СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

олимпиада по химии разработана для студентов первого курса 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по химии»


Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное учреждение

«Хабаровский машиностроительный техникум»











Методическая разработка

олимпиады

по дисциплине «химия»













Разработчик: преподаватель химии

Т.А. Новикова










2017


Содержание


1

Документы, определяющие содержание заданий Олимпиады…………………...

2

2

Программа Олимпиады…………………………………………………………….

2

3

Положение о внутритехникумовской олимпиаде по «химии»………………….

3

4

Процедура проведения и техническое обеспечение внутритехникумовской Олимпиады по «химии»……………………………………………………….........

6

5

Технические средства…………………………………………………………........

6

6

Критерии оценивания заданий……………………………………………………...

6

7

Приложение………………………………………………………………………….

7











































Документы, определяющие содержание заданий Олимпиады


Олимпиада по химии является соревнованием обучающихся. Содержание заданий проверяет не только знания и умения решать разные химические проблемы.

В основе содержания заданий лежат нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – Государственный образовательный стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для подготовки отдельных заданий могут быть использованы и другие учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов городской и краевой олимпиады.




Программа Олимпиады

В содержание теоретического тура могут быть включены тестовые задания из предыдущих курсов.

Фактические. Понятийные и теоретические знания:

- важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

- основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

Уметь:

- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.




































Положение

О внутритехникумовской олимпиаде по «химии»


  1. Общие положения

    1. Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения т организации внутритехникумовской олимпиады по «химии», ее организационное, методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей.

  2. Цели и задачи Олимпиады

    1. основными целями Олимпиады являются;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов;

- повышение творческой активности студентов;

- формирование у студентов потребности к саморазвитию самосовершенствовании.

2.2. Основными задачами Олимпиады являются:

- выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к предмету «химия»;

- мотивация самостоятельной деятельности в области данной дисциплины;

- расширение кругозора;

- участие студентов во внеурочной деятельности.

3. Организация и порядок проведения Олимпиады

3.1. Руководство подготовкой, проведением и ее организационным обеспечением осуществляется организатором Олимпиады, назначаемым приказом директора техникума совместно с председателем цикловой комиссии.

3.2. организатор Олимпиады:

- вносит коррекцию по датам проведения Олимпиады;

- разрабатывает задания Олимпиады;

- формирует состав жюри;

- определяет количество победителей и призеров;

- рассматривает совместно с жюри Олимпиады случаи. Если во время проведения Олимпиады жюри и участники не смогли прийти к единому мнению по оценке работы участника Олимпиады;

- анализирует и обобщает итоги Олимпиады и представляет отчет о проведении Олимпиады в администрацию техникума;

- разрабатывает план проведения Олимпиады;

- разрабатывает методические рекомендации по составлению Олимпиадных заданий, тексты Олимпиадных заданий и методики оценки выполненных заданий4

- определяет форму проведения и техническое обеспечение Олимпиады.

3.3. Для проведения Олимпиады назначается независимое жюри.

Состав жюри Олимпиады формируется из числа преподавателей ЦК и утверждается директором КГБ ПОУ «ХМТ».

3.4. Олимпиада проводится с использованием единого комплекта заданий для всех групп участников. Этот комплект заданий включает все виды заданий Олимпиады.

3.5. Проверку выполненных заданий олимпиады осуществляет жюри.

Жюри Олимпиады:

- оценивает выполненные задания;

- проводит анализ выполненных заданий;

- рассматривает совместно с организатором соответствующие этапы Олимпиады;

- определяет победителей;

- представляет организатору Олимпиады аналитические отчеты о результатах проведения Олимпиады.

4. Сроки проведения и условия участия в Олимпиаде

4.1. Олимпиада проводится в техникуме в марте на неделе «Математических и естественнонаучных дисциплин»

4.2. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе студенты очной формы обучения всех специальностей 1 курса КГБ ПОУ «ХМТ».

4.3. Внутритехникумовская Олимпиада проводится 06.03.17 года

4.4. Содержание Олимпиадных заданий соответствует программе учебной дисциплине «химия», разработанной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 2015 год.

4.5. перед началом каждого конкурса организатор Олимпиады проводит инструктаж участникам и объясняет им правила работы.

4.6. При проведении конкурса рекомендуется придерживаться процедуры проведения конкурса.

5. Подведение итогов

5.1. Подведение итогов проводится после завершения Олимпиады.

5.2. Список победителей и призеров Олимпиады утверждается организатором внутритехникумовской олимпиады.

5.3. Победители и призеры Олимпиады определяются на основании результатов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу.

5.4. Участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победители не определены, тогда определяются призеры Олимпиады.

Призерами внутритехникумовской Олимпиады признаются:

- участники Олимпиады. Следующие в итоговой таблице за победителями.

Призовыми местами считаются места, занявшие наибольшее количество баллов по итогам каждого тура.

5.5. Итоги Олимпиады оформляются в форме протокола.

5.6. Победители принимают участие в краевой Олимпиаде.

























Процедура проведения и техническое обеспечение внутритехникумовской Олимпиады по «химии»


  1. Процедура проведения Олимпиады

    1. 1.1. Участники заполняют листки ответов с указанием Ф.И.О

- все ответы необходимо отмечать на листках ответов. Правильный вариант пишется в соответствующей клеточке на листе бумаги

- на листках ответов категорически запрещается делать рисунки или какие-либо отметки.

- исправления на листках ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи трактуются не в пользу участника.

- ответы записываются только черной или синей пастой.

1.2. Участникам раздаются вопросы конкурса. Сами вопросы конкурса не проверяются.

1.3. Организатор при приеме ответов должен строго следить за тем, чтобы на всех сданных работах (листах ответов) должна быть указана фамилия и группа участника и не должно быть никаких условных пометок.

1.4. Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в баллах.



Технические средства

Для проведения данного конкурса не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов должны быть таблица Д.И. Менделеева. Таблица растворимости солей, кислот, оснований и электрохимический ряд напряжения металлов.


Критерии оценивания заданий Олимпиады

Часть I. За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла, максимальное число баллов 30

Часть II. За каждое выполненное задание начисляется 5 баллов, максимальное число баллов 25

Часть III. За каждое верно выполненное задание начисляется 9 баллов, максимальное число баллов 45

Максимальное число баллов за 3 части -100



































приложение



































задания

Олимпиады по химии

Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы 90 минут


Часть I За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.

1. латунь в природе встречается в виде:

11


Оксидов


22


не встречается

33


самородном

2. банки с притертой крышкой нельзя применять при хранении

11


Едкого натра


22


Сульфата калия

33


Оксида калия

3. мыло получают из

11


Жиров


22


белков

33


углеводов

4. практически осуществима реакция между раствором хлорида цинка и….

11


магнием


22


железом

33


свинцом

5. оксид кремния не взаимодействует с …

11


Фтороводородной кислотой


22


Оксидом натрия

33


углеродом

6. химическая реакция гидратации характеризуется:

11


Выделением воды


22


Присоединением воды

33


Присоединением водорода

7. укажите среди вариантов ответов катион

11



NO

22


CH3+

33


OH-

8. порядковый номер элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева показывает:

11



Количество протонов в ядре

22


Количество нейтронов в ядре

33


Вес атома

9.реакция обмена идет до конца, когда:

11


Выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее вещество

22


Выпадает осадок. Выделяется газ


33


Образуется малодиссоциирующее вещество

10.реактивом для выявления карбонат - ионов (CO32-) является:


11


Гидроксид натрия

22


Хлорид калия

33


Соляная кислота

Часть II. За каждое выполненное задание начисляется 5 баллов


11. какие растворы проводят электрический ток:

11


Раствор глюкозы

22


Раствор этилового спирта

33


Раствор карбоната натрия

12. гидролизу по катиону и аниону подвергается соль

11


(NH4)2CO3

22


NH4Cl


33


KCl

13. ядовитым веществом для человека является:

11


Оксид фосфора ( V)

22


Фосфат кальция


33


Белый фосфор

14. электронная формула алюминия

11


1s22s22p63s23p1

22


1s22p22s63p23s1

3

33


1s22s22p63s2

15.какой вид связи присутствует в соединении хлорида натрия:

11


ионная

22


ковалентная


33


металлическая

Часть III. За каждое верно выполненное задание начисляется 9 баллов


16. ученый, который создал теорию строения органических соединений:

11


Д.И. Менделеев

22


А.М. Бутлеров

33


А. Авогадро

17. основным природным источником углеводородов в природе является:

11


Нефть

22


Каменный уголь

33


газ

18. соотнесите класс веществ и его общую формулу:

1. ацетилен А. CnH2n+1ОН

2. метанол Б. CnH2n

3. этаналь В. CnH2nO

11


1-В, 3-А, 2-Б

22


1-А, 2-Б, 3-В

33


1-Б, 2- А, 3-В

19. вид гибридизации электронных облаков атома углерода в алканах:

11


sp-

22


-sp2

33


-sp3


20. укажите вещество Х в следующей цепочке превращений:

крахмал→ глюкоза→ Х→ этилен

11


Этиловый спирт

22


Уксусная кислота

33


этан



Ответы

Часть I:


Вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отв.

2

1

1

1

3

2

2

1

1

3


Часть II:

Вопр.

11

12

13

14

15

Отв.

3

1

3

1

1


Часть III:

Вопр.

16

17

18

19

20

Отв.

2

1

3

3

1






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!