Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»
Разработка урока окружающего мира
во 2 классе
«Моя семья и я»
Дымова Анжелика Николаевна,
учитель начальных классов
с. Дмитриевка
2015г.
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Предварительная работа: дети с родителями должны подготовить проекты «Моя семья»
Ход урока:
I. Организация класса
- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня у нас необычный урок, урок творчества, любви, радости и доброты.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей? (семья)
III. Самоопределение
-Ребята, сегодня у нас творческий и интересный урок! Тема урока………..
А вы поможете мне озвучить тему сегодняшнего урока?
Для этого нужно отгадать загадку:
Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А, узнать вам деда с бабой-
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам - друзья,
Вместе вы-одна…(семья).
-Да, тема нашего урока «Моя СЕМЬЯ и Я» Сл. 1
2. Объявление темы.
- Сегодня наш урок посвящён семье.
- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Неясно нам совсем.
Ну «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь « Я»!
- А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит «Во»!- семья! Сл. 2
( М. Шварц)
- Ребята, я хочу вам рассказать одну грустную историю.
- Было это давным-давно. В нашей деревне стояла избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Клара, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовёнок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна. Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по селу и не может найти тот дом, где дружная семья, и где бы ему жилось хорошо. Сл. 3
- А кто из вас хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? (Примерные ответы детей)
3. Открытие нового.
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: так что же такое семья? (Ответы детей).
-Давайте определим качества дружной семьи. Какой, по вашему мнению, должна быть семья? ….. (говорят дети)
-Вы сказали, что семья счастлива, когда мама, папа и дети вместе.
- Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.
- Так давайте познакомимся с ними поближе…
4. Путешествие. (рассказы детей о семье)
П Р О Е К Т Ы
- Сегодня вы подготовили проекты. На них мы видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии.
5. Творческая работа.
-Ребята, как вы думаете, а наш класс - это семья? (ответы детей).
Это тоже семья, но школьная. Давайте сделаем наше школьное семейное древо, украсив его своими фотографиями. (Дети приклеивают фотографии на дерево).
-Посмотрите, какие замечательные листики у нашего дерева. Видно, что вы старались.
Итог урока.
- Ребята, понравился ли вам наш творческий урок? И нам с Кузей он очень понравился!
Он очень хочет остаться в нашей семье! Оставим? (ответы детей). Он нас обещает оберегать, поддерживать и учиться вместе снами!
- Друзья, хочу поблагодарить вас и ваших родных, за такую сложную, но очень интересную работу! Вы - молодцы!
- В заключение нашего урока стихотворение.
СЕМЬЯ
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, семью берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!!!