СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружная научно-практическая конференция «Мажиевские чтения -2022»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название работы: История жизни Геше Ламы, Учителя  Даба-Самбу Цыренова.

Секция 2. Люди интересной судьбы.

 

 

 

 

 

Автор работы: Бальжинимаева Зоригма Зоригтоевна,

ученица 11 класса.

Научный руководитель: Батомункуева Сэсэгма Эрдынижаповна.,

учитель русского языка и литературы.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Окружная научно-практическая конференция «Мажиевские чтения -2022»»

12


МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»

Окружная научно-практическая конференция «Мажиевские чтения -2022»







Название работы: История жизни Геше Ламы, Учителя Даба-Самбу Цыренова.

Секция 2. Люди интересной судьбы.











Автор работы: Бальжинимаева Зоригма Зоригтоевна,

ученица 11 класса.

Научный руководитель: Батомункуева Сэсэгма Эрдынижаповна.,

учитель русского языка и литературы.

























Ушарбай

2022г



Оглавление………………………………………………………………………2

Аннотация………………………………………………………………………..3

План исследований………………………………………………………………4

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Путь длиною в жизнь…………………………………………………5-6

Глава 2. Ступени Учения……………………………………………………….7-8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………………11









































Название работы: История жизни Геше Ламы, Учителя Даба-Самбу Цыренова.

Автор работы: Бальжинимаева Зоригма Зоригтоевна, ученица 11 класса.

Место выполнения работы: МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»



Аннотация

В данной исследовательской работе представлена попытка изучить биографию великого Геше Даба-Самбу ламы.

Цель исследования: рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил великим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.

  2. Изучить и описать биографию нашего земляка- Геше ламы Даба-Самбу.

  3. Выявить роль Геше Даба-Самбу в развитии буддизма.



Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей  родине, гордости за выдающихся людей – необходимо всегда.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование будет способствовать повышению интереса людей к личности великого Учителя Цыренова Даба-Самбу. Данные материалы можно использовать на классных часах, на уроках истории, внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию.

Новизна работы определяется значительно малой степенью изучения. В работе расширены и конкретизированы известные данные о Геше Даба-Самбу.

Объектом исследования является биография выдающегося Учителя, Геше Цыренова Даба-самбу.

Предметом исследования является личность Геше Даба-Самбу ламы.













Название работы: История жизни Геше Ламы, Учителя Даба-Самбу Цыренова.

Автор работы: Бальжинимаева Зоригма Зоригтоевна, ученица 11 класса.

Место выполнения работы: МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»





План исследований





Гипотеза исследования: мы думаем, что религиозная и общественная деятельность нашего земляка Цыренова Даба-Самбу была направлена на распространение учения Будды, процветание родного края, на благо живых существ. Узнать о Геше ламе будет интересно нам всем.

Материалом исследования послужил рассказ известного забайкальского поэта и писателя Виктора Балдоржиева «Когда кричат и кочуют птицы», опубликованный в газете «Бурятия» в 2007 году. Он является племянником великого Учителя Даба-Самбу Цыренова, родившегося в местности Амитхаша в нескольких километрах от села Ушарбай.



Методы исследования:

    1. Поисково – исследовательский метод (работа с архивными материалами, с редкими библиографическими изданиями);

    2. Работа с фотодокументами.

























Введение


У каждого человека есть своя «малая родина» - край, где он родился и вырос. И каждый человек должен знать историю, культуру своего народа, о деяниях великих людей.

В своей работе мы хотим рассказать о жизни выдающегося Учителя Геше ламы Цыренова Даба-Самбу. Читая наше исследование, вы можете не только найти интересные сведения, но и увидеть исторические события тех времен.

Нам очень хочется, чтобы эта работа побудила читателей к неподдельному интересу изучения жизни святых и чтобы они нашли ответы на свои вопросы.





Глава 1. Путь длиною в жизнь



В каждом городе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем.

Многие годы в Америке, в штате Нью-Джерси, настоятелем буддийского монастыря был Геше Даба-Самбу. Родом был он из маленького села Ушарбай, в Аге. Из Цугольского дацана после гражданской войны в России Цыренов Даба-Самбу отправился в Китай, далее - в Тибет, Непал, Бутан, Сикким, Индию, оттуда - в Америку. В конце 1950-ых и начале 1960-ых годов прошлого столетия несколько лам-эмигрантов во главе с калмыцким ламой Вангьялом открыли в Америке буддийский учебный центр Шедруб Линг. В числе многих их учениками стали виднейшие деятели Соединенных Штатов - политики, экономисты, деятели культуры и искусства. Среди них - Роберт Рупен, Динджи Андреев, Роберт и Ума Турман и многие другие.

