчинительной связи нет в современном болгарском языке?
Исчезли _______ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, - праславянский язык. А _________ в этом языке
(да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «сто» по-болгарски будет маса; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.
(Определение пропущенного слова – 1 балл, ответ на второй вопрос – 1 балл).

5. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное. Определите, что это за существительное.
А.
В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.
Б.Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.
В.В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.
Г.Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.
Д.Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.
Е.Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиваться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.
( За каждое определённое существительное – 1 балл).

6. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочка ответила четырьмя местоимениями. Что именно она сказала?
(За правильный ответ – 5 баллов).

7.Выпишите верные определения, вставляя пропущенные буквы.
1)К…нфуз – неловкость
2)П…стамент – подставка
3)К…нцепция – система взглядов
4)Гр…теск – неглубокая пещера
5)Пр…лог – заключительная часть
6)Ф…лькл…р – народное творчество
7)Р…торика – учение о ритме
8)Л…ковать – торжествовать
9) М…нолог – разговор нескольких лиц
10)В…д…виль – короткая комическая пьеса
(За каждое верное определение -1 балл, за каждое верно написанное слово – 1 балл).

8.Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.
(За найденное «лишнее» слово – 1 балл, аргументация – 3 балла).



9.О каком языковом явлении говорится в стихотворении Д. Лукич?
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(За правильный ответ – 3 балла).

10. Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова. Сделайте разбор по членам предложения. Укажите части речи.
Мартышка,в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько медведя толк ногой.
(За правильный разбор по членам предложения – 3 балла, за правильное определение частей речи – 4 балла).

11. Даны характеристики трёх простых предложений. Найдите среди них вариант, в котором некоторые грамматические признаки несовместимы, противоречат друг другу. Обоснуйте свою точку зрения.
А.
Предложение повествовательное,невосклицательное, простое, односоставное,безличное,нераспространённое.
Б. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,распространённое, осложнено однородными членами и обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом.
В.Предложение побудительное,восклицательное, простое, односоставное,определённо-личное, распространённое,осложнено обращением и однородными дополнениями.
(За найденный вариант несовместимых признаков – 1 балл, обоснование точки зрения – 3 балла).

12.Запишите не менее десяти устойчивых выражений, пословиц и поговорок со словом
язык.
(За каждое правильно подобранное выражение – 2 балла).

13. Придумайте текст радиорекламы орфографического словаря.
(За точное и полное выполнение задания – 10 баллов).



14. Назовите имена известных лингвистов, внёсших большой вклад в развитие науки о русском языке.(Не менее трёх).
(За название имён лингвистов – по 1 баллу за каждое,за развёрнутый ответ об одном из них – 10 баллов).

15. Продолжите определения.
Лексикология–это раздел языкознания,…
Морфемика – это учение о…
Синтаксис – это раздел грамматики,…
Культура речи – это раздел науки о языке,…
Стилистика –это раздел науки о языке,…
(За каждое верно продолженное определение – 2 балла)

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
1.
Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс-т-,с помощью него можно образовать причастия от глаголов с двухбуквенным корнем, например мытый, битый, мятый.
2. А.Вы+ну+ть. В этом слове выделяется приставка, суффикс однократного действия и окончание неопределённой формы. Корень отсутствует.
Б.Раз+гор+е-л+а+сь. Окончание женского рода находится перед возвратным суффиксом.
В.Воздух+о+о+чист+и+тель. Приставка в этом и многих других сложных словах находится в середине слова, перед вторым корнем.
3.О+прост+о+волос+и+ть+ся – приставка + первый корень + соединительная гласная + второй корень + глагольный суффикс + окончание неопределённой формы + возвратный суффикс.
4.Падежи. В языке, где слова не изменяются по падежам, невозможно управление.
5. А.ДиалогБ.ИллюзияВ.КонфликтГ.ПроблемаД.ТалантЕ.Эффект
6.Дочка сказала: «Они вы-мы-ты».
7.Конфуз – неловкость
Концепция – система взглядов
Водевиль – короткая комическая пьеса
Фольклор – народное творчество
Филиал – самостоятельное отделение
Ликовать - торжествовать
Постамент, гротеск, пролог, монолог, риторика.
8.В стихотворении говорится об омонимии.
9.«Лишнее» слово – подъёмник, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.
10. Мартышка , в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько медведя толк ногой.
Мартышка – подлежащее, выраженное существительным.
В зеркале увидя образ свой – обособленное обстоятельство,выраженное деепричастным оборотом:в – предлог;зеркало, образ – сущ-ные;увидя – деепричастие;свой – местоимение.
Тихохонько – обстоятельство, выраженное наречием.
Медведя – дополнение, выраженное сущ-ным.
Толк – сказуемое, выраженное особой формой прошедшего времени глагола толкнуть,выражающая эмоциональное восприятие внезапного действия.
Ногой – дополнение, выраженное сущ-ным.
11.Неверна характеристика Б. Обстоятельство не может выражаться причастным оборотом.
12.Устойчивые выражения: держать язык за зубами, вертится на языке, язык без костей, как корова языком слизнула, язык хорошо подвешен, проглотить язык.
Пословицы и поговорки: что на уме, то и на языке; язык до Киева доведёт; язык мой – враг мой; не спеши языком – торопись делом.
13.Самостоятельное выполнение задания.
14.Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов, Михаил Васильевич Ломоносов, Виктор Владимирович Виноградов. Развёрнутый ответ – самостоятельно.
15.Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный запас языка.
Морфемика – это учение о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1)учение о словосочетании, 2)учение о предложении.
Культура речи – это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
БЛАНК ОТВЕТОВ


№ задания

Ответ

1

____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________

2

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

3


________________________________________________________________

4


________________________________________________________________

5

А.Б. В.____Б. Г. Д. Е.

6


____________________________________________________________________

7








____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________
___________________________________________________________________

8



___________________________________________________________________

9


____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

11



_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________

12

____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

________________________________________________________________

13

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

14

____________________________________________________________________
______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

15

____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!