СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы к олимпиаде по истории 10 класс даны с ответами. Будут полезны учащимся и учителям при подготовке к всероссийской олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории 10 класс.»

Олимпиада по истории


10 класс

I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.

1. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

Владимир Володаревич, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович.


2. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

Медный бунт, Соляной бунт, восстание Степана Разина.


3. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.

Запрет помещикам заставлять крестьян работать на них более трех дней в неделю, разрешение старообрядцам иметь свои церкви, введение жесточайшей цензуры.

II. Задание на установление соответствий позиций.

1. Установите соответствие между именами государей и событиями внешней политики, относящимися к их правлению.

  1. Алексей Михайлович;

  2. Софья Алексеевна;

  3. Екатерина II;

  4. Михаил Федорович.

1. подписание «Вечного мира» с Польшей;

2. Ливонская война;

3. присоединение Украины к России;

4. Смоленская война;

5. разделы Речи Посполитой.


2. Установите соответствие между именами политических деятелей и направлениями общественной мысли, к которым они относились.

  1. И.Д. Якушкин;

  2. Н.П. Огарев;

  3. Н.И. Греч;

  4. А.И. Желябов.

1. консерваторы;

2. либералы;

3. социалисты;

4. народники;

5. декабристы.


3. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале XX в. и их представителями.

  1. большевики;

  2. кадеты;

  3. черносотенцы;

  4. меньшевики.

1. В.М. Чернов;

2. А.А. Корнилов;

3. Ю.О. Цедербаум;

4. А.И. Дубровин;

5. В.И. Ульянов.


III. Определение хронологической последовательности.

1. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности.

  1. Елена Глинская;

  2. Василий Темный;

  3. Филипп Колычев;

  4. Сергий Радонежский.


2. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики XVIII в.

  1. второй раздел Польши;

  2. сражение у мыса Калиакрия;

  3. взятие русскими Кенигсберга;

  4. сражение у мыса Гангут.


3. Расположите в хронологической последовательности появление следующих понятий.

  1. Орден меченосцев;

  2. Избранная рада;

  3. смерды;

  4. коллегии.


IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.

1. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к Крестьянской реформе 1861 г.?

  1. мировые посредники;

  2. уставная грамота;

  3. временнообязанное состояние;

  4. «заповедные лета»;

  5. «урочные лета»;

  6. пожилое.

2. К внутренней политике Петра I относятся:

  1. учреждение коллегий;

  2. Манифест о вольности дворянству;

  3. жалованная грамота городам;

  4. введение рекрутской повинности;

  5. ликвидация патриаршества;

  6. отмена смертной казни.

3. К событиям Крымской войны относятся:

  1. Бой под Алуштой;

  2. Битва под Лейпцигом;

  3. Синопская битва;

  4. Поражение армии Меншикова;

  5. Оборона Шипки;

  6. Оборона Севастополя.

V. Определение правильности и ошибочности утверждений.

  1. Первый письменный договор Руси с Византией был заключен в 882 г.

  2. Впервые русскими войсками Берлин был взят в 1760 г.

  3. По условиям Деулинского перемирия Россия потеряла Смоленск

  4. Проведение реформ П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина относится к экономической политике Николая I

  5. Одной из черт политики «военного коммунизма» является уравнительная оплата труда.

  6. Начало правления князя Владимира I Святого относится к 980 г.

  7. Родовые владения бояр на Руси назывались слободами

  8. Империей Россия была провозглашена в 1720 г.

  9. Мюридизм, газават, имамат – все эти понятия относятся к исламу.

  10. Идеи Просвещения, знакомство с Европой во время заграничных походов 1813-1814 гг. оказали влияние на идейное становление народников.

  11. Введение рабочего контроля не относится к понятию «первые мероприятия советской власти».

  12. Потеря Россией территории Финляндии, Польши, Украины, Белоруссии относится к условиям Брестского мира.

  13. 1 марта 1881 г. Александр II одобрил план государственных преобразований Лорис-Меликова.

  14. В битве на р. Неве в 1240 г. Ярослав Осмомысл нанес поражение шведам.

  15. Объединение Руси под властью Олега произошло в 1882 г.


VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.

1. Прочитайте отрывок из исторического источника и назовите событие, о котором идет речь.

«Князь же Владимир Андреевич не мог более терпеть и сказал Дмитрию Волынцу: «Беда великая, брат, чему помогает наше стояние, будет оно нам в посмешище, кому будем помогать?» И сказал ему Дмитрий: «Великая беда, князь, но еще не пришел наш час: каждый, кто начинает без времени, приносит беду. Помолчим, потерпим еще до удобного времени, когда дадим ответный удар по нашим врагам»… И пришел час восьмой и внезапно повеял южный ветер сзади их. Волынец закричал громким голосом: «Час пришел, а время приблизилось». И опять сказал: «Братья мои и друзья, дерзайте…» И сразу выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, храбро подняты знамена грозным воеводою».

Ответ:________________________________________________


2. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится.

«Грустно… я болен Севастополем … Мученик – Севастополь! Что стало с нашими морями? … Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега … Друзей и союзников у нас нет».

Ответ: _________________________________________


3. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите, о ком идет речь.

«Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от нее этого ожидать. Самое важное в ее жизни и судьбе – близость к великому человеку, преобразователю России».

Ответ:______________________________


VII. Работа с исторической картой.

О каком сражении идет речь? В какую военную кампанию произошло это сражение? Кто руководил российскими войсками? Чем закончилось сражение?





VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.

Внимательно посмотрите на диаграмму «Бюджетные расходы на содержание государственного аппарата в конце XIX-начале XX века и ответьте на вопросы:


1) Почему государство тратила столько средств на содержание своих чиновников?

2) Что можно сказать о чиновничье-бюрократическом аппарате в связи с такими расходами на него?


IX. Познавательные задачи.

1. Павел I принял указы по ограничению власти помещиков над крестьянами, однако в истории за ним закрепилась репутация тирана. Почему?


2. Почему, несмотря на экономический прогресс, к началу 1720-х гг. резко ухудшилось положение деревни?

X. Исторический кроссворд.





















1

















2







































3















4












5


















6














7













8

























9












10








































































































По вертикали:

1. Русский полководец, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

3. Советский конструктор, академик, автор различ­ных видов вооружения, использовавшихся в годы Великой Отечественной войны.

5. Пьеса Н.В. Гоголя.

7. В православной церковной службе — молитва, чи­таемая священником или дьяконом, а также за­здравное моление о членах императорской семьи.

9. Древнерусская мера длины.

По горизонтали:

2. Художественный и архитектурный стиль, отличаю­щийся декоративной пышностью, вычурностью и т.п.

4. Полукочевой народ, с которым славянам пришлось вести борьбу в IX-X веках.

6. Русский дипломат, министр иностранных дел Рос­сии (с 1882 г.).

8. Древнерусская мера объема, равная 2,5 ведрам.

10. Форма организации труда, имевшая довольно ши­рокое распространение в России в годы НЭПа.

XI. Работа с изображениями.

Определите кто изображен на картинах. Кто является лишним?


1.

2.

3.

4.




Ответы.

10 класс

Критерии оценки:


Ответы данной олимпиады оцениваются в 100 баллов.

Задания с 1 по 5 – за каждый правильный ответ 1 балл=36

Задания 6 по 9 – за каждый правильный ответ 3 балла =24

Задание 10 – за каждый правильный ответ 3 балла = 30

Задание 11 – за каждый правильный ответ по 2 балла =10


Правильные ответы и комментарии

I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.

1. князья Галицко-Волынского княжества периода раздробленности.

2. народные волнения времен правления Алексея Михайловича.

3. мероприятия, относящиеся к внутренней политике Павла I.


II. Задание на установление соответствий позиций.

1. а3, б1, в5, г4

2. а5, б3, в1, г4

3. а5, б2, в4, г3


III. Определение хронологической последовательности.

1. гбав

2. гвба

3. вабг


IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.

1. абв

2. агд

3. вге


V. Определение правильности и ошибочности утверждений.

  1. (нет)

  2. (да)

  3. (да)

  4. (да)

  5. (да)

  6. (да)

  7. (нет)

  8. (нет)

  9. (да)

  10. (нет)

  11. (нет)

  12. (да)

  13. (да)

  14. (нет)

  15. (да)

VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.

1. Куликовская битва.

2. Крымская война 1853-1856 гг.

3. Екатерина I.

VII. Работа с исторической картой.

На карте изображено взятие крепости Измаил во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Руководил российскими войсками при этом штурме А.В. Суворов.

VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.

1) Чиновничество считалось главной опорой государственной власти ещё со времён Николая I.

2) Чиновничье-бюрократический аппарат был чрезвычайно раздут, начиная со времён Николая I и до наших дней. Он имел в Российской империи власть, как ни в одной развитой стране.


IX. Познавательные задачи.

1. Репутация тирана сложилась прежде всего в дворянской среде. Павел I стремился вернуть дворянству его «служилый» статус, который был сведен на нет реформами Екатерины II.

2. Северная война подорвала ресурсы деревни и увеличила повинности крестьян (рекрутская повинность, введение подушной подати и т.п.).


X. Исторический кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

а

р

о

к

к

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

а

з

а

р

ы

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

т

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

г

и

р

е

 

 

 

и

 

о

 

 

 

 

е

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

о

 

н

а

с

а

д

к

а

 

 

о

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

т

 

с

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

о

о

п

е

р

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


XI. Работа с изображениями.
  1. Александр III

  2. Александр I

  3. Аракчеев А.А.

  4. Александр II

Лишний Аракчеев А.А., так как все остальные императоры















7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!