СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружной методический семинар учителей истории и обществознания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

–Содержание экзаменационной работы 2021 г. определялось на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по Отечественной истории. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 19 заданий с кратким ответом.

Просмотр содержимого документа
«Окружной методический семинар учителей истории и обществознания.»

Окружной методический семинар учителей истории и обществознания .  «Основные показатели итоговой аттестации по истории и обществознанию 9, 11 класс за 2021 год. Обновление структуры КИМ в 2022 г. Стратегии деятельности.» 由 NordriDesign 提供 www.nordridesign.com октябрь,2021

Окружной методический семинар учителей истории и обществознания .

«Основные показатели итоговой аттестации по истории и обществознанию 9, 11 класс за 2021 год. Обновление структуры КИМ в 2022 г. Стратегии деятельности.»

NordriDesign 提供

www.nordridesign.com

октябрь,2021

Программа семинара 1 .  Мониторинг результатов ГИА по истории за 2020-2021 учебный год 2.  Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по истории, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями. 3.  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по истории 4. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями на 2022 г. 5.  Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2020-2021 учебный год 6. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями. 7. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию 8. Информирование учителей истории, обществознания об интернет- ресурсах по подготовке к ГИА

Программа семинара

  • 1 . Мониторинг результатов ГИА по истории за 2020-2021 учебный год
  • 2. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по истории, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями.
  • 3. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по истории
  • 4. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями на 2022 г.
  • 5. Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2020-2021 учебный год
  • 6. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями.
  • 7. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию
  • 8. Информирование учителей истории, обществознания об интернет- ресурсах по подготовке к ГИА
Мониторинг результатов ГИА по истории за 2020-2021 учебный год

Мониторинг результатов ГИА по истории за 2020-2021 учебный год

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по истории

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по истории

  • Содержание экзаменационной работы 2021 г. определялось на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по Отечественной истории. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 19 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений: 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора); 23–25 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
  • Содержание экзаменационной работы 2021 г. определялось на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по Отечественной истории. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 19 заданий с кратким ответом.
  • Часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений: 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора); 23–25 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
! ФГБНУ «ФИПИ» ( https://fipi.ru/ ).

! ФГБНУ «ФИПИ» ( https://fipi.ru/ ).

 В экзаменационной работе 2021 г. по сравнению с работой 2020 г. произошли изменения в заданиях 24 и 25. В задании 24 был максимальный балл увеличен с 4 до 5. За счет этого участники ЕГЭ, которые сумели сформулировать хотя бы один верный аргумент в подтверждение или опровержение данной в задании точки зрения, получали 1 балл.  В задании 25 выпускникам было предложено написать историческое сочинение не по одному из трех исторических периодов на выбор, как в 2020 г., а по одному из трех исторических процессов или одной из трех исторических личностей. Поэтому историческое сочинение в 2021 г. оценивалось не по семи, как в 2020 г., а по шести критериям. При этом максимальный балл за выполнение задания 25 составил 11 (в 2020 г. – 12). Максимальный первичный балл за всю работу – 56. Динамика результатов ЕГЭ по истории 2021 г. по отношению к результатам 2020 и 2019 гг. приведена в таблице. Год Средний тестовый балл  2021 Диапазон тестовых баллов  2020 0–20 55,00 2019 21–40 2,55% 56,16 41–60 19,90% 54,69 3,34% 61–80 3,48% 18,14% 40,14% 38,04% 81–100  17,98% 25,86% 40,49% 27,06% 11,55% 13,80% 29,19% 9,24%

В экзаменационной работе 2021 г. по сравнению с работой 2020 г. произошли

изменения в заданиях 24 и 25. В задании 24 был максимальный балл увеличен с 4 до 5. За счет этого участники ЕГЭ, которые сумели сформулировать хотя бы один верный аргумент в подтверждение или опровержение данной в задании точки зрения, получали 1 балл.

В задании 25 выпускникам было предложено написать историческое сочинение не по одному из трех исторических периодов на выбор, как в 2020 г., а по одному из трех исторических процессов или одной из трех исторических личностей. Поэтому историческое сочинение в 2021 г. оценивалось не по семи,

как в 2020 г., а по шести критериям. При этом максимальный балл за выполнение задания 25 составил 11 (в 2020 г. – 12). Максимальный первичный балл за всю работу – 56. Динамика результатов ЕГЭ по истории 2021 г. по отношению к результатам 2020

и 2019 гг. приведена в таблице.

