ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1 класс)
Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Цели урока: познакомить с правилами поведения на лугу и в лесу; дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей на лугу и в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.
Оборудование: картинки с изображением цветущего луга, леса или видеофрагменты;у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Почему мы любим своих домашних питомцев?
Какие предметы, необходимые для ухода за кошкой, вы можете назвать?
Какие предметы, необходимые для ухода за собакой, вы можете назвать?
Как называется врач, который лечит кошек и собак?
Какие правила гигиены нужно соблюдать при общении с животными? (После общения с животными помыть руки.)
Самоопределение к деятельности
( показываю картинку с изображением цветущего луга или короткий видеофрагмент.)
Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу? (Жужжание насекомых, пение птиц...)
А что бы мы увидели? (Цветы, бабочек, травы...)
А что бы мы почувствовали? (Запах цветов, легкий ветерок...)
Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ — как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
- Что бы мы услышали, если бы оказались в лесу? (Пение птиц, шум деревьев...)
А что бы увидели? (Деревья, лесных животных...)
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О луге и лесе.)
Прочитайте тему урока на с. 46, 48 учебника. (Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
Ребята, какие вы знаете цветы? Назовите их. (Ромашка, колокольчик, одуванчик, василек...)
Каких вы знаете бабочек? Назовите. (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз...)
Где вы их встречали в природе? (Ответы детей.)
Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 36-39. Подумайте, какие могут быть у них названия. (Ответы детей.)
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)
(Класс делится на две группы. Первая группа описывает рисунок слева, вторая — рисунок справа.)
Примерные рассказы детей
На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» — сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.
Сделайте выводы. (Ответы детей.)
Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем?
Рассмотрите изображение луга. Раскрасьте рисунок так, чтобы луг стал нарядным, красивым.
Рассмотрите рисунки. Попробуйте оценить эти поступки. (Ответы детей.)
К чему они могут привести?
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Игра «Озвучь картинку»
А теперь мы очутились в лесу. Прислушайтесь. Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.
Рассмотрите рисунок на с. 48 учебника. Попробуйте озвучить, оживить ее.
(Несколько учеников озвучивают шелест листвы (они произносят: ш-ш-ш). Другая группа детей голосом передает пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, фью-фью-фью и т. д.). Кто-то из ребят жужжит, как насекомые (ж-ж-ж).)
Беседа, работа по учебнику
Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу? (Ответы детей.)
На это было больно.
Г. Ладонникова
Правильно ли вел себя в лесу человек? Чего он не знает? (Ответы детей.)
Рассмотрите рисунок на с. 49. Давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
К каким последствиям может привести шум в лесу? (Работа в парах. Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете
ли вы, что...» и высказывают свои предположения. Самопроверка по учебнику (с. 89).)
Выполнение заданий в рабочей тетради
Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Как ведут себя ребята?
Какое правило забыли дети?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Рассмотрите рисунок.
Что обозначает знак, который сделал Муравьишка Вопросик?
А какой знак придумали бы вы? Нарисуйте его. Объясните, что он обозначает.
Рефлексия
(Класс делится на две группы. Первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе — в лесу, с частицей «не»: не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите; не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте деревья и т. д.)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока
Вернемся к учебной задаче урока. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.)
11 Окружающий мир, 1 кл.
Рекомендации для занятий дома
Придумать стихотворение или загадку о цветке, бабочке или о лесе.
Придумать знак «Не шуми в лесу!», «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!».
Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 50—51).