ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
Уважаемый участник! Код участника____________
Перед Вами 8 заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Для их выполнения у Вас есть 90 минут. Максимально возможное количество баллов за работу – 82 балла.
Желаем успеха!
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу (за каждый правильный ответ 1 балл)
1.1. Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?
а) Эффективность и справедливость
б) Производство и потребления
в) Ограниченность и выбор
г) Предпринимательство и прибыль
1.2. Доход семьи – это:
а) Приобретенная иностранная валюта
б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги
в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени
г) Полученное наследство
1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их положением в социальной иерархии – это:
а) социальная стратификация
б) социальная мобильность
в) социальная интеграция
г) социальная коммуникация
д) социальная дифференциация
1.4. Референтная группа – это:
а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами
б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид
в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по наследству.
г) группа, членом которой стремится стать индивид
1.5. В Федеральное собрание Российской Федерации входят:
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в) Совет Безопасности
г) Администрация Президента
1.6. Любое государство характеризуется:
а) идеологическим плюрализмом
б) господством рыночных методов управления экономикой
в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе
г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц
1.7. Что не характеризует научное познание?
а) выдвижение гипотез
б) эмоциональность
в) систематизация
г) эксперимент
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 |
| | | | | | |
2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте
краткий ответ (за каждый правильный ответ 2 балла)
1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.
___________________________________________________________________.
2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей
___________________________________________________________________.
3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.
___________________________________________________________________.
3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из
приведенного в таблице списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков (за каждую правильную позицию – 1 балл)
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Список терминов: 1) постиндустриальное общество 2) отношение 3) традиционное общество 4) эволюция 5) революция 6) подъем 7) прогресс 8) регресс 9) простая форма
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
4. Заполните схему (за каждую правильную позицию 1 балл)
5. Решите правовые задачи (за каждую правильно решенную задачу до 5 баллов)
5. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обменуне подлежит. Правомерен ли отказ продавца?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Решите логическую задачу (за правильное решение – до 7 баллов )
В ограблении банка подозреваются трое: Кошкин, Мышкин и Собачинский. Известно, что: 1. Если виновен Кошкин или Мышкин, то невиновен Собачинский.
2. Если виновен Собачинский, то и остальные двое виновны
3. Если неправда, что Кошкин и Мышкин оба невиновны, то виновен Собачинский.
Определите, кто виновен, а кто нет. Обоснуйте свой ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите кроссворд (за каждый ответ – 2 балла)
По горизонтали:
1. Главный политический институт в жизни общества.
2. Европейское государство, в котором король (королева) «царствует, но не правит».
3. Один из признаков государства, сближающий его с понятием «страна.
4. Чтобы его получить, одним людям достаточно просто родиться, другим же – пройти через длительную и непростую процедуру.
5. Этот период человеческой истории не знал ни политики, ни государства.
6. Выборный глава государства.
7. Новый субъект федерации, вошедший в состав России в 2014 году.
8. Форма правления, преобладавшая в Древнем мире и в Средние века.
По вертикали:
1. За счет них складывается бюджет страны и обеспечивается содержание государственного аппарата.
2. Суть этого политического режима хорошо раскрывает фраза одного политика XX века: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства!»
3. Источник суверенитета в демократических странах.
4. Политический принцип, обеспечивающий открытость и доступность информации о работе государственных учреждений.
5. «Искусство управления государством».
6. Форма демократии, при которой граждане непосредственно участвуют в принятии политических решений.
7. Политический режим, фактически сложившийся в большинстве республик бывшего СССР.
8. Родина демократии.
8. Озаглавьте текст и составьте простой план текста (до 5 баллов)
Одним из позитивных факторов развития Республики Хакасия является стабильное увеличение численности детского населения. Удельный вес детей в общей численности населения Республики Хакасия постоянно увеличивается, в 2018 году он составил - 24,9% в 2017 году – 22,8%, в 2016 году - 21,7%.
Положительные показатели демографической политики в Республике Хакасия связаны, прежде всего, с реализацией государственных программ в Республике Хакасия по поддержке молодых и многодетных семей, реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, уникальной программы по поддержке малых сел.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи приоритетными направлениями являются повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи, создание условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия по обеспечению жильем, работой, доступности дошкольного образования.
В 2016 году в Республике Хакасия возросла численность экономически активного и занятого населения. Экономически активное население составило 262,3 тысяч человек – это 48,9% от общей численности населения региона, а занятого населения - 246,9 тысяч человек.