Год

Средний

тестовый

балл

2021

Диапазон тестовых баллов

2020

0–20

55,00

2019

21–40

2,55%

56,16

41–60

19,90%

54,69

3,34%

61–80

3,48%

18,14%

40,14%

38,04%

81–100

17,98%

25,86%

40,49%

27,06%

11,55%

13,80%

29,19%

9,24%

 Средний тестовый балл участников основного периода ЕГЭ 2021 г. по истории составил 55, что сопоставимо с аналогичными показателями 2020 и 2019 гг.  Участники ЕГЭ 2021 г. справились с некоторыми задания экзаменационной работы хуже, чем участники экзамена 2020 г. Это задания 1 (знание хронологии), 4 (проверка знания исторических терминов: указание термина по данному определению понятия), 8 (знание фактов Великой Отечественной войны), 9 (знание исторических личностей), 11 (систематизация информации, представленной в виде таблицы), 22 (задание к историческому источнику на работу с контекстной информацией), 25 (историческое сочинение, по всем критериям). Год Средний тестовый балл  2021 Диапазон тестовых баллов  2020 0–20 55,00 2019 21–40 2,55% 56,16 41–60 19,90% 54,69 3,34% 61–80 3,48% 18,14% 40,14% 38,04% 81–100  17,98% 25,86% 40,49% 27,06% 11,55% 13,80% 29,19% 9,24%

Средний тестовый балл участников основного периода ЕГЭ 2021 г. по истории

составил 55, что сопоставимо с аналогичными показателями 2020 и 2019 гг.

Участники ЕГЭ 2021 г. справились с некоторыми задания экзаменационной работы

хуже, чем участники экзамена 2020 г. Это задания 1 (знание хронологии), 4 (проверка

знания исторических терминов: указание термина по данному определению понятия),

8 (знание фактов Великой Отечественной войны), 9 (знание исторических личностей),

11 (систематизация информации, представленной в виде таблицы), 22 (задание к историческому источнику на работу с контекстной информацией), 25 (историческое

сочинение, по всем критериям).

Год

Средний

тестовый

балл

2021

Диапазон тестовых баллов

2020

0–20

55,00

2019

21–40

2,55%

56,16

41–60

19,90%

54,69

3,34%

61–80

3,48%

18,14%

40,14%

38,04%

81–100

17,98%

25,86%

40,49%

27,06%

11,55%

13,80%

29,19%

9,24%

Проанализируем типичные ошибки, допущенные участниками ЕГЭ 2021 г. при выполнении указанных заданий.  Пример 1  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) образование Германской империи 2) введение подушной подати 3) создание стрелецкого войска

Проанализируем типичные ошибки, допущенные участниками ЕГЭ 2021 г. при

выполнении указанных заданий.

  • Пример 1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите

цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

в таблицу.

1) образование Германской империи

2) введение подушной подати

3) создание стрелецкого войска

Пример 2 Запишите термин, о котором идёт речь. Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Пётр I свернул страну с её особого пути развития, и поддерживавших тезис «Сила власти – царю; сила мнения – народу».
  • Пример 2

Запишите термин, о котором идёт речь.

Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Пётр I свернул страну с её особого пути развития, и поддерживавших тезис «Сила власти – царю; сила мнения – народу».

Пример 3 Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Вяземская оборонительная операция осуществлялась Красной армией в ______________ году. Б) В руководстве Центральным штабом партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования участвовал ______________. В) В начале февраля 1945 г. состоялась ______________ конференция лидеров СССР, США и Великобритании. Пропущенные элементы: 1) П.К. Пономаренко 2) Тегеранская 3) И.Н. Кожедуб 4) 1941 5) Ялтинская 6) 1942
  • Пример 3

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список

пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и

содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Вяземская оборонительная операция осуществлялась Красной армией

в ______________ году.

Б) В руководстве Центральным штабом партизанского движения при Ставке Верховного

Главнокомандования участвовал ______________.

В) В начале февраля 1945 г. состоялась ______________ конференция лидеров СССР,

США и Великобритании.

Пропущенные элементы:

1) П.К. Пономаренко

2) Тегеранская

3) И.Н. Кожедуб

4) 1941

5) Ялтинская

6) 1942

Пример 5  Каков был итог референдума, упоминаемого в обращении? Привлекая исторические знания, укажите любые две причины, по которым руководству СССР не удалось реализовать итоги референдума.  В примере 5 представлено задание 22, которое относится к историческому источнику (обращение М.С. Горбачева к гражданам в связи с проведением референдума о сохранении СССР). Всего 20% экзаменуемых, выполнявших данное задание, сумели получить за его выполнение максимальный балл (2), еще 20% выполнили задание частично и получили 1 балл, 60% выпускников не справились с заданием.
  • Пример 5

Каков был итог референдума, упоминаемого в обращении? Привлекая исторические знания, укажите любые две причины, по которым руководству СССР не удалось реализовать итоги референдума.

В примере 5 представлено задание 22, которое относится к историческому

источнику (обращение М.С. Горбачева к гражданам в связи с проведением референдума о

сохранении СССР). Всего 20% экзаменуемых, выполнявших данное задание, сумели

получить за его выполнение максимальный балл (2), еще 20% выполнили задание

частично и получили 1 балл, 60% выпускников не справились с заданием.

Задание 25 (историческое сочинение) было выполненных участниками ЕГЭ 2021 г. хуже, чем в 2020 г. Умения, которые необходимо было проявить при выполнении задания 25, связаны с читательской грамотностью и коммуникативной компетентностью в письменной речи, а также способностью понимать инструкции и следовать им. Ошибки, допущенные экзаменуемыми, в основном связаны с требованиями задания, которые оценивались по критериям К2 (характеристика ролей личностей), К3 (указание причинно- следственных связей), К4 (указание значения/последствия событий (явлений, процессов) для истории и зарубежных стран) и К5 (наличие/отсутствие фактических ошибок).

