СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прикидка результатов арифметических действий

 

В этой статье ты узнаешь:

  • что такое прикидка результатов арифметических действий и зачем она нужна;

  • как выглядит алгоритм прикидки результатов арифметических действий;

  • как правильно оформить прикидку результатов арифметических действий в тетради.

Почему это важно знать

С вычислениями мы встречаемся практически на каждом шагу: в школе, в магазине, дома. Часто проще использовать не точные значения чисел, а приближённые — прикинуть результат. Этот метод поможет быстро находить и исправлять грубые ошибки в примерах, подбирать неполное делимое и выполнять другие задания.

Что такое прикидка результатов арифметических действий и зачем она нужна

Как ты уже знаешь, на каждом уроке в нашей школе «Фоксфорд» за правильно выполненные задания дают XP — очки опыта. Представим, что до следующего уровня нужно набрать ещё  ХР. На одном уроке за правильно выполненные задания ты можешь заработать  ХР. За сколько примерно уроков ты сможешь набрать  ХР?

 Да, в уме трудно разделить  на . Но, заменив число  на , а  — на , то есть на ближайшие удобные круглые числа, получаем: . Значит, примерно за  уроков, если будешь выполнять все задания правильно, ты достигнешь нужной цели.

Прикидка результатов арифметических действий — это замена компонентов действий удобными для вычислений и близкими по значению круглыми числами.

Как выглядит алгоритм прикидки арифметических действий

1) Сначала необходимо заменить все компоненты действия (числа) удобными для вычислений в уме, близкими по значению круглыми числами.

Совет: при выполнении прикидки частного удобнее делать так: если при округлении увеличиваем одно число (смотрим на делитель), то лучше увеличить и второе (делимое), и наоборот.

2) Записать получившееся выражение при помощи специального знака «». Знак «» читают так: «приближённо равно».

3) Выполнить необходимое действие (сложение, вычитание, умножение или деление). Результат записать, поставив знак «».

4) Обязательно проанализировать полученный результат и применить его в задании.

Как правильно оформить прикидку результатов арифметических действий в тетради

В тетради прикидка результатов арифметических действий оформляется вот так: 

Теперь ты знаешь:

  1. Прикидка результатов арифметических действий — это замена компонентов действий удобными для вычислений и близкими по значению круглыми числами.

  2. Алгоритм прикидки результатов арифметических действий предполагает замену чисел из выражения удобными для счёта круглыми «соседями» и дальнейшее выполнение действий с ними.

  3. В тетради алгоритм оформляется так: .

Проверь себя

Задание. Выполни прикидку, а затем проверь себя, найдя точное значение выражений.

  1.  ________________  _________________

  2. _________________  ________________

Просмотр содержимого документа
«Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений»

Урок

«Прикидка и оценка результатов вычислений». (математика, 5 класс УМК Г.В.Дорофеева)

Представлен один из видов проблемного обучения: привлечение учащихся к поиску способов решения на отдельных этапах изложения знаний.

Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный матариал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познаватнльную задачу.

Цель: создать условия для закрепления и развития навыков умножения и деления натуральных чисел.

Задачи: Образовательные: рассмотреть способы прикидки результата (округление, последняя цифра). Развивающие: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Воспитательные: воспитывать позновательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: Предметные: освоить различные способы прикидки результата, обобщить знания, умения по теме «Деление и умножение». Метапредметные: способствовать развитию умения выбирать наиболее эффективные способы решения различных задач. Личностные: развивать умение применять полученные знания в новых ситуациях, творческие способности.

  1. Актуализация опорных знаний. Вводное повторение. Игра «Диагональ».

  2. Изучение нового материала. Начнём с проблемы

11628:38=

Какой ответ верный?



36 306 3006

Что нужно знать и уметь, чтобы дать ответ быстро? Попытаемся сегодня на уроке получить способ оценки, быстрой оценки, арифметического действия.

Начинаем поиски способа, опираясь на имеющиеся навыки.

Игра «Головоломка Стивенса» .

Выслушав предположения учащихся, предлагаем защитить предложенные варианты решения.

Метод «округления».

  1. 900000-600000 =300000

  2. 73000+3000=76000

  3. 2 6000:50=500

  4. 300*500=150000

Вероятно, верным является ответ №3. Как проверить? 1) деление в столбик; 2) умножение делителя на частное.

Какой из способов занял меньшее время?

Итак, решая пример, полезно прикинуть, каким будет ответ. Вернёмя к нашей проблеме:

11628 : 38

А) 36 Б) 306 В)3006

Какой ответ верный?

Ч тобы быстро ответить на этот вопрос замени компоненты данных близкими по значению круглыми числами 11628≈12000 38≈40

12000 : 40 = 300.

Вероятно, верный ответ б), так как в частном 3 сотни, а не 3 десятки, или 3 тысячи. Как будете проверять?

III. Решение задач.

№ 1.

№ 2. Определите последнюю цифру результата:

а)24*24 в)215*33 д)520*107

б)689*13 г)8624*22 е)4991*217

№3. Из четырёх равенств только одно верно. Найдите его, не выполняя вычислений.

1)915*25=22870 3)4880:45=108

2)735:35=201 4)206*42=852



IV.Физкультминутка.

Учащиеся встают, повторяют за учителем движение – иммитирующие работу на кухне.

Прикидка нужна в обычной жизни, например, хозяйке на кухне.

1. В столовую ложку помещаетс 25 г. муки, в стакан- 130 г. муки. Сколько, примерно,столовых ложек муки вмещает стакан?

130:25≈120:30=4(ст.л.) (или 125:25=5(ст.л.))

№2. В столовую ложку помещается 30 г. соли, а в стакан 220 г.- соли. Сколькими столовыми ложками можно отмерить стакан соли?

№3. Сколько понадобиться 3-х литровых банок, чтобы разлить 50 литров молока.

50:3≈51:3=(30+21):3=10+7=17

Ответ.17 банок.

№4. В одну лодку помещается 4 человека. Сколько лодок необходимо, чтобы перезти одновременно 45 человек?

45:4≈44:4=11(лодок), но 1 человек остаётся. Условие задачи не выполнено, возьмём 12 лодок.

Ответ.12лодок.



V. Рефлексия.

- Какие способы прикидки результатов арифметических действий мы узнали?

- Где возможно применить знание этих способов?

- Могут ли они заменить «деление в столбик»?

VI. Домашнее задание.

Составте пример на деление так, чтобы:

а) делитель был двузначным числом, а делимое - однозначным;

б) делитель был четырёхзначным числом, аделимое – двузначным.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!