СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по географии 9 класс»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по географии

9 класс



Тестовый тур

Максимальный балл – 30



1. Какой из приборов не применяется при проведении метеонаблюдений?

1. анемометр

2. курвиметр

3. гигрометр

4. барограф


2. Крайняя островная северная точка Европы находится на…

1. острове Исландия

2. Кольском полуострове

3. Архипелаге Шпицберген

4. Архипелаге Земля Франца-Иосифа


3. С именем Бартоломеу Диаша связано открытие мыса:

1. Пиай

2. Рока

3. Доброй Надежды

4. Горн


4. Выберите район, где выпадает наименьшее среднегодовое количество осадков:

1. устье реки Луара

2. южный берег Персидского залива

3. плато Путорана

4. северное побережье Австралии


5. Наиболее высокое атмосферное давление наблюдается:

1. в январе в Центральной Азии

2. в июле в Северной Африке

3. в январе на севере Австралии

4. в июле в Амазонской низменности


6. Самая длинная река самой населенной части света впадает в это море:

1. Желтое

2. Восточно-Китайское

3. Южно-Китайское

4. Японское


7. Какой из этих географических объектов расположен на территории самого крупного в мире полуострова?

1. плоскогорье Декан

2. пустыня Большой Нефуд

3. пустыня Тар

4. впадина Афар


8. Метеорологический показатель точка росы выражается в:

1. единицах времени

2. единицах абсолютной влажности

3. единицах относительной влажности

4. единицах температуры воздуха


9. Назовите автора проекции, которая по сей день используется для создания морских навигационных карт:

1. М. Бехайм

2. Эратосфен

3. Меркатор

4. А. Веспуччи


10. Укажите озеро с котловиной запрудного (завального) происхождения:

1. Титикака

2. Сарезское

3. Большое Медвежье

4. Иссык-Куль


11. Какой из перечисленных зональных типов почв распространен в азиатской части России, но отсутствует в европейской?

1. тундрово-глеевые

2. каштановые

3. желтоземы

4. мерзлотно-таежные


12. Для областей какой складчатости наиболее характерны действующие гейзеры:

1. альпийской

2. герцинской

3. мезозойской

4. каледонской


13. Для какого из перечисленных регионов характерны формы рельефа, созданные деятельностью ледника:

1. Приморский край

2. Республика Башкортостан

3. Ленинградская область

4. Омская область


14. Характерной особенностью какого из морей , является наличие придонной зоны, отравленной сероводородом? (1 балл)

1. Белое

2. Черное

3. Балтийское

4. Японское


15. Какой из перечисленных народов России является наиболее многочисленным?

1. коми

2. якуты

3. чуваши

4. татары


16. На какой реке и в каком субъекте РФ построена крупнейшая в России гидроэлектростанция?

Ответ:

Гидроэлектростанция (название) ____________________________________

Река: ____________________________________________________________

Субъект РФ: _____________________________________________________


17. Найдите соответствие между перечисленными центрами традиционных промыслов и товарами, которые в них производят:


Центр народных промыслов

Традиционные товары

1. Хохлома

А. расписные шкатулки из папье-маше с лаковой миниатюрой

2. Жостово

3. Палех

Б. деревянная расписная посуда и утварь, выполненная красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону

4. Павловский Посад

5. Гжель

В. фарфоровая посуда и игрушки с ручной с ручной кобальтовой росписью


Г. металлические расписные подносы

Д. шерстяные платки с традиционным цветочным рисунком

Е. глиняные игрушки-свистульки с разноцветной росписью

Ответ:

1 –____; 2 – ____; 3 – ____; 4 – ____; 5 – ____.


18. Используя характеристики эллипсов искажений, определите на каких параллелях в пределах карты искажений нет? В какой части карты и по какому направлению искажения имеют наибольшую величину? Ответ поясните.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


19. В каком из перечисленных субъектов административный центр НЕ является городом-миллионером? Какие субъекты находятся в его составе? Лидерами по добыче каких полезных ископаемых в России они являются?

1. Нижегородская область

2. Омская область

3. Республика Башкортостан

4. Тюменская область

Ответ: ______________

Субъекты в составе:

1._________________________________________, полезное ископаемое:__________________

2._________________________________________, полезное ископаемое:__________________


20. По приведенным описаниям (1) определите, в каком случае идет речь о фёне; выберите характеристики погоды (2), связанные с развитием этой циркуляции воздуха:

1.

А. Непериодический сильный холодный порывистый ветер, возникающий при переваливании холодного воздуха через невысокие горы и движущийся в сторону более теплого моря;

Б. Поток теплого сухого воздуха, непериодически дующий вниз по подветренному склону;

В. Ветры, которые развиваются в прибрежной полосе водоемов и меняют направление дважды в сутки.

2.

А. днем – легкий прохладный ветерок, а ночью – слабый ветер, дующий с суши на море;

Б. похолодание и резкое усиление ветра (до штормовых значений), который может вызывать сильное волнение на море и значительные разрушения в прибрежной полосе;

В. резкое повышение температуры и снижение влажности воздуха.


Ответ:

1 –____; 2 – ____.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по географии

9 класс


Теоретический раунд

Максимальный балл – 70


Задание 1. (24 балла)

Известно, что многие фирменные поезда в России имеют собственные названия (например, «Две столицы» — поезд Москва — Санкт-Петербург). Зачастую названия таких поездов несут в себе географический смысл, связанный с одним из пунктов их назначения.

Перед вами названия 8 фирменных поездов: «Лотос», «Арктика», «Жигули», «Кузбасс», «Малахит», «Шексна», «Южный Урал», «Янтарь». Одной из конечных станций маршрута является город Москва. Заполните таблицу «Фирменные поезда России» в листе ответов, сопоставив название фирменного поезда и его маршрут. Дайте краткое объяснение географического смысла, заложенного в названии каждого поезда.


Фирменные поезда России


Название поезда

Маршрут поезда

Москва- ____________

(указать второй конечный пункт маршрута поезда)

(по 1 баллу)

Краткое объяснение географического смысла, заложенного в названии (по 1 баллу)

«Лотос»




«Арктика»




«Жигули»




«Кузбасс»




«Малахит»




«Шексна»




«Южный Урал»




«Янтарь»





Задание 2. (18 баллов)

В таблице приведены отдельные сведения о 9 субъектах Российской Федерации. По имеющимся данным таблицы определите эти регионы, укажите их названия в первой колонке.




Отдельные сведения о субъектах РФ

Субъект РФ

Численность населения (тыс. чел., 2013 г.)

Доля горожан, %

Прирост населения

(%, 2013 г.)

Этнический состав (%, данные переписи 2010 г.)

Структура ВРП
(%, 2012)

Отдельные виды
выпускаемой продукции

сельское хозяйство

промышлен-ность

сфера услуг

Субъект 1

_________

210

29

0,6

Русские (56,6)

алтайцы (33,9) казахи (6,2)

кумандинцы (0,5)

21

20

59

сельскохозяйственная продукция, панты

Субъект 2

_________

817

67

-0,7

русские (94,3) украинцы (2,0)

6

38

56

соя, электроэнергия, уголь, золото



Субъект 3 _________

780

93

-1,2

русские (89,0) украинцы (4,8) белорусы (1,7) татары (0,8)

8

41

51

апатитовый и нефелиновый концентрат, никель, медь, рыбные консервы, железорудный концентрат

Субъект 4 _________

5 330

53

1,4

русские (88,3)

армяне (5,5) украинцы (1,6)

татары (0,5)

греки (0,4)

10

33

57

зерно, мука, сахар, подсолнечное масло, вино, мясо, овощи, фрукты, плодоовощные консервы, молочные продукты, цемент, минеральные удобрения, нефтепродукты

Субъект 5 _________

3 485

82

0,1

русские (83,8)

татары (5,4) башкиры (4,8) украинцы (1,5) казахи (1,0)

6

46

48

прокат чёрных металлов, трамвайные вагоны, черновая и рафинированная медь, зерно

Субъект 6 _________

2 635

75

0,1

русские (87,1)

татары (4,6)

коми-пермяки (3,2)

башкиры (1,3) удмурты (0,8)

2

56

42

нефтепродукты, минеральные удобрения, бумага и полиграфическая продукция, углеводородное сырье, артиллерийское и ракетное вооружение

Субъект 7 _________

385

94

нет дан-ных

русские (71,6) украинцы (22,4)

0

20

80

рыбные консервы, вино

Субъект 8 _________

2 791

58

0,1

русские (80,9)

армяне (5,9) даргинцы (1,8)

греки (1,2)

цыгане (1,1) украинцы (1,1) ногайцы (0,8)

11

27

62

зерно, минеральная вода, коньяк, вино, сахар, фрукты и овощи, азотные удобрения, шерсть, мясо, синтетические смолы и пластмассы, электроэнергия

Субъект 9

_________

1 532

79

-0,6

русские (95,3) украинцы (1,0) армяне (0,6)

татары (0,5)

6

44

50

стрелковое оружие, минеральные удобрения, товары бытовой химии, мостовые электрические краны, зерно, картофель, овощи


Задание 3. (10 баллов) Определите субъект Российской Федерации Х, который граничит с несколькими другими (первый, второй, третий, четвертый). О них известно следующее:

О первом:

Здесь находится исток самой полноводной из рек России, относящихся к бассейну Атлантического океана.


О втором:

Здесь находится самый крупный металлургический комбинат в бассейне самой полноводной реки Европейской России.


О третьем:


Находящийся здесь Святогорский монастырь – место упокоения А.С.Пушкина.


О четвертом:

О событиях на этой территории и написано знаменитое стихотворение

А.Т.Твардовского:

«Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестком налете»


Искомый субъект Х


Впишите в третью колонку таблицы правильные названия искомых субъектов Российской Федерации, а по первым трем – еще и названия географических объектов в этих субъектах, указанных в заданиях.


Задание 4. (8 баллов)

Перед вами текст, описывающий неблагоприятные погодные условия. Вместо пропусков (____________) впишите пропущенные слова:

___________________ – так жители _________________________ островов называют ____________________, перемешанный с ____________________ от промышленных углепредприятий и традиционных каминов; такая смесь содержит сотни тонн несгоревших частиц и сернистого газа.

Густая ядовитая смесь, непроницаемой пеленой висящая над землей, является коварным врагом ______________________, ____________________ и даже ____________________.

Объясните происхождение названия слова, используемого жителями островов.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Задание 5. (10 баллов)

Разделите указанные понятия на возможные группы, объясните по какому признаку была произведена группировка (или дайте названия выделенным группам):

фьорд, селище, губа, хутор, эстуарий, станица, лагуна, заимка, конурбация, риа, кишлак, лиман

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!