СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.»

Тема. Окислительно-восстановительные реак­ции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Цель. Сформировать представление учащихся о окислительно-восстановительных процессах, их механизме

Задачи:

  • Сформировать понятие об окислительно-восстановительных  реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.

  • Дать понятия «окислитель» и «восстановитель»

  • Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления

  • Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов

  • Показать значение ОВР в промышленности, природе, быту, биологических системах

  • Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснений явлений окружающего мира. Продолжить развитие логического мышления, умения анализировать и сравнивать.

  • Формировать научное мировоззрение учащихся, совершенствовать трудовые навыки

Планируемые результаты.

Предметные. Знать определение ОВР, окислителя, восстановителя, уметь определять процессы окисления, восстановления, приводить примеры ОВР

Метапредметные. Уметь применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. Уметь слушать и понимать речь других людей.

Личностные. Уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

  1. Проверка Д/з

Беседа.

        1. Что такое атом, ион?

        2. Чем они отличаются?

        3. Что такое электрон?

        4. Что такое степень окисления?

        5. Как рассчитать степень окисления?

        6. На какие типы делятся реакции по отношению к степени окисления?

Задание.

        1. Рассчитайте степень окисления

Cl2O7, SO3, H2S, OF2, PCl5, Mg3N2, Cl2, HClO4, Cr2(SO4)3, Na3P, Al(NO3)3, SF6, BaH2, CaSO4

  1. Мотивация учебной деятельности

Путешествие в прошлое:

Учитель: В III веке до н.э. на острове Родос был построен памятник в виде огромной статуи Гелиоса (у греков Бог Солнца).Грандиозный замысел и совершенство исполнения Колосса Родосского – одного из чудес света- поражали всех, кто его видел.(показ колосса на слайде).Мы не  знаем точно, как выглядела статуя, но известно, что она была сделана из бронзы и достигла в высоту около 33 м. Статуя была создана скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее .Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен. Ученые считают причиной недолговечности этого чуда стала коррозия металла, а основе процесса коррозии лежат окислительно- восстановительные реакции. Запишите в тетради тему урока.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с окислительно - восстановительными реакциями и выясним. Научимся определять в реакциях окислитель и восстановитель. Научимся составлять схемы процессов отдачи и принятия электронов.

  1. Изучение нового материала

Давайте рассмотрим уравнение реакции горения магния. Расставим СО элементов до и после реакции. Видим, что реакция протекает с изменением СО.

0 0 +2 -2

2Mg + O2 → 2MgO

Реакции, протекающие с изменением степени окисления, называются окислительно-восстановительными реакциями.

Рассмотрим детально процесс изменения степени окисления элементов.

0 +2

Mg – 2ē → Mg

Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются, то есть процесс отдачи электронов – окисление. Магний окисляется.

0 -2

O + 2ē → O

Степень окисления кислорода понижается от 0 до -2, он восстанавливается.

Элементы или вещества, принимающие электроны называются окислителями; процесс принятия электронов – восстановление.

В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается.

Эти процессы неразрывно связаны между собой.

Запишите в тетрадь схему:

ОВР везде. Но наибольшее значение ОВР имеет в промышленности и металлургии.

Сообщение учащегося «ОВР в жизни человека»

Производство серной кислоты осуществляют в три стадии, две из которых являются ОВР.

Производство азотной кислоты включает в себя три стадии, все три являются ОВР.

Разнообразные восстановители используются в металлургии, например, для получения железа.

В районах действий вулканов образуются залежи самородной серы в результате ОВР.

А во время грозовых процессов азот соединяется с кислородом с образованием оксида азота (II), который далее превращается в оксид азота (IV) и на землю льются кислотные дожди.

С помощью ОВР можно восстановить краску. Со временем под действием сероводорода воздуха старые картины, написанные свинцовыми белилами, чернеют, поскольку превращаются в черный сульфид свинца. В процессе реставрации картины промывают перекисью водорода, и они вновь становятся яркими.

Биологические процессы в клетке связаны с использованием энергии, а ее источником является реакция окисления углеродов и липидов кислородом воздуха.

С помощью ОВР получают кислород в космосе. Для этого используют надпероксид калия.

  1. Закрепление полученных знаний

Для ОВР укажите окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, составьте электронные уравнения.

  1. BaO + SO2 → BaSO4

  2. CuCl2 + Fe → FeCl2 + Cu

  3. Li + O2 → Li2O

  4. CuSO4 + 2KOH → Cu(OH)2 ↓+ K2SO4

  5. H2SO4 +Mg → MgSO4 + H2

  6. CuS + HNO3 → Cu(NO3)2 + S + NO + H2O

  1. Домашнее задание

§1 чит, стр. 7 №1, 2(п)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выставление оценок за урок


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.

  2. Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс/ Сост. Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.

  3. Шоботенко Т.И. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса // Химия. 2010. № 6 (210). С. 20 – 23

  4. Черномордова М.А. Окислительно-восстановительные реакции (9 класс) // Инфоурок. 2015. – URL: https://infourok.ru/urok-po-himii-na-temu-okislitelnovosstanovitelnie-reakcii-klass-408815.html (дата обращения: 09.02.2023)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!