Вероятно, Геше Даба-Самбу- один из немногих лам Забайкалья, достигший таких высот в буддийском учении и проповедовавший буддизм, пересекая страны и континенты.  Умер великий Учитель в Америке в 1991 году, кремирован.

У Суванаг Цырена из рода дэлдэгэр Галзууд юрты и загоны в пади рядом с железной дорогой и станцией Бурятская в местности Амитхаша между двумя культовыми местами Баруун и Зуун Эребэй недалеко от Ушарбая. У него четверо сыновей и пять дочерей. Есть среди них смуглые и белолицые, но волосы у всех с желтизной, поэтому и назвали их Шарланами. Веселые сестренки Даши-Рабдана пасли овец у железнодорожной насыпи. Младшая Бутит, Пагма, Долсон, Дулма и Долгоржап- все мал мала меньше.

Даба-Самбу, третий сын, родился в 1905 году. В 14 лет стал хувараком Цугольского дацана.

Скоро он должен стать ламой. Говорили, что учитель пророчит ему большое будущее. Даба-Самбу иногда приходил из монастыря, ночевал в юрте отца и матери, читал им монгольские и тибетские книги, много молился.

Даба-Самбу читал Книгу Судеб, Золотую Нить, расположения звезд и тайны родимых пятен. «Еще тогда увидел длинные и запутанные пути, что скоро здесь нельзя будет жить. Ты не будешь зависеть от государства, людей и своих желаний. Ты будешь зависеть от своей страсти. Но это лучше, чем стараться перехитрить зло и участвовать в нем, лучше быть убитым своей страстью, чем быть угнетенным чужим злом» [5, 21]. Старший брат Даши-Рабдан запомнил эти слова на всю жизнь.

Через пять лет после этого разговора Даба-Самбу отправится в далекий путь. Увидит ли он когда-нибудь Онон, зеленую ширь степи, эти серые юрты, сверкающий монастырь, где прошли его детство и юношеские годы? Комиссары запретят учение Будды и закроют монастырь. Учитель сказал, что в поступках новых властей нет постоянства и последовательности. В монастырь в чаще и чаще приходили комиссары, говорили о равенстве и свободе. Но в равенстве не может быть свободы, а в свободе равенства. Но в равенстве не может быть свободы, а в свободе равенства. Даба-Самбу сильно волновали эти вопросы. Много думал и размышлял он. Но потом он перестал думать о комиссарах, и боль в голове прошла у него. Всей семьёй провожали его в далекий путь. Он должен учиться, не останавливаться, ведь он умный и смелый человек.

Братья и сёстры провожали Даба- Самбу на станцию. На станции было много людей, груженых подвод, высоко вскидывали маленькие головы верблюды, стояли привязанные кони. Шарланов ждали четверо молодых лам, тоже решивших идти в Тибет. Вдруг вдали показался черный паровоз, люди закричали и засуетились, с грохотом и свистом пролетел мимо них состав, резко качнувшись, остановились вагоны. Даба-Самбу и его друзья поднялись в тамбур, не обращая внимания на любопытные взгляды пассажиров. Вдоль состава прошли военные и чумазые рабочие. Из окна выгона Даба-Самбу улыбнулся своим братьям и сестрам, стоявшим унылой шеренгой на перроне в своих бурятских тэрликах и малгаях, крепко держась за руки. Светлолицые и смуглые, волосы каждого отливают желтизной: Даши-Рабдан, Дамба-Дугар, Пагма, Долсон, Дулма, Долгоржап и шестилетняя Бутит. Они впились глазами в окна вагона и тревожно смотрели на Даба-Самбу.

С той поры Даба-Самбу никогда не видел своих Шарланов, в памяти его они все бежали за окном набиравшего скорость вагона.

Много раз комиссары и чекисты спрашивали Даши-Рабдана о Даба-Самбу, но он ничего не мог сказать о своём брате. С того памятного дня Шарланы никогда и никому не говорили о Даба-Самбу, в памяти он махал рукой и улыбался за окном вагона. Изредка, собравшись у семейного очага, они осмеливались вспоминать о нем и о исчезнувшем Дамба-Дугаре, хотя Даши-Рабдан запретил сестрам упоминать их имена.

Люди говорили, что Даба-Самбу живёт среди китайских бурят в местном дацане, что народ очень уважает Шарлан Даба-Самбу, который молится за счастье и здравие всех. В 1928 году в маньчжурские степи ворвались красные кавалеристы. Потом туда пришли японцы. Прошли годы, и люди сказали Даши-Рабдану, что его брат отправился в Тибет.







Глава 2. Ступения Учения.



