Школьная Олимпиада по русскому языку, 4 класс
Фамилия, имя________________________________________________
Класс_____________
Устойчивые сочетания «заблудились». Соедини их стрелками в нужное предложение:
Дождь лил | как снег на голову |
Скоро дело наладилось и пошло | как сивый мерин |
Я знал городские переулки | как рыба в воде |
Гости свалились | как из ведра |
Он всегда врёт | как по маслу |
У себя во дворе Мишка был | как свои пять пальцев |
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Лик + пена = …
2. Иск + том = …
3. Кожа + ворон = …
Рядом с данными словами запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
Определи части речи во всех словах.
Была Катюша запевала, она все песни запевала.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Обозначь в словах ударение.
Вкусный щавель, туристский компас, географический атлас,
трудный километр, добыча ископаемых, звонит телефон, умелый
столяр.
Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Больш… кенгуру, хохлат…. какаду, известн…. кафе, чёрн…. вуаль, старин…. рояль., просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе.
7. Женя, Саша, Шура, Маша и Серёжа были в гостях у Коли. Шура ушла рано, остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Серёжа вернулся домой сам, потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в гостях у Коли?
(А) одна; (Б) две; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
8. Запиши множественное число имён существительных.
Стул – ____________________________ Ребенок – _________________________
Человек – _________________________ Ухо – _____________________________
Телёнок – _________________________ Чудо – ____________________________
9. Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будет серьёзный, подчеркни его.
(А) чемодан (Б) ветер (В) облако (Г) музыка (Д) день
Даны пары слов: код - кот, нос - нёс, был - быль, пуд - путь.
В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком? Подчеркни.
Подчеркни слова, в которых есть глухой мягкий звук [т'].
Молотьба, прядь (волос), прижаться, теннис, тетрадка, Володька, студень.
Какие слова переданы фонетической транскрипцией.
[с й' э с т] _____________________
[ф п' и р'о т] _____________________
[к аз'б а] _____________________
[й' у н а ш а] ____________________
[ш ы п т а ц а] ____________________
8. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
а) палисадник; б) камыш; в) заслонка; г) посёлок; д) укротитель.
__________________________________________________________________________
14. Пять клоунов заказали себе по колпаку. Бам заказал колпак изумрудного цвета, Бим — сизого, Бем — малахитового, Бом — травяного, Бум — сиреневого. Директор цирка хитрых названий цветов не знает и потому, увидев колпаки, назвал некоторые из них просто зелёными. Кто, по его мнению, заказал себе зелёные колпаки?
(А) все, кроме Бима
(Б) все, кроме Бума
(В) Бам, Бим и Бом
(Г) Бем, Бим и Бом
(Д) Бам, Бем и Бом.
15. Прочитай слова в столбике, рядом напиши, какими частями речи они являются
Ответы на олимпиадные задания
4 класс
1)За каждое верное сопоставление – 1 б.(6 б.)
Ответ: Дождь лил как из ведра.
Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.
Я знал городские переулки как свои пять пальцев.
Гости свалились как снег на голову.
Он всегда врёт как сивый мерин.
У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
2) За каждое верно составленное слово – 4 б. (12 б.)
Ответ: 1. Лик + пена = пеликан
2. Иск + том = москит
3. Кожа + ворон = жаворонок
3) За каждое верное слово в первой тройке – 0,5 б.,
за каждое верное слово во второй тройке – 1 б.,
за каждое верное слово в третье тройке – 1,5 б. (9 б.)
Ответ: лес – бор; крепость – твердыня;
горе – беда; сообщение – извещение;
мороз – стужа; невиданный – диковинный;
хотеть – желать; равнодушный – безучастный.
темнота – потёмки;
4) За каждую верно определённую часть речи 0, 5 б. (2 б.)
Ответ: Запевала (сущ., гл.)
Течь (сущ., гл.)
5) Каждый верный ответ 0,5 б. ( 3,5 б.)
Ответ: Вкусный щавель, туристский компас, географический атлас,
трудный километр, добыча ископаемых, звонит телефон, умелый
столяр.
6)Каждый верный ответ 0,5 б. (4,5 б.)
Ответ: Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, стариный рояль., просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе.
7)Ответ (В) три девочки :Женя, Шура и Маша (2 б.)
8) Каждый верный ответ 0,5 б.
Ответ: стулья, люди, телята, дети, уши, чудеса (3 б.)
9) Ответ (Г) серьёзная музыка (2 б.)
10) Каждая верно определённая пара 0,5 б., неверно определённая – 0,5 б (1,5 б.)
Ответ: нос – нёс [н - н'] , был – быль [л - л'] , пуд – путь [т - т'] .
11) Каждый верный ответ 0,5 б., неверный – 0,5 б. (1,5 б.)
Ответ: прядь, тетрадка, Володька
12) Каждый верный ответ 0,5 б. (2,5 б.)
Ответ:съест, вперёд, косьба, юноша, шептаться
13) Ответ: б) камыш (1 б.)
14)Ответ: (Д) Бам, Бем и Бом. (1 б.)
15) Каждый верный ответ 0,5 б. (6 б.)
Ответ: рой (гл, сущ.),мой (мест., гл.), спой (гл.), вой (гл., сущ.), открой (гл.), раскрой (гл., сущ.), простой (сущ., прил.)
56,5 б.