СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончание Смуты. Новая династия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окончание Смуты. Новая династия»

Окончание Смуты. Новая династия

Окончание Смуты. Новая династия

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ Исторический диктант

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ

Исторический диктант

ПЛАН УРОКА Минин и Пожарский Освобождение Москвы Избрание Михаила Романова Политика правительства Романова

ПЛАН УРОКА

  • Минин и Пожарский
  • Освобождение Москвы
  • Избрание Михаила Романова
  • Политика правительства Романова
Минин и Пожарский Прочитайте самостоятельно п.1 параграфа 14 и ответьте на вопросы: 1. С какими трудностями столкнулись Минин и Пожарский во время организации Второго ополчения? 2. Подтвердите, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу.

Минин и Пожарский

Прочитайте самостоятельно п.1 параграфа 14 и ответьте на вопросы:

  • 1. С какими трудностями столкнулись Минин и Пожарский во время организации Второго ополчения?
  • 2. Подтвердите, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу.
ПЯТАЯ ДЕНЬГА – сбор на военные нужды Второго ополчения

ПЯТАЯ ДЕНЬГА – сбор на военные нужды Второго ополчения

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ГЕТМАН ХОДКЕВИЧ Положение поляков и их сторонников в Москве было не из лёгких — их окружала плотная блокада, были трудности с продовольствием и фуражом. В июле 1612 г. король Сигизмунд III послал на подмогу своему гарнизону войско гетмана Яна Ходкевича с продовольствием и боеприпасами.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ

ГЕТМАН ХОДКЕВИЧ

Положение поляков и их сторонников в Москве было не из лёгких — их окружала плотная блокада, были трудности с продовольствием и фуражом. В июле 1612 г. король Сигизмунд III послал на подмогу своему гарнизону войско гетмана Яна Ходкевича с продовольствием и боеприпасами.

ЗАПИШИ И ВЫУЧИ! ГЕТМАН – командующий армией в Речи Посполитой в XVI-XVIII вв. ФУРАЖ - растительный корм для животных МАНЕВР – организованное передвижение войск в ходе военных действий

ЗАПИШИ И ВЫУЧИ!

  • ГЕТМАН – командующий армией в Речи Посполитой в XVI-XVIII вв.
  • ФУРАЖ - растительный корм для животных
  • МАНЕВР – организованное передвижение войск в ходе военных действий
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ Утром 22 августа близ Новодевичьего монастыря началось кровопролитное сражение. Польские шляхтичи мечтали о несметных богатствах московских царей. 23 августа поляки попытались прорваться в Кремль. Пожарский разгадал их манёвр и отправил навстречу часть ополченцев. Шляхтич - польский дворянин

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ

Утром 22 августа близ Новодевичьего монастыря началось кровопролитное сражение. Польские шляхтичи мечтали о несметных богатствах московских царей. 23 августа поляки попытались прорваться в Кремль. Пожарский разгадал их манёвр и отправил навстречу часть ополченцев.

Шляхтич - польский дворянин

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ Утром 24 августа сражение возобновилось. Гетман Ходкевич изменил направление главного удара — поляки стали прорываться со стороны Замоскворечья. От неожиданности ополченцы подались назад. В этот драматический момент во фланг наступающим ударил Минин. Атака Минина, поддержанная казаками, решила исход сражения . Ходкевич остановился, попятился и отошёл от Москвы.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ

Утром 24 августа сражение возобновилось. Гетман Ходкевич изменил направление главного удара — поляки стали прорываться со стороны Замоскворечья. От неожиданности ополченцы подались назад.

В этот драматический момент во фланг наступающим ударил Минин. Атака Минина, поддержанная казаками, решила исход сражения . Ходкевич остановился, попятился и отошёл от Москвы.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ 28 октября 1612г. под благовест колоколов ополченцы вошли в Кремль. «Царствующий град» был освобождён.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ

28 октября 1612г. под благовест колоколов ополченцы вошли в Кремль. «Царствующий град» был освобождён.

Иван Мартос – автор памятника ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ Минину и Пожарскому в Москве 1611-1612 гг. – второе ополчение (Минин и Пожарский) в Нижнем Новгороде Характер : национально-освободительное движение Итог :  успешный штурм Москвы, окончание Смуты.

Иван Мартос – автор памятника

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ

Минину и Пожарскому в Москве

1611-1612 гг. – второе ополчение (Минин и Пожарский) в Нижнем Новгороде

Характер : национально-освободительное движение

Итог : успешный штурм Москвы, окончание Смуты.

4 ноября 1612 г. – освобождение Москвы от польских интервентов

4 ноября 1612 г. – освобождение Москвы от польских интервентов

КУЗЬМА МИНИН ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО 1611 1612 МОСКВУ ПОЖАРСКИЙ

КУЗЬМА МИНИН

ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО

1611

1612

МОСКВУ

ПОЖАРСКИЙ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §14 (п.1-2), учить даты, термины, карту Смуты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§14 (п.1-2), учить даты, термины, карту Смуты.

Окончание Смуты. Новая династия

Окончание Смуты. Новая династия

ПЛАН УРОКА Минин и Пожарский Освобождение Москвы Избрание Михаила Романова Политика правительства Романова

ПЛАН УРОКА

  • Минин и Пожарский
  • Освобождение Москвы
  • Избрание Михаила Романова
  • Политика правительства Романова
ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ Работа с картой и письменным заданием

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ

Работа с картой и письменным заданием

Избрание Михаила Романова С освобождением Москвы первой задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство , являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к нормальной жизни .

Избрание Михаила Романова

С освобождением Москвы первой задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство , являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к нормальной жизни .

Избрание Михаила Романова Пожарский, Минин, Трубецкой разослали письма, призывавшие в Москву выборных от всех сословий для решения судьбы престола. С конца 1612 г. стали съезжаться выборные люди: московские и провинциальные дворяне , купцы и посадские люди, атаманы и вольные казаки, стрельцы, черносошные крестьяне . В Соборе 1613 г. участвовали члены Боярской думы и духовенство. Не было здесь только холопов и крепостных крестьян .

Избрание Михаила Романова

Пожарский, Минин, Трубецкой разослали письма, призывавшие в Москву выборных от всех сословий для решения судьбы престола. С конца 1612 г. стали съезжаться выборные люди: московские и провинциальные дворяне , купцы и посадские люди, атаманы и вольные казаки, стрельцы, черносошные крестьяне . В Соборе 1613 г. участвовали члены Боярской думы и духовенство. Не было здесь только холопов и крепостных крестьян .

Избрание Михаила Романова После жарких споров и закулисных интриг участники избирательного Собора остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова . Юный претендент на престол не принимал активного участия в борьбе и, значит, не принадлежал явно ни к одной из враждующих партий. Каждый мог надеяться в будущем заручиться его поддержкой. Зная тихий нрав Михаила, бояре рассчитывали, что им удастся легко управлять царём.

Избрание Михаила Романова

После жарких споров и закулисных интриг участники избирательного Собора остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова .

Юный претендент на престол не принимал активного участия в борьбе и, значит, не принадлежал явно ни к одной из враждующих партий. Каждый мог надеяться в будущем заручиться его поддержкой. Зная тихий нрав Михаила, бояре рассчитывали, что им удастся легко управлять царём.

Иван Сусанин Русский национальный герой из Костромской области, прославившийся спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны. Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти».

Иван Сусанин

Русский национальный герой из Костромской области, прославившийся спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны.

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти».

1613 г. – Земский собор, воцарение династии Романовых 1613-1645 гг. – правление Михаила Федоровича Романова

1613 г. – Земский собор, воцарение династии Романовых

1613-1645 гг. – правление Михаила Федоровича Романова

Политика правительства Романова Башня Смоленской крепостной стены Прочитайте самостоятельно п.4 §14 и ответьте на вопросы: 1. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю? 2. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?

Политика правительства Романова

Башня Смоленской крепостной стены

Прочитайте самостоятельно п.4 §14 и ответьте на вопросы:

1. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю?

2. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?

Политика правительства Романова Башня Смоленской крепостной стены 1617 г. – Столбовский мир со Швецией ( Россия потеряла выход к морю ) 1618 г. – Деулинское перемирие ( Россия отдала Речи Посполитой Смоленск, Чернигов; Владислав претендовал на русский престол )

Политика правительства Романова

Башня Смоленской крепостной стены

1617 г. – Столбовский мир со Швецией ( Россия потеряла выход к морю )

1618 г. – Деулинское перемирие ( Россия отдала Речи Посполитой Смоленск, Чернигов; Владислав претендовал на русский престол )

ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ Разорение и запустение Людские потери Обнищание народа Бегство на окраины Сохранение независимости гос-ва Воцарение новой династии Ослабление боярства, усиление дворянства Усиление закрепощения крестьян Централизация власти Подъем национального духа Потеря ряда территорий ( Смоленск, Чернигово-Северские земли ) и выхода к Балтийскому морю Ослабление военной мощи

ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ

  • Разорение и запустение
  • Людские потери
  • Обнищание народа
  • Бегство на окраины
  • Сохранение независимости гос-ва
  • Воцарение новой династии
  • Ослабление боярства, усиление дворянства
  • Усиление закрепощения крестьян
  • Централизация власти
  • Подъем национального духа
  • Потеря ряда территорий ( Смоленск, Чернигово-Северские земли ) и выхода к Балтийскому морю
  • Ослабление военной мощи
ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Почему избрание царя стало первоочередной задачей после изгнания интервентов из Москвы? 2. Почему среди не менее знатных и известных претендентов на престол был выбран Михаил Фёдорович Романов? 3. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю? 4. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ

  • 1. Почему избрание царя стало первоочередной задачей после изгнания интервентов из Москвы?
  • 2. Почему среди не менее знатных и известных претендентов на престол был выбран Михаил Фёдорович Романов?
  • 3. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю?
  • 4. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §14, повторить 1-2 главы, даты, термины, подготовка к контрольной.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§14, повторить 1-2 главы, даты, термины, подготовка к контрольной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!