Даба-Самбу прошёл по Северному Китаю, пересек Внутреннюю Монголию, алашаньские и цайдамские пустыни и дошёл до озера Кукунор, страны Амдо, родины великого Цзонхавы. Не останавливаясь, он шёл дальше и дальше. Его схватили китайские жандармы. Три года Даба- Самбу размышлял и молился в страшной инквизиторской тюрьме, находя, что это очень удобное место для совершенствования духа и тела. Но его отпустили.

Он шёл один, а иногда и с паломниками. Для того, чтобы быть счастливым, он, как и всякий свободный человек, не нуждался в стимулах и поощрениях.

Через много лет Даши-Рабдан узнал, что его брат дошел до Тибета и побывал в крупнейших буддистских монастырях. Он молился в горах Бутана, Непала, Сиккима и восемь лет провел в совершенном отшельничестве в каменной келье, откуда вышел легким и просветленным.

Блестяще сдав выпускные экзамены в буддийской академии, Даба-Самбу получил высшую ученую степень, венчающую систему ламаистской иерархии. В конце пятидесятых он написал Шарланам из Индии, в начале шестидесятых - из Америки. Он скучал по родине, семье, Цугольскому монастырю. Его письма написаны на старомонгольском и английском. (Приложение).

Тридцать лет он прожил в Америке. Оттуда писал, что вместе с калмыцким ламой Вангьялом и другими ламами он открывает американским студентам буддизм в тибетском учебном центре, который был основан ламой Вангьялом в сердце Америки – Вашингтоне. Вместе со своими студентами они переводили с тибетского на английский буддийскую литературу. (Приложение).

Даба-Самбу не зависел от времени и пространства настолько, насколько это возможно человеку вообще; суетливой и малой мечте большинства он противопоставил великую мечту созидания духа и разума, мечту совершенствования импульсов сознания до непрерывного потока; он зародил в одних и увеличил в других внутреннюю независимость, а следовательно, и способность мыслить, без которой человек никогда не будет счастлив.

Когда в январе 1991 окончился земной путь Даба-Самбу, Далай-лама провел специальный молебен, где собралось множество учеников бывшего хуварака Цугольского дацана. Через годы после этого события друзья Виктора Балдоржиева привезли ему из Америки, тибетского буддийского учебного центра Шедруб Лин, буклеты с портретами Дамба-Самбу и английскими текстами. Он перевел их на русский язык, открыв для себя и других своего нагасу и его жизнеописание. (Приложение).

Вот один из текстов – верлибр, сложенный его учеником и последователем:

Великий лама, геше Даба-Самбу,

Сын мудрых Будд, дитя небесных ханов,

Монгольская звезда, божественная комета,

Которая кружила в наших жизнях

И исторических вихрях десятилетиями,

Орошая светом простой чистоты,

Украшая религиозной сладостью

Животворящую сущность континентов

И гравитацию людских судеб!

Джон Брзостоски. Январь 1991 года. Вашингтон, Нью Джерси.

Постигая смысл этих строк, мы видим Далай-ламу и множество американцев, окруживших в ночи пылающий костер, где плавится уставшая плоть великого ламы, и душа его, не омраченная ни одним плотским желанием, возносится в небо…

13 июля 2007 года в Калмыкии была поставлена буддийская ступа Геше Вангьялу на правительственном уровне.
2 ноября 2007 года в поселке Могойтуй была поставлена буддийская ступа Геше Даба-Самбу.  Ступу поставили племянники Даба-Самбу.

Геше Вангьял и Геше Даба-Самбу были одними из первых буддистов, показавшими на континентах планеты иные варианты видения мира и человека в нем.



































Заключение



Данная работа была посвящена изучению биографии геше Даба-Самбу и его роли в буддизме.

В результате изучения исследовательской литературы мы пришли к следующим положениям и выводам:

1. Выдающаяся религиозная и общественная деятельность личности великого бурятского святого Цыренова Даба-Самбу багша была направлена на распространение учения Будды, процветание родного края, на благо живых существ. Он совершил великое уединение-затворничество, продемонстрировал путь достижения Просветления в течение одной жизни.

2. Геше лама Даба-Самбу был великим Учителем.

3. На сегодняшний день в сельском музее имени Дашинимы Дугарова есть стенд, посвященный выдающемуся геше ламе Даба-Самбу.

Итак, мы надеемся, что нынешнее поколение будет знать о жизни выдающегося Учителя. Начатая работа по обнародованию имени великого Даба-Самбу багша будет продолжена.









































Литература

1. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. — Новосибирск, 1987;

2.Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. Научное издание-М.: ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2008 год. с.278-281

3. Буддизм России. №41.

4. Михайлов Т. М. Бур. шаманизм: история, структура и социальная функция. — Новосибирск, 1987.

5. Газета «Бурятия», №131,136,141 20 июня 2007г.

6. Газета «Буряад унэн» №58 24 мая 2007г.











































Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!