Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильногообучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения
Формы контроля
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Курс рассчитан на 34 часа. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Ожидаемые результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
-успешно сдать экзамен по географии в новой форме;
-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей( профиля обучения)
-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневыхзаданий
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:
-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии6-9 класса общеобращзовательной школы
-обрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира
Календарно-тематическое планирование
№п/п | № урока | Тема урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание |
6 класс Раздел 1. Источники географической информации. |
1. | | Географические модели; глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). | | | |
2. | | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | | | |
3. | | Зачет «Источники географической информации». | | | |
Раздел 2. Природа Земли и человек. |
5. | | Земля и её внутреннее строение. Породы, слагающие земную кору. Движения земной коры. Землетрясения. Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана. Полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. | | | |
6. | | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части. Водные ресурсы Земли. | | | |
7. | | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | | | |
8. | | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. | | | |
9. | | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. | | | |
10. | | Зачет «Природа Земли и человек» | | | |
7 класс Раздел 1. Материки, океаны народы и страны. |
11. | | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и океанов. Соотношение суши и океанов на Земле. | | | |
12. | | Особенности географического положения южных материков. Географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.Внутренние воды Африки. Природные зоны. Население Африки. | | | |
13. | | Географическое положении Австралии, история исследования, рельеф и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны.Население и хозяйство. | | | |
14. | | Географическое положение Ю.Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население. | | | |
15. | | Общие особенности природы северных материков. Географическое положение С.Америки. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население материка. | | | |
16. | | Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы Евразии. | | | |
17 | | Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | | | |
18. | | Зачет «Материки, океаны народы и страны» | | | |
8 класс Раздел 1. География России. Особенности географического положения России. |
19. | | Территория и акватория. Морские и сухопутные границы. | | | |
20. | | Часовые пояса. | | | |
21. | | Административно-территориальное устройство России. | | | |
Раздел 2. Природа России |
22. | | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | | | |
23. | | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. | | | |
24. | | Внутренние воды и водные ресурсы. Природно-хозяйственные различия морей России. | | | |
25. | | Почвы. Растительный и животный мир. Природные зоны Земли. Высотная поясность. | | | |
26. | | Зачет «ГП России. Природа России» | | | |
9 класс Раздел 1. Население и хозяйство России. |
27. | | Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения. | | | |
28. | | Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. | | | |
29. | | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. | | | |
30. | | География отраслей промышленности. | | | |
31. | | География сельского хозяйства и транспорта России. | | | |
32 | | Зачет «Население и хозяйство России» | | | |
Раздел II. Региональная часть курса |
33. | | Западный макрорегион – Европейская Россия (Север, Северо-Запад, Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал) Восточный макрорегион – Азиатская Россия (Сибирь и Дальний Восток). Россия в современном мире. | | | |
34. | | Зачет «Регионы России» | | | |
Перечень учебно - методического обеспечения
1.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2016г.
2.Атлас География 6 класс изд. «Дрофа»
3.В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, География материков и океанов,7 класс – М.: Дрофа, 2016г..
4.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Дрофа
5.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2016.
6.И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс М.: Дрофа, 2008.
7. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
8.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия1, Москва ,изд.центр«Вентана- Граф», 2010
9.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru
ПОДГОТОВКА К ОГЭ
ПО ГЕОГРАФИИ