Задание 25 (историческое сочинение) было выполненных участниками ЕГЭ 2021 г.

хуже, чем в 2020 г. Умения, которые необходимо было проявить при выполнении

задания 25, связаны с читательской грамотностью и коммуникативной компетентностью в письменной речи, а также способностью понимать инструкции и следовать им. Ошибки, допущенные экзаменуемыми, в основном связаны с требованиями задания, которые оценивались по критериям К2 (характеристика ролей личностей), К3 (указание причинно- следственных связей), К4 (указание значения/последствия событий (явлений, процессов) для истории и зарубежных стран) и К5 (наличие/отсутствие фактических ошибок).

Часть заданий выполнена экзаменуемыми 2021 г. значительно лучше, чем участниками ЕГЭ 2020 г. Среди них необходимо отметить задания 6, 10 на работу с историческими источниками, 13, 15 и 16 на работу с исторической картой (схемой) и задание 21 на извлечение из текста источника информации, данной в явном виде. Однако по абсолютным показателям указанные задания выполнены со средними результатами. Например, задания на работу с изображениями (18 и 19) выполнены с результатами 49,4% и 55,1% соответственно.

Часть заданий выполнена экзаменуемыми 2021 г. значительно лучше, чем участниками ЕГЭ 2020 г. Среди них необходимо отметить задания 6, 10 на работу с историческими источниками, 13, 15 и 16 на работу с исторической картой (схемой) и задание 21 на извлечение из текста источника информации, данной в явном виде. Однако по абсолютным показателям указанные задания выполнены со средними результатами. Например, задания на работу с изображениями (18 и 19) выполнены с результатами 49,4%

и 55,1% соответственно.

Для анализа выполнения экзаменационной работы совокупность участников экзамена была разбита на четыре условные группы с различным уровнем подготовки в соответствии с набранным количеством баллов:  1 группа– 0–8 (0–31) баллов – участники, не достигшие минимального балла, – минимальный уровень подготовки;  2 группа– 9–32 (32–60) баллов – низкий уровень подготовки;  3 группа – 33–46 (61–80) баллов – средний уровень подготовки;  4 группа– 47–56 (81–100) баллов – высокобалльники – высокий уровень подготовки.

Для анализа выполнения экзаменационной работы совокупность участников

экзамена была разбита на четыре условные группы с различным уровнем подготовки в соответствии с набранным количеством баллов:

1 группа– 0–8 (0–31) баллов – участники, не достигшие минимального балла, – минимальный уровень подготовки;

2 группа– 9–32 (32–60) баллов – низкий уровень подготовки;

3 группа – 33–46 (61–80) баллов – средний уровень подготовки;

4 группа– 47–56 (81–100) баллов – высокобалльники – высокий уровень подготовки.

Изменения в структуре КИМ по истории на 2022 год.   Экзаменационная модель единого государственного экзамена 2022 г. по истории создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования. Основой ФГОС является деятельностный подход в преподавании предмета, поэтому важнейшими задачами новой модели ЕГЭ является оценка достижения обучающимися требований к результатам обучения по ФГОС, а также знаний по истории в соответствии с Историко-культурным стандартом.  Была оптимизирована структура экзаменационной работы, в частности были исключены некоторые задания со сходным объектом контроля: на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), на знание фактов, предполагавшее множественный выбор (7), (23). Из работы также было исключено историческое сочинение (задание 25 по нумерации 2021 г.). Это позволило разгрузить работу и создать возможности для включения новых заданий.

Изменения в структуре КИМ по истории на 2022 год.

Экзаменационная модель единого государственного экзамена 2022 г. по истории создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования. Основой ФГОС является деятельностный подход в преподавании предмета, поэтому важнейшими задачами новой модели ЕГЭ является оценка достижения обучающимися требований к результатам обучения по ФГОС, а также знаний по истории в соответствии с Историко-культурным стандартом.

Была оптимизирована структура экзаменационной работы, в частности были исключены некоторые задания со сходным объектом контроля: на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), на знание фактов, предполагавшее множественный выбор (7), (23). Из работы также было исключено историческое сочинение (задание 25 по нумерации 2021 г.). Это позволило разгрузить работу и создать возможности для включения новых заданий.

  • ЧАСТЬ 1. Официальные изменения ФИПИ. В работу внесены следующие изменения.
  • Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
  • Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
  • Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
  • Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
  • Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
  • - Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
  • - Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
  • - Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
  • - Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • - В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
  • - Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
  • В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
  • Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.
  • Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):  документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;  открытый банк заданий ЕГЭ;  Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru) ;  Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;  Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);  Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru) ;  журнал «Педагогические измерения»;  Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).
  • Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;

 открытый банк заданий ЕГЭ;

 Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru) ;

 Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

 Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников

ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);

 Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru) ;

 журнал «Педагогические измерения»;

 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!