Задания для муниципального этапа олимпиады школьников
по русскому языку
9 КЛАСС
В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.
2. Псевдоним «Космократ» соотносится с именем […] и является его переводом на греческий язык:
1) Василий;
2) Владимир;
3) Светозар;
4) Кузьма.
3. Какой из перечисленных славянских языков использует только латинский алфавит (латиницу)?
1) болгарский;
2) чешский;
3) сербский;
4) украинский.
4. Какие слова исторически были однокоренными?
1) возить, обоз;
2) паводок, водитель;
3) моряк, измор.
5. Найдите «4 лишнее» слово с точки зрения способов образования:
1) навал;
2) навет;
3) накат;
4) навес.
6. Укажите, сколько вариантов у корня -узк- путем подбора родственных слов и их форм. Рядом с ответом напишите эти слова:
1) один;
2) два;
3) три;
4) четыре.
7. Какое языковое явление использует А.С. Пушкин в выделенном словосочетании в приведенном отрывке?
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
1) метафора;
2) метонимия;
3) олицетворение;
4) гипербола.
8. Подберите русский эквивалент болгарскому фразеологизму когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу:
1) когда рыба заговорит;
2) когда Волга потечет вспять;
3) когда рак на горе свистнет.
9. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
1) абрис, красивее, подбодрить;
2) ломота, партер, черстветь;
3) углубить, мещанин, шофер;
4) осведомить, усугубить, (он) включит.
10. В каком ряду слов перед е произносится мягкий согласный звук?
1) тембр, шатен, брюнет;
2) гипотеза, рельс, теорема;
3) родео, компьютер, прогресс;
4) кларнет, коктейль, диспансер.
11. Укажите случаи неправильного сочетания слов:
1) играть в «Лесе» Островского;
2) соревноваться в беге;
3) находиться в круге друзей;
4) терять в весе.
12. Отметьте случаи неправильного образования формы единственного числа у существительных, обозначающих парные предметы обуви:
1) тапочка;
2) кроссовок;
3) туфля;
4) бутса.
13. Лексическое значение неправильно указано в варианте:
1) интегрировать – делить на части;
2) изморозь – род инея;
3) невежда – малообразованный человек, человек, несведущий в какой-
либо области знаний;
4) травести – актриса, играющая в спектаклях роли детей.
14. Определите характер ошибки, допущенной в предложении На его челе играла немного растерянная, но милая улыбка.
1) незнание значения слова;
2) смысловая избыточность (плеоназм);
3) нарушение лексической сочетаемости;
4) смешение паронимов.
15. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Чехов – писатель гениальный. Это бесспорно.
1) наречие;
2) прилагательное;
3) слово категории состояния.
16. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?
1) да, будто, или;
2) тоже, чтобы, то … то;
3) зато, едва, не то … не то;
4) однако, также, не только … но и.
17. Укажите предложение, в котором нет условий для обособления определения, выраженного причастным оборотом (Знаки препинания не расставлены):
1) Оглушенный падением Григорий еле поднялся на ноги.
2) В холодный зал луною освещенный ребенком я вошел.
3) Но напрасно искали они металлическую коробочку в которой
лежала еще никем не прочитанная телеграмма.
4) Исцарапавшиеся и промокшие до костей мы спустились к
источнику.
18. Определите, какие типы сказуемых представлены в следующем предложении: Последним явился знакомый садовник из нашего городка, что расположен в тридцати километрах вверх по реке.
1) два простых глагольных;
2) составное глагольное и простое глагольное;
3) составное именное и простое глагольное;
4) два составных именных.
19. Какое из приведенных вводных слов может быть членом предложения?
1) конечно;
2) вероятно;
3) итак;
4) однако.
20. Прочитайте фрагмент из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Каковы жанр этого произведения и жанр данного фрагмента? Обоснуйте свой ответ. Что обозначают подчеркнутые слова? Совпадают они или нет (семантически или стилистически) с их более употребительными синонимами?
Выделите языковые средства, свидетельствующие о публицистическом характере данного текста. Свой языковой анализ подчините анализу тематики данного фрагмента и оформите в виде связного рассуждения.
А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
А.М. К.*
Любезнейшему другу
Что бы разум и сердце произнести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг.
Я взглянул окрест – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия а блаженства николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования – блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – веселие неизреченное! – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. – Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит, кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли, кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей, кто в шествии моем меня подкрепит, – не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг, ты близ моего сердца живешь – и имя твое да озарит сие начало.
* Алексей Михайлович Кутузов – близкий друг А.Н. Радищева.