СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по истории 11 класса с ответами. Полезна для учащихся 11 класса и для учителей, которые готовят детей к олимпиаде

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории 11 класс»

Олимпиада по истории


11 класс

I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.

1. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

Столбовский мир, Ништадский мир, Абосский мир.


2. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

абсиды, нефы, закомары, лопатки.


3. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

Церковь Спаса на Ковалеве, церковь успения на Волотовом поле, церковь Федора Стратилата на Ручье, церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

II. Задание на установление соответствий позиций.

1. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

  1. Иосиф Волоцкий;

  2. Нил Сорский;

  3. И.С. Пересветов;

  4. Филофей.

1. русский писатель-публицист XV в., идеолог дворянства;

2. основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель.

3. создатель политической теории XV-XVI вв., обосновавшей всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра;

4. основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма;

5. деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря.


2. Установите соответствие между историческими лицами и их цитатами.

  1. А.Н. Радищев;

  2. Николай I;

  3. Александр II;

  4. А.И. Герцен.

1. «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к оному было бы злом еще более гибельным»;

2. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому существу состояние»;

3. «Дух преобразования заставляет умы клокотать»;

4. «К топору зовите Русь… помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей».

5. «Лучше отменить крепостное право «сверху», нежели ждать, пока сами крестьяне отменят его «снизу»».


3. Установите соответствие между именами и фактами из биографии исторических лиц.

  1. А.П Волынский;

  2. князь В.В. Голицын;

  3. Е.Р. Дашкова;

  4. П.А. Румянцев.

1. Участие в дворцовом перевороте 1762 г.;

2. создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя;

3. в его доме собирались противники Анны Иоанновны;

4. среди прочих изменений, планировал отмену крепостного права;

5. основатель и покровитель Московского университета.


III. Определение хронологической последовательности.

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события гражданской войны.

  1. начало восстания Чехословацкого корпуса;

  2. установление в Омске военной диктатуры адмирала А.В. Колчака;

  3. создание независимой Дальневосточной республики;

  4. провозглашение политики красного террора.


2. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVIII в.

  1. Астраханское восстание стрельцов;

  2. учреждение Сената;

  3. издание указа «О наследовании престола»;

  4. создание Тайной канцелярии.


3. Расположите в хронологической последовательности следующие события внешней политики.

  1. Кардисский мирный договор со Швецией;

  2. Ясский мирный договор с Турцией;

  3. Плюсское перемирие со Швецией;

  4. заключение «Вечного мира» с Польшей.


IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.

1. Кто из деятелей культуры, перечисленных ниже, относится к периоду «золотого века»?

  1. К.П. Брюллов;

  2. В.И. Суриков;

  3. М.О. Микешин;

  4. Н.В. Гоголь;

  5. М.И. Глинка;

  6. П.И. Чайковский.

2. К царствованию Анны Иоанновны относятся:

  1. уничтожение «Кондиций»;

  2. издание «Табели о рангах»;

  3. Семилетняя война;

  4. бироновщина;

  5. русско-турецкая война 1735-1739 гг.;

  6. учреждение Синода.

3. К событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг. относятся:

  1. Битва при Кюрюк-Дара;

  2. оборона Севастополя;

  3. оборона Шипки;

  4. осада Плевны;

  5. присоединение Бухары;

  6. Сан-Стефанский договор.


V. Определение правильности и ошибочности утверждений.

  1. Первый письменный договор Руси с Византией был заключен в 882 г.

  2. Впервые русскими войсками Берлин был взят в 1760 г.

  3. По условиям Деулинского перемирия Россия потеряла Смоленск

  4. Проведение реформ П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина относится к экономической политике Николая I

  5. Одной из черт политики «военного коммунизма» является уравнительная оплата труда.

  6. Начало правления князя Владимира I Святого относится к 980 г.

  7. Родовые владения бояр на Руси назывались слободами

  8. Империей Россия была провозглашена в 1720 г.

  9. Мюридизм, газават, имамат – все эти понятия относятся к исламу.

  10. Идеи Просвещения, знакомство с Европой во время заграничных походов 1813-1814 гг. оказали влияние на идейное становление народников.

  11. Введение рабочего контроля не относится к понятию «первые мероприятия советской власти».

  12. Потеря Россией территории Финляндии, Польши, Украины, Белоруссии относится к условиям Брестского мира.

  13. 1 марта 1881 г. Александр II одобрил план государственных преобразований Лорис-Меликова.

  14. В битве на р. Неве в 1240 г. Ярослав Осмомысл нанес поражение шведам.

  15. Объединение Руси под властью Олега произошло в 1882 г.


VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.

1. Прочитайте строки русского поэта К. Бальмонта и укажите, о каком русском царе идет речь.

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,

Наш царь – кровавое пятно.

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму темно.

Ответ: _______________________________________


2. Прочтите отрывок из дневника очевидца событий и определите название войны и ее хронологические рамки, во время которой они проходили.

«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была введена замечательно неискусна… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать эскадронов кавалерии в бездействии стояли на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».


3. Прочтите отрывок из документа и определите, о каком историческом лице в нем говорится.

«… Сел Иван Даниилович на великом княжении всея Руси и была с тех пор тишина велика на 40 лет и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и много тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле».

Ответ:____________________________________________

VII. Работа с исторической картой.

Определите, какие славянские племена обозначены цифрами на карте.













VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.

Посмотрите на диаграмму и ответьте на вопросы:

1) Почему в Российской империи получило такое развитие именно крупное производство?

2) К чему приводила концентрация рабочих на одних предприятиях?


IX. Познавательные задачи.

1. Как правильно назвать события на Сенатской площади: бунт, восстание, революция?

2. Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником? Как следовало бы, по вашему мнению, Петру организовать престолонаследие в России?

X. Исторический кроссворд.























1

2




3






























4








5


6























































8













7














































9


















































10


































11








































По вертикали:

2. Представитель княжеской администрации, ответ­ственный за все течение хозяйственной жизни.

3. Древнерусская мера емкости, принятая для изме­рения самых больших объемов сыпучих тел.

6. Название войска в Древней Руси.

8. Журнал, издаваемый в XIX веке Н.А. Некрасо­вым.

По горизонтали:

1. Мелкая русская монета, возникшая в XVIII веке.

4. Название налога в России, возникшее в XVIII веке.

5. Князь, участник Избранной рады; бежал в Литву и вел ожесточенную полемику с царем Иваном IV.

7 . В Киевской Руси, крестьянин, порвавший со своей общиной, вообще человек, оторвавшийся от своей среды.

9. Русский патриарх, отец царя Михаила Федорови­ча Романова.

10. В русской армии XIX века — воин легкой кавале­рии.

11. В Киевской Руси — княжеский слуга, домовой уп­равитель.


XI. Работа с изображениями.

1. Определите, что объединяет картины, изображенные ниже. Назовите их.

1.

2.

3.

4.



Ответы. 11 класс

Критерии оценки:

Ответы данной олимпиады оцениваются в 100 баллов.

Задания с 1 по 5 – за каждый правильный ответ 1 балл=36

Задания 6 по 9 – за каждый правильный ответ 2 балла =26

Задание 10 – за каждый правильный ответ 3 балла = 30

Задание 11 – за каждый правильный ответ по 2 балла =8

Правильные ответы и комментарии . I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.

1. Эти события связаны с историей борьбы России против Швеции.

2. Эти термины связаны с архитектурными особенностями крестово-купольных храмов Киевской Руси.

3. Новгородские церкви на рубеже XIII-XIV в.

II. Задание на установление соответствий позиций.

1. а2, б4, в1, г3

2. а2, б1, в5, г4

3. а3, б4, в1, г2


III. Определение хронологической последовательности.

1. а – г – б – в

2. а – б – г – в

3. в – а – г – б


IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.

1. а – г – д

2. а – г – д

3. в – г – е


V. Определение правильности и ошибочности утверждений.

  1. (нет)

  2. (да)

  3. (да)

  4. (да)

  5. (да)

  6. (да)

  7. (нет)

  8. (нет)

  9. (да)

  10. (нет)

  11. (нет)

  12. (да)

  13. (да)

  14. (нет)

  15. (да)


VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.

1. Николай II

2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

3. Иван Калита


VII. Работа с исторической картой.

1. Дреговичи, 2. Северяне, 3. Голядь, 4. Волыняне, 5. Поляне, 6. Полочане.

VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.

1) Это связано с особенностями модернизации и промышленного переворота в Российской империи. Россия шла по догоняющей мобилизационной модели развития, в связи с чем большую роль играло государство. Оно определяло развитие промышленности в Российской империи в соответствии со своими нуждами, а нуждалось оно в первую очередь в крупном производстве, связанном с добывающими и обрабатывающими отраслями, а также с оборонным производством. Предприятия росли за счёт государственных заказов. Также в Российской империи шёл естественный процесс монополизации промышленности, характерный также и для других развитых стран.

2) Росла сила пролетариата. Он начинал осознавать себя как класс, выдвигать свои требования, создавать объединения. Крупные заводы служили удобным местом пропаганды революционных партий.


IX. Познавательные задачи.

1. При ответе на этот вопрос надо исходить из значения слова «бунт» - это стихийное, неподготовленное выступление. Мы не можем назвать события 14 декабря 1825 г. бунтом, так как идеи государственного переворота обсуждались и руководители имели программу действий. Революцией называют уже свершившееся событие, итоги которого привели к глубоким, коренным переменам. Выступление на Сенатской площади было подавлено. Таким образом, наиболее подходящее определение – это восстание.

2. Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание свое­го сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти (как Годунов при царе Федоре) они не успели.


X. Исторический кроссворд.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

о

л

у

ш

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

п

о

д

а

т

ь

 

 

к

у

р

б

с

к

и

й

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

н

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

з

г

о

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

и

л

а

р

е

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

л

а

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

и

у

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


XI. Работа с изображениями.

Все картины принадлежат кисти Васнецова В.

1. После побоища Игоря Святославича с половцами

2. Крещение князя Владимира

3. Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

4. Крещение Руси










9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!