Учитель географии МБОУ «Школа-лицей №2» г. Белогорска РК Карпова А.А.
7 класс
Тема: Океаны Земли – Тихий и Северный Ледовитый
Цели урока:
- устанавливать по карте особенности географического положения океанов, выявлять особенности природы, органического мира, хозяйственного освоения океанов, составлять описание океанов по плану. Объяснять причины отличий океанов;
- формирование целостного географического образа планеты Земля, формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов;
- формирование опыта творческой деятельность по реализации познавательных , социально – коммуникативных потребностей;
- воспитание ответственного отношения к учебе, выработка у учащихся понимания значимости географических знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, карта океанов «Мировой океан», физическая карта мира, атлас, мультимедийный комплекс, электронное приложение к учебнику, видеофильм «Океаны Земли», презентация «Перспектива освоения российского сектора шельфа Северного Ледовитого океана», Г.Д.Довгань. «Школьные таблицы. География.5-7 класс», оценочный лист.
Планируемые результаты
Личностные
формирование целостного мировоззрения;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий средств их достижения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
Предметные
формирование первичных навыков использования территориального -подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Ход урока
Организационный этап
Учитель проводит перекличку, проверяет готовность учащихся к уроку, наличие на партах всего необходимого.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель напоминает, что Мировой океан- непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова. Затем учитель предлагает обратиться к карте «Мировой океан», вспомнить известные им океаны Земли и попробовать сформулировать тему и учебные цели урока.
Актуализация знаний
Прежде чем перейти к подробной характеристике двух океанов необходимо вспомнить ранее изученный материал из курса 6 класса:
что такое океан?
показать на карте известные вам океаны Земли;
используя данные учебника (стр. 81, 83, 84), назвать океаны по увеличению их площади.
чего на Земле больше – суши или воды? Насколько площадь Мирового океана больше площади суши?
согласитесь ли вы с мнением одного ученого, что нашу планету логичнее было бы назвать Океан?
Изучение нового материала
Итак, вспомнив основные моменты о Мировом океане, мы приступаем к пополнению багажа знаний об океанах Земли. В ходе урока работа будет выполняться индивидуально и в парах.
Посмотреть видеофильм «Океаны Земли», затем самостоятельно записать в тетрадь предварительные выводы об особенностях Тихого и Северного Ледовитого океанов, обменяться мнениями.
Используя план характеристики океана, материал учебника (параграф 21), географический атлас, дополнительную справочную информацию, учащиеся, работая в паре, заполняют таблицу «Тихий океан и Северный Ледовитый океан».
После завершения письменного задания начинается этап устного обсуждения материала. Учащиеся, выходя к карте океана, дают ему развернутую характеристику, дополняют друг друга, совместно делают выводы.
Закрепление изученного материала
Используя получены в ходе урока знания, сделать вывод о чертах сходства двух океанов;
Выявить черты отличия океанов, назвать причины этих отличи;
Просмотреть презентацию «Перспектива освоения российского сектора шельфа Северного Ледовитого океана». Сделать вывод о значении Северного Ледовитого океана для нашей страны.
Подведение итогов, оценивание учащихся
Учитель совместно с учащимися поводит итоги урока, делает вывод, насколько достигнуты поставленные цели урока, анализирует и оценивает работу учащихся.
Домашнее задание
Ответить устно на вопросы 1-5 на стр. 82 по параграфу 21, подписать на контурной карте крупные моря, заливы, проливы, острова и полуострова Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Рефлексия
В оценочном листе каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, качество выполненного задания, свой вклад в изучение нового материала. Оценочный лист сдается вместе с таблицей «Тихий океан и Северный Ледовитый океан», анализируется учителем.
Приложение 1.
План характеристики океана:
Географическое положение
Рельеф дна, средняя и максимальная глубина
Климатические особенности
Свойства воды
Течения
Органический мир
Природные ресурсы океана, хозяйственное использование
Экологические проблемы, пути их решения
Приложение 2