СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания можно использовать для проведения олимпиады по русскому языку в 9 классе на школьном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку (9 класс)»

Олимпиада по русскому языку

9 класс


Задание № 1 (9 баллов)

Перестройте данные сложные предложения в простые.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как мать, он будет лучше учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н.Толстой


Задание № 2 (9 баллов)

Определите части речи выделенных слов, объясните своё решение.

Направо был утёс, а налево – огромная пропасть.

Грибов мы набрали пропасть.

Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!


Задание № 3 (3 балла)

Выпишите из текста все частицы.

Но даже нежного и снисходительного отношения к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?


Задание № 4 (6 баллов)

А) Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюки и юбка.

Б) Какими звуками различаются между собой слова, образующие пару луг-люк;

В) Определите, одинаковые ли звуки входят в русских словоформ принято и приятно.


Задание № 5 (20 баллов)

Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела. Запишите их.

______в _______не клади; _______кровью обливается;_______ не моргнуть; _______ оближешь; _____ подать; в мгновение ______; _______ тонка; за обе ______; ______ развесить; высасывать из ________; задирать ______; золотые ______; давать ________ на отсечение; медведь на ______ наступил ; без задних ________; зарубить на ______; мотать на ____; мозолить _______; море по _______; гора с ______.


Задание № 6 (10 баллов)

В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительное.

А. В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.

Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.

В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.

Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.

Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.


Задание №7 (10 баллов)

Найдите в каждой строке четвёртое лишнее. Объясните свой выбор.

А. Владелец, кормилец, наглец, страдалец.

Б. Иду, пою. Идут поезда. Кто-то идёт. Идут, поют.

В. Собрат, современник, солист, соученик.

Г. Остряк, здоровяк, добряк, молодняк.

Д. Рыбацкая лодка, лодка с парусом, первая лодка, плывущая лодка.


Задание №8 (33 балла)

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. Сырые и технически слабые. Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука — ЛЕСТЬ.
Была у Ольги любимая подруга. Ольга беспредельно верила ей. Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои — стихи. Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».
«Да?!» — оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу загорающиеся любопытством глаза. — «Читай!»
И Ольга читала. Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоция.
Так продолжалось довольно долгое время. Ольга писала. Ленка восхищалась. И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.
Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:
— Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? — задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. — Да, она так и говорит: «Ольгины нелепые стихи». А ты что, в самом деле пишешь стихи?!
— Этого не может быть! — глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.
Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?! «Неужели это правда, неужели Ленка могла так подло со мной поступить?» Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: «Что же делать, как же узнать — правда ли этот всё?»
От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: «А я ей новый стих прочту! — вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. — Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».
И Ольга написала. Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. К счастью, случай не заставил себя долго ждать.
— Лен, а я новый стих написала.
— Да что ты?! Так давай — читай!
Оля ровным, спокойным голосом стала читать:
Ты слушала меня. Ты мною восхищалась.
Мне пела дифирамбы, как могла.
Потом сама же надо мной смеялась…
Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».
С тех пор прошло много лет. Оля с Леной — замечательные подруги. И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. И при каждой их встречи Оля говорит своё заветное: «Лен, а я новый стих написала».
— Да?! — оживляется Лена. — Читай!
И Оля читает!
(По Р. Госман)
































Критерии оценивания олимпиады по русскому языку (9 класс)

Задание №1. По 3 балла за каждое правильно перестроенное предложение. Максимальное количество баллов – 9.

Задание №2. По 3 балла за каждую верно определённую часть речи и объяснение решения. Максимальное количество баллов – 9.

Задание №3. По 1 баллу за каждую выписанную частицу. Максимальное количество баллов – 3.

Задание №4. По 2 балла за каждое правильно выполненное задание. Максимальное количество баллов – 6.

Задание №5. По 1 баллу за каждый верно записанный фразеологизм. Максимальное количество баллов – 20.

Задание №6. По 2 балла за каждое верно определённое существительное. Максимальное количество баллов – 10.

Задание №7. По 2 балла за каждое верно определённое четвёртое лишнее и объяснение его выбора. Максимальное количество баллов –10.

Задание №8. Сочинение. Максимальное количество баллов – 33.

Критерии оценивания сочинения

Баллы


Толкование значения слова


1

Участник дал определение и прокомментировал его

4


Участник дал определение, но не прокомментировал его

3


Участник дал неверное определение/толкование слова в работе отсутствует

0

2

Наличие примеров-аргументов



Участник привёл два примера-аргумента

5


Участник привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

4


Участник привёл пример-аргумент из жизненного опыта

3


Участник не привёл ни одного примера-аргумента

0

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения;

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушения абзацного членения текста.

4


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения;

но допущена одна логическая ошибка/в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

3


В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки/имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

4


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

5

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

4


Допущено 2-3 ошибки

3


Допущено 4 и более ошибок

0

6

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

4


Допущено 3-4 ошибки

3


Допущено 5 и более ошибок

0

7

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

4


Допущено 2 ошибки

3


Допущено 3 и более ошибок

0

8

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

4


Допущено 3-4 ошибки

3


Допущено 5 и более ошибок

0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!