Олимпиада по адыгейской литературе
8 класс
Как называются произведения, сочетающие в себе переплетение фантастических и реалистических начал.
__________________________________________________________________________
Откуда эти строки? Назовите автора.
«… Милая сердцу страна,
Наши народы согрела
Добрым согласьем она…»
_____________________________________________________________________________________
О каких горах идет речь в стихотворении Хусена Андрухаева, которое начинается строками:
«Если я рожден в ауле,
Как же горы не любить мне,
Что стоят на карауле
Всех времен и всех событий…»?
______________________________________________________________________________
Сколько стрел выпустил нарт Петерез в орла?
_______________________________________________________________________
Объясните значение слов
Ошхамафо – ______________________
Псахех – ______________________________
Уорк – ____________________________________
Соотнесите жанр и название произведения
1). «Слово о Хакурате» 2). «Абрек». 3) «Живи, человек!»
А) Стихотворение. Б). Поэма. В). Повесть.
_______________________________________________________________________________
7. О каком герое говорится в отрывке? Назовите произведение и автора.
А) «…Кто из ребятишек нашего аула не знал ее? Был ли среди нас хоть один, кто не сидел бы у нее на коленях, кого она хоть разок не погладила по голове, не дала кусочек сахара или яблоко?
Всегда с любым из нас она была неизменной ласкова»
Б) «…Каждое утро еще до восхода солнца из домика выходил коренастый, плотно сложенный человек. В левой руке он держал шерстяную торбу, в торбе – овес. В правой руке - гребенка и щетка. …. Привычным жестом поглаживал черную волнистую бороду и, поблескивая жгучими черными глазами, с блуждающей на губах странной улыбкой, шел в конюшню, немного прихрамывая на левую ногу.»
В) «Куда делась вольная, размашистая походка, открытый прямой взгляд! Не стало и лучистого сияния глаз. Ее все время одолевала тревожная озабоченность. Улыбка редко появлялась на ее лице. Набравшись сил, она, как и раньше, не забывала о беспризорных пастухах, усердно занялась починкой их одежды, но теперь это все делалось иначе. Тихая, грустная, временами она впадала в задумчивое оцепенение, и часто ее рука с иглой застывала в воздухе»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый герой (героиня) адыгейской литературы»
Рекомендации для проверяющих
Максимальное количество баллов за работу – 55б.
Как называются произведения, сочетающие в себе переплетение фантастических и реалистических начал.
Ответ : Сказания (1 балл)
Откуда эти строки? Назовите автора.
«… Милая сердцу страна,
Наши народы согрела
Добрым согласьем она…»
Ответ: Гимн РА. И. Ш. Машбаш (2 балла)
О каких горах идет речь в стихотворении Хусена Андрухаева, которое начинается строками:
«Если я рожден в ауле,
Как же горы не любить мне,
Что стоят на карауле
Всех времен и всех событий…»?
Ответ: Кавказ 1 балл.
Сколько стрел выпустил нарт Петерез в орла?
Ответ 2 (1 балл)
Объясните значение слов
Ошхамафо –
Псахех –
Уорк –
Ответ:
Ошхамафо – Эльбрус (Счастливая гора)
Псахех – ангел, вестник смерти
Уорк – мелко-дворянское сословие, игравшее роль опричников. (3 балла)
Соотнесите жанр и название произведения
1). «Слово о Хакурате» 2). «Абрек». 3) «Живи, человек!»
А) Стихотворение. Б). Поэма. В). Повесть.
Ответ:
1). «Слово о Хакурате» - Б). Поэма.
2). «Абрек» - В). Повесть.
3) «Живи, человек!» - А) Стихотворение. (3 балла)
6. О каком герое говорится в отрывке? Назовите произведение и автора.
А) «…Кто из ребятишек нашего аула не знал ее? Был ли среди нас хоть один, кто не сидел бы у нее на коленях, кого она хоть разок не погладила по голове, не дала кусочек сахара или яблоко?
Всегда с любым из нас она была неизменной ласкова»
Б) «…Каждое утро еще до восхода солнца из домика выходил коренастый, плотно сложенный человек. В левой руке он держал шерстяную торбу, в торбе – овес. В правой руке - гребенка и щетка. …. Привычным жестом поглаживал черную волнистую бороду и, поблескивая жгучими черными глазами, с блуждающей на губах странной улыбкой, шел в конюшню, немного прихрамывая на левую ногу.»
В) «Куда делась вольная, размашистая походка, открытый прямой взгляд! Не стало и лучистого сияния глаз. Ее все время одолевала тревожная озабоченность. Улыбка редко появлялась на ее лице. Набравшись сил, она, как и раньше, не забывала о беспризорных пастухах, усердно занялась починкой их одежды, но теперь это все делалось иначе. Тихая, грустная, временами она впадала в задумчивое оцепенение, и часто ее рука с иглой застывала в воздухе»
Ответ: А). Бабушка Нисанор. Ашинов Х. А. «Бабушка Нисанор» (3 балла)
Б.) Тлимаф. Цей И. С. «Одинокий» (3 балла)
В). Зара . Керашев Т. М. «Абрек» (3 балла) Мах – 9 баллов
7. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый герой (героиня) адыгейской литературы»
Критерии оценивания | Баллы |
Оригинальность создаваемого текста Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